Курс валют USD 0 EUR 0

Статуи воинов из категории «каменных баб»

Комментариев: 0
Просмотров: 540

Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ

 

Среди многочисленных каменных статуй степной России, неудачно получивших название «каменных баб» — отчего бы не восстановить древнее тюркское наименование балбал? – особенный интерес представляют изваяния мужчин в военных доспехах и с оружием у пояса. Их сравнительно немного; работа отличается наиболее совершенной техникой; так, только у них встречаются отделенные от туловища руки, а про лицо можно сказать, что оно носит портретный характер и во всяком случае представляет национальный тип.

ITUAK_45 copy     ITUAK_45-36 copy

Самою замечательною статуею этого рода надо признать прекрасно сохранившуюся бахмутскую, находящуюся в Московском историческом музее (рис.1). Сверх обычного, довольно удлиненного кафтана на воине надет панцирь с проймами на плечах, с толстым воротом, с фигурным украшением на груди защитного назначения. Панцирь снабжен стоячим пластинчатым воротником; рукава закрывают только верхнюю половину плечевой части руки, оканчиваются утолщенным ободком и покрыты широкими пластинами; такими же широкими пластинами покрыта нижняя половина панциря, охватывающая живот со всех сторон. Этот панцирь очень точно подходит к татарским кожаным латам, описанным Иоанном де Плано Карпини. Отсюда не следует, однако, что воин изображает татарина. Гладкий, изогнутый на вид желоба широкий пояс вокруг огибает панцирь; на поясе с левой стороны изображены нож в чехле и сумочка, стягиваемая ремешком. Панцирь, как далее увидим, должен быть кожаный; о пластинках же трудно сказать, были ли они металлические или тоже кожаные. На голове находится низкий, гладкий шлем в форме мисюрки, несомненно, металлический, украшенный круглыми бляхами, с широким толстым ободком без наносника, так как у шлемов подобного рода наносников не полагалось; но есть другая принадлежность шлема, обыкновенно не встречающаяся у этих статуй, — наушники; они изображены чешуйками, спускающимися к вороту панциря. Второй, узкий ободок, идущий вокруг головы параллельно к ободку шлема, надо признать  принадлежащим мягкой шапочке, надеваемой на голову для предохранения ее от соприкосновения с металлом. В руках воина традиционный сосуд. На ногах, ниже кафтана, сделаны возвышения, быть может – наколенники. Сзади изображены четыре косы, соединяющиеся на спине в две.

В музее Таврической ученой архивной комиссии в недавнее время поступила разбитая каменная статуя, изображающая воина и сохранившаяся только до пояса (рис. 2). Она найдена близ села Вознесенки Евпаторийского уезда, лежащею на небольшом кургане, насыпанном почти сплошь из камней местного известняка, и можно предполагать, что в кургане скрыта и нижняя половина статуи. Подобного рода курганов у с. Вознесенки много.

Воин имеет на голове высокий шлем, украшенный металлическим набором, состоящим из четырех вертикальных полос, сливающихся вверху в колпак или конус, увенчивающийся шишаком, который полностью не сохранился. Широкая металлическая полоса составляет ободок шлема; а небольшой выступ на лбу изображает наносник, который делается коротким, чтобы показать его поднятым вверх; иначе, опуская его вниз, пришлось бы обезобразить лицо. На груди воина ремни, надо полагать, кожаные; два спускаются с плеч, имеют удлиненные концы, третий ремень пересекает первые два ремня поперек и проведен под мышки на спину. На местах скрещивания ремней изображены две круглые бляхи около двух вершков в диаметре. На рукавах кафтана, ниже плеч, обозначены вышивки, обычно встречающиеся как на мужских, так и на женских кафтанах. Руки отделены от туловища, вследствие чего и оказались отбитыми. На задней стороне статуи видны три косы, сходящиеся в одну, причем две крайние перекрещиваются, как бы вплетенные в среднюю, которая спускается ниже и оканчивается утолщением. Ясно видны наплечники и ремни, скрещивающиеся посередине спины, с круглой бляхой или ременной накладкой на местах их скрещивания. Размеры уцелевшей части статуи следующие: высота 1 арш. 3 вер., ширина в плечах 3/4 арш., ширина в поясе 5,5 вер., высота головы со шлемом 9 вер., ширина головы 5,5 вер. Вес 5 пуд. 11 фунтов.

Нагрудные круглые бляхи еще не имеют объяснения. Граф А.Уваров заметил только, что мужские изваяния «имеют на обнаженной груди какое-то наплечное украшение с бляхами спереди». По всей вероятности, эти бляхи разъяснились бы, если бы мы имели подробное описание половецкого вооружения; но такого описания не существует, а потому для решения вопроса приходится искать других данных, и такие, по-видимому, существуют. Если мы обратим внимание на ремни, изображенные на груди воинов, то заметим, что они, проходя под мышками и через плечи на спину, там поддерживают что-то, являющееся как бы противовесом бляхам. Есть основание предполагать, что ремни имеют назначение удерживать спинной панцирь. Что такие панцири существовали у кочевых народов, любивших обращаться в притворное бегство, чтобы завлечь противника в засаду, на это есть указание у Марко Поло. Правда, он говорит про татар; но если даже допустить, что мысль о таком военном приспособлении возникла первоначально у татар, она, ввиду своей целесообразности, могла найти осуществление и у других племен. Знаменитый путешественник сообщил о татарском вооружении следующее: «Вооружение у них: лук, меч и палица; всего больше они пускают в дело лук, потому что ловкие стрелки; а на спине у них панцирь из буйволовой или другой какой кожи, вареной и очень крепкой. Еще ранее Марко Поло один англичанин в 1243 г. заметил нечто подобное: «Оружие татар – луки, панцири из выделанных звериных кож, дротики, палицы, алебарды и мечи (сабли). В особенности они отличные стрелки. Их спины только легко вооружены, чтобы они не вздумали обратиться в бегство. Неизвестный автор понял по-своему причину легкости вооружения спины. Значит, кожаные панцири, специально предназначенные для защиты спины, существовали, несомненно, в XIII столетии, и половцам были известны. В таком случае смысл круглых блях на груди статуй уяснился бы сам собою.

В 1864 г. В.Тизенгаузен произвел раскопку небольшого кургана близ г.Новочеркасска и в насыпи, на глубине 1/2 аршина от верхней площадки, нашел обломки трех каменных баб из известкового камня; одна из них изображала воина и была сдана находчиком в Новочеркасскую гимназию, но, по наводившимся мною справкам, там ныне не находится и считается пропавшей. Так как эта статуя, сохранившаяся в рисунке художника Вольскаго, имеет тесную аналогию с Вознесенской и даже отбита подобным же образом, но я прилагаю здесь ее рисунок (рис. 3). Уцелевшая часть имеет 1,25 арш. Высоты. На воине надет шлем, имеющий высоту 6 вершков; он украшен четырьмя вертикальными металлическими полосами, между которыми вверху помещены по две лопасти, образующиеся в совокупности конус; шишак полностью не сохранился; внизу двойной ободок с наносником, над которым сделаны два отверстия; по-видимому, это приспособления для задержания наносника. В ушах находятся серьги. Грудь покрыта принадлежностями спинного панциря: ремнями, с наведенным орнаментом, и двумя круглыми бляхами.

Нельзя не пожалеть, что мы еще не имеем полной фигуры подобного типа каменных статуй.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог