Среди крымских татар летом 1916 года
А. САМОЙЛОВИЧ
В селении Даулджар Евпаторийского уезда я познакомился с жителем селения Отуз того же уезда хаджи Али эфенди. Среди других этнографических сведений я записал от него данные о 12-летнем животном цикле, которые и сообщаю дополнительно к своей заметке «Об изменениях в 12-летнем животном цикле у некоторых турецких племен». Счет лет по этому циклу сохранился в Крыму поныне у стариков и женщин. Хаджи Али эфенди и присутствовавшие при нашей беседе другие степняки-татары подтвердили и расширили данные моей заметки об изменении основных значений названий двух годов: 1) «лу» — «дракон» и 2) «мечин» — «обезьяна». Хаджи Али толкует слово «мечин» определенно, как «Божья коровка» («кара нокталы кызыл боджек» — «красное насекомое с черными точками»). В отличие от ранее собранных мною неопределенных толкований слова «лу» хаджи Али точно переводит это название словом «паук» («орумчек»). Из слов хаджи Али и других татар выяснилось, что название года «барса» («барс»), о котором в моей заметке речи не было, также ныне толкуется в крымской степи по-новому. Произнося это слово – «барыс», татары объясняют его так: «белый навозный червь (курт) с красной головой».
В крымские степи занесена и легенда о происхождении животного цикла, в которой объясняется, почему в цикл не попало такое видное животное, как верблюд, и почему первое, самое почетное, место заняла в цикле крохотная мышь.
Год животного цикла начинается в месяце зодиака Овен («хамель»), когда прилетают журавли, т. е. в марте.
В зависимости от свойств животных, именами которых прозываются года, последние делятся на счастливые, несчастные и средние, причем влияние годов простирается как на людей, так и на животных. Лучшим, счастливейшим годом считается год овцы («коюн»), далее следуют годы лошади («йылкы»), змеи («йылан»), коровы («сыгыр»). Несчастными считаются годы мыши («сычан»), зайца («даушан» или «коян»), средним – год барса. Об остальных годах хаджи Али сведений не дал. По-видимому, хаджи Али не особенно тверд в различении свойств годов. Во всяком случае его определения сильно расходятся с воззрениями туркестанского народа таранчинцев; воззрения других турецких племен на свойства годов животного цикла мне неизвестны. Знаю только, что у киргиз-казаков год зайца несчастный.
comments powered by HyperComments