Курс валют USD 0 EUR 0

Текие «Ени-джами» дервишей-молчальников в Симферополе

Комментариев: 0
Просмотров: 951

Ив. ВОЛОШИНОВ, 1918 г.

 

(Публикуется в сокращении)

Текие «Ени-джами», в котором молились молчаливые дервиши, так называемые мушиды, было обнаружено совершенно случайно. О существовании его никто не подозревал. Мусульманская комиссия симферопольского санитарного попечительства нуждалась в помещении для народной аудитории и библиотеки для татар. Председатель этой комиссии д-р П.К.Кондорский остановился на старом, с прогнившей крышей здании текие, находящемся во дворе мечети «Ени-джами», на углу Мечетной, Фонтанной и Малофонтанной улиц.

При детальном осмотре текие д-р П. К. Кондорский обратил внимание на особое деревянное сооружение внутри помещения, против михраба, состоящее из двух этажей и заключающее в себе отдельные камеры, или кельи с маленькими окошечками, обращенными на михраб.

Мулла (имам) мечети «Ени-джами» Сеит-Мемет-эфенди на вопрос, что это за сооружение, пояснил, что осматриваемое текие служило молельней для молчаливых дервишей, мушидов, которые около 40 – 50 лет тому назад перестали собираться в Симферополе, и с тех пор здание пустует. 15 лет тому назад оно было приспособлено под мектеб, причем тогда деревянная стена камер была закрашена, а окна их забиты. Наконец, около 4 лет тому назад, крыша здания пришла в такую ветхость, что заниматься там дальше не было возможности, и мектеб перешел в другое место. Тогда Сеит-Мемет-эфенди возбудил ходатайство перед вакуфной комиссией об ассигновании средств на ремонт разрушающегося здания, но ответа от нее не последовало.

Д-р П.К.Кондорский сообщил о своем открытии некоторым членам комиссии по охране памятников старины и природы при Крымском Обществе Естествоиспытателей и Любителей Природы. Члены этой комиссии в составе д-ра П.К.Кондорского, В.В.Соколова, А.И.Казаса и автора этого сообщения детально осмотрели текие, произвели фотографические снимки и измерения камер деревянного сооружения, где молились дервиши.

Между тем текие «Ени-джами» заслуживает полного внимания как памятник, если и не глубокой старины, то во всяком случае такого явления, которое уже отошло, по крайней мере, в Симферополе, в область прошлого и вряд ли снова повторится.

Мушиды молились здесь около 40 – 50 лет, число их постепенно сокращалось, пока последние не перешли в Бахчисарай, где и сейчас имеется их текие под именем Нахшибенди.

О существовании в Крыму мушидов мало кто знает. В то время, как дервиши, выражающие свои молитвенные чувства громко, пользуются большой популярностью и известностью, молчальники почти никому не известны. Среди мусульман последние, впрочем, известны, и к ним относятся с гораздо большим почтением и уважением, чем к кричащим дервишам, но в виду своей скромности, отсутствия показной стороны при выражении молитвы, они не бросаются в глаза, незаметны. Уважение, с которым относятся мусульмане к мушидам, основывается, несомненно, на глубоком значении и смысле уединенной, молчаливой, скрытой от посторонних глаз молитвы.

Дервиши-молчальники имеют своего особого шейха, живущего при текие, куда от поры до времени в разное время года и на разные сроки приходят мушиды, оставляя свои семьи и житейские дела, чтобы отдаться молитве и самоуглублению. В текие они поселяются, не имея общения с внешним миром. Тут же они готовят себе незатейливую пищу в особой пристройке.

Удалившиеся от земной суеты дервиши целый день проводят в молитве, но само моление происходит не совместно, как у кричащих дервишей, а каждый запирается в отдельной келье особого сооружения против михраба, в которой имеется узенькое маленькое оконце, обращаемое на алтарь. Кельи между собой не сообщаются. Здесь, в этой келье, никого не видя и не чувствуя близости даже своего соседа, дервиш-молчальник углубляется в молитву.

Устройство помещений для молитвы в симферопольском текие таково. Наружная дверь со двора ведет в сени, где обычно оставляется молящимися обувь. С правой стороны находится полуразрушенная лесенка, ведущая как бы на хоры через люк. Сени отделяются от внутреннего помещения молельни широким деревянным сооружением, которое можно сравнить со шкафом, идущим до самого потолка. Посредине этого сооружения сделан проход в молельню. Если войти в последнюю и стать спиною против михраба, то глазам представится деревянная стена до самого потолка, причем по обе стороны прохода этого сооружения видны по четыре двери и по столько же оконец; верхняя половина стены (второй этаж) имеет только шесть оконец. Некоторые оконца забиты. Часть деревянной стены внизу по ту и другую сторону прохода разобрана, благодаря чему разрушено несколько келий, в которые втиснуты сложенные одна на другую классные парты.

Если подняться по лесенке через люк в полу второго этажа наверх, то во втором этаже окажется два ряда келий, между которыми устроен проход в виде коридора. По правую руку, считая от входного люка, расположено 6 келий, по левую — 4: вход в кельи из коридора. Первые шесть келий расположены непосредственно над 8 нижними и имеют такие же оконца, как и внизу, обращенные на михраб. Из четырех же келий второго этажа только два последние имеют оконца, первые два освещаются небольшим сводчатым, в виде ниши окном, сделанным в наружной стене здания. При помощи таких же двух окон, расположенных по концам коридора, освещается весь второй этаж.

Описанные кельи в текие «Ени-джами» представляют особый интерес. Михраб, наружные окна здания с железными решетками – обычны. В архитектурном отношении здание не представляет никакого интереса. Сама постройка не деревянная, ей 75 – 80 лет. Но тем не менее было бы весьма желательно сохранить в неприкосновенности кельи, в которых молились дервиши-мушиды. Мусульманская комиссия, о которой упоминалось в начале сообщения, стремясь расширить помещение, предлагала уничтожить деревянное сооружение с кельями, но казалось бы, что, приведя здание в надлежащий вид, можно было бы, не разрушая келий, устроить в них библиотеку, если мысль об устройстве аудитории для народных чтений еще не отпала. Во всяком случае, что бы в описанном текие ни помещалось, следует сохранить в нем кельи, восстановив их прежний вид, так как эти кельи являются уже историческим памятником, если и не седой древности, то постепенно исчезающей старины.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог