Курс валют USD 0 EUR 0

Путешествие по окрестностям Ай-Васыла с Ибраимом-ака

Комментариев: 0
Просмотров: 1 125

Гирей БАИРОВ

 

Лет шесть назад с ребятами поехали в Ялту, в село Ай-Васыл (Ай-Василь). Я ранее опрашивал старожилов этого села — Диляру Мухтерем-Куйма, Сары Халиль Ибраим оглу, Шавера Ибраимова, Мурата Осман Асан-оглу, Амета Сеит-Амета, Кемала Куку и др. К этому времени наша группа на сайте Одноклассники разрасталась, и у нас появились единомышленники, в том числе и в Ай-Васыле. На этот раз нам помог Ахтем Каймакан. Он привел нас к уроженцу села Ай-Васыл Ибраиму-ака Адаманову и его жене, уроженке села Никита, Пемпе Асановне Адамановой (Усеиновой). Ибраим-ака оказался замечательным рассказчиком, у него была хорошая память. Он все помнил в мельчайших подробностях. Меня в то время больше всего интересовала микротопонимика села — это названия окрестных гор, родников, ущелий, рек Ай-Васыла. Мы по карте отмечали те названия, которые знал Ибраим-ака, но которых не было на карте.

ай васыл Ибраим Адаманов

Ибраим-ака и Пемпе Адамановы с группой энтузиастов

 

Ибраим-ака Адаманов родился в 1926 году в селе Ай-Васыл.

В 1937-м в Ай-Васыле родного деда Ибраима-ака в числе еще 80-ти крымских татар за совершение намаза посадили в тюрьму. Всем им дали по 10 лет. Дед так и умер в Архангельске в лагерях.

В начале мая 1944-го Ибраима-ака забрали в трудармию, как и всех мужчин-крымских татар, а 18 мая — выселили весь крымскотатарский народ – детей, женщин, стариков.

В 1945 году Ибраим Адаманов был призван в трудармию в Майлису, участвовал в строительстве гидроэлектростанций в Ярославле, Кайраккуме, Бекабаде.

В 1965 году, впервые после выселения, ему удалось побывать в Крыму.

Долгое время жил на Кавказе.

В начале 1990-х Ибраим-ака вернулся в Крым, в родное село Ай-Васыл. Начал своими силами строить дом.

Ай-Васыл был большим селом, с 3-4 кварталами — маалле – Юхары-маалле, Орта-маалле, Ашары-маалле, Араба ёл-маалле.

В Ай-Васыле было 3 джами, 2 джами —  в Дерекое.

При опросе я уделил большое значение микротопонимам, они рассказывают о нашем прошлом.

Массандра-дагъы (Мордвинов-дагъы), Баланынъ хаясы, Сиври-хая, Уч-хош,  Джады бурну (сейчас называют Шапка), Кабопул, Стиля богъазы, Хызыл-хая (Красный камень), Уч-Сырым, Алонья, Дурла-хая, Донгъа, Оксек-бурун, Пилякилер (там начинается река, бент – перекрытие канавы), Гува-озени – сейчас источник питьевой воды, Бала-озени (Гува и Бала-озени — две реки, которые соединяются возле Ялтинского автовокзала),  Саганья – это ныне Московская и Киевская улицы, Лапата, Озенбаш богъазы, Ускули ер – это городской сад на Набережной, Дерекой-дереси, Ай-Васыл-дереси, Лейля – так в Ай-Васыле называют яйлу, Беш текне, Уч текне – стоянки на яйле, Кемел-Эгерек, Ханлы-дере (это в начале села Никита, если ехать из Гурзуфа), Педи-озени, Алоньядан кельген озен (сейчас ул.Кривошты, ост.Октябрь). Где был клуб «Октябрь», там был разлив, соединялись 3 реки.

Название родников:

Боссинин гозю, Сарыбашнынъ гозю, Чолахнын гозю. В этих местах несколько лет назад хотели открыть кладбище для ялтинцев. Ибраим-ака, как старожил Ай-Васыла, выступил с протестом против размещения кладбища на родниках. На автовокзале в Ялте на месте родника стоит туалет.

Название ущелий: Араба ёл-дереси (сейчас улица Кривошты), Папака-дереси.

ай василь дорога_0

Улочки старого Ай-Васыла

 

Ай-Васыл был богатым селом.

Названия соседних сел: Аутка (это сейчас территория 10-го микрорайона до Дома-музея Чехова), Дерекой, Массандра, Ай-Даниль, Ливадия.

Ибраим-ака в 1965 году, находясь в Крыму, зашел на базар. Здесь продавали яблоки, но тех старых крымских сортов уже практически не было. Сорта груш – бера, ильямус, фердинанд, коксул, ахлап, трана армут. Для сушки особенно подходил сорт груш трана, сушили в печках-фурунах, деревьев этого сорта было в Ай-Васыле всего 6, очень редкий сорт.

Сорта винограда – изабель, каталон, мускат, чауш, сатер, шашла.

Крыши домов в Ай-Васыле были земляные (дам топрах), во время дождя нужно было их уплотнять (дамны таптамах), чтобы не просачивалась вода. Также были крыши из черепицы (кирамет дам) и жести (тинекели дам).

Стихи-Загадки:

Узундыр бою,

Ешильдир сою,

Беяздыр ханы,

Сувдыр онынъ джаны.

Хыяр.

Тазе олен, токъ башакъ,

Ашап хуйрух семиртем,

Фабрикая юн, тери,

Халха сют, ягъ мен верем.

Хой (овца).

 

Мен сыджахта яшарым,

Дут япрагъы ашарым,

Мени алып бахсанъыз,

Сизге йипек ясарым.

Кокон шелкопряда.

 

Поговорка

«Эр бир коюнинъ кенди бир тюрлю хатых ашамасы вар».

Овцеводство

Было 3 хоша над селом на яйле, в каждом — по 10-15 тысяч овец.

Малич – местная порода овец, хуйрухлу – то есть имела хвостик.

Зиму овцы Ялтинского региона зимовали в балаклавской стороне. Ибраим-ака даже помогал чабанам, 2 раза в день доили овец — по 1000 голов. У чабана было 5-6 помощников.

Маяджы, помощник чабана – делал брынзу, для этого были казаны на 200-300 литров молока.

Йогурт – хатых – простокваша в Ай-Васыле.

В те времена на каждого жителя была норма: 30-35 овцематок для сельского жителя, 20 — для городского.

Названия блюд:

Чобан аш – составные части блюда – сарымсах — чеснок, отмек — хлеб, хатых — простокваша;

Джевизли аш — пельмени, посыпанные молотым орехом;

Йифах аш – суп с пельменями.

Была артель, где готовили чебуреки. В артели был давул – специальный казан, на дне которого были древесные угли, для того чтобы подавать чебуреки горячими.

Куреш:

В 1943 году в Алупке проходил праздник Дервиза с национальным состязанием  гуреш. На борцов завязывали пояса, для этого был специальный человек. В борьбе использовали такие методы: ыргъах хомаймах, аях чалмах, янбаш котермек.

Известные курешчи (борцы) в 1930-1940-х — Кара Смаиль, Рефат-ака Тантана.

К сожалению, уже нет в живых моего «экскурсовода» — рассказчика Ибраима-ака, но благодаря его ценным воспоминаниям сохранилась удивительная история Ай-Васыла.

(При написании крымскотатарских слов в статье использован диалект села Ай-Васыл.)

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог