Айше СЕИТМУРАТОВА, специально для «ГК»
«В сознании не только марксиста-ленинца, но и здравомыслящего человека не укладывается такое положение: как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям…»
(из доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС)
75 лет назад — 22 июня 1941 года бомбы, сброшенные на Севастополь в первые часы нападения нацистской Германии на Советский Союз, подняли весь крымскотатарский народ наряду с другими народами СССР на священную борьбу.
Крымские татары показали чудеса отваги и героизма, сражаясь с фашистскими захватчиками на фронтах Второй мировой войны, в рядах партизанских отрядов и подпольных групп.
За два месяца до освобождения Крыма, в феврале 1944 года, секретарь Крымского обкома партии по пропаганде Чурсин писал в газете «Красный Крым»: «Если немцы говорят, что они принесли свободу татарам Крыма — не верь этому. Теперь все убедились в том, что десятки татарских деревень снесены с лица земли, а сотни и тысячи крымских татар казнены. Немцы пришли в Крым как поработители и грабители татарского народа».
Спустя же четыре года после депортации крымских татар из Крыма, в 1948 году, тот же Чурсин, выступая на совещании историков Крыма, говорил: «Татарское население в Крыму никогда не являлось трудолюбивым. Поэтому, выселив татар, советское правительство поручило восстановление народного хозяйства Крыма русским и украинским колхозникам… Неверно молчанием критиковать крымских татар. О них нужно говорить правду, то есть разоблачать разбойничий характер, паразитический образ жизни…» Такова была в тот период шовинистическая пропаганда в Стране Советов против крымскотатарского народа.
Минул 71 год со дня разгрома гитлеризма. Однако, как и в советское время, так и сейчас, со стороны апологетов И.Сталина предпринимаются попытки приуменьшить вклад крымскотатарского народа в борьбу против фашизма. Они не только замалчивают факты, но еще и клевещут на целую нацию. Что мы, крымские татары, можем противопоставить фальсификациям, лжи и клевете? Реальные факты и документы.
Участниками крымскотатарского национального движения были собраны некоторые данные о крымских татарах участниках войны. Основываясь на эти материалы, хочу рассказать о славных сынах и дочерях крымскотатарского народа.
Они вели в бой армии и полки
В рядах советских вооруженных сил из числа крымских татар служили два генерала: Исмаил Булатов (член Военного совета 5-й ударной армии), Абляким Гафаров (заместитель заведующего управлением кадров ЦК ВКП (б), где курировал работу авиазаводов).
Полковников-крымских татар около 70 человек: Усеин Сулейманов (командир 1242-го стрелкового полка), Рефат Османов (начальник штаба артиллерии 38-й гвардейской дивизии), Исмаил Алиев (командир 321-й дивизии), Эмир-Усеин Чалбаш (летчик 1-го класса, командир истребительного авиаполка), Идрис Хайбуллаев (командир 585-го полка 214-й дивизии), Иззедин Сеферов (начальник политотдела 30-й Краснознаменной дивизии), Эмир-Усеин Амзаев (начальник медслужбы 1-й Дальневосточной армии), Ибраим Рамазанов (капитан 1-го ранга Балтийского флота), Алим Муратов (командир 630-го стрелкового полка) и многие другие.
Подполковников более 60 человек: Курсеит Мустафа (командир 10-го гвардейского воздушного десантного полка 3-й дивизии), Халиль Чалбаш (командир автомобильной части 57-й армии), Рефиджан Сулейманов (летчик 1-го класса, командир авиаэскадрильи 241-й дивизии), Кязим Назимов (капитан 2-го ранга, помощник капитана корабля Тихоокеанского флота), Умер Абдуллаев (командир инженерно-саперного батальона 269-й дивизии) и другие.
Умолкнувшая лира
Не остались безучастными поэты и писатели крымскотатарского народа. Сменив свои перья на автоматы, они боролись против фашизма. Из 15-ти поэтов и писателей — участников войны — 12 погибли, защищая родину и народ.
Вот их имена: поэты Халиль Кадыров (псевдоним Ыргат Кадыр, он погиб 26 января 1945 года, похоронен в братской могиле недалеко от деревни Попендорф в Восточной Пруссии), Амди Алим, Осман Амит, Максуд Сулейман, Азам Амет, Бекир Ваап (погиб в 1945 году в Берлине). При обороне Севастополя в 1942 году погибли писатели — Мамут Дибаг, Абляй Шамиль Чонгарлы, Эннан Алимов, Осман Батыров, Меннан Джаманаклы. В 1942 г. погиб Таир Усеин — учитель, поэт и командир взвода.
В то время когда, защищая свою Родину, от вражеских пуль гибли поэты и писатели крымскотатарского народа, в 1944 году по секретному приказу советского правительства сжигали их книги. А ведь многие из погибших поэтов и писателей были членами Союза писателей СССР.
Отважные подпольщики и разведчики
Подпольным патриотическим движением были охвачены все населенные пункты Крыма. Они проводили огромную боевую, разведывательную и диверсионную работу. Особую активность проявляли подпольщики татарских деревень Кучук-Узень, Туак и Куру-Узень Алуштинского района. Только в подпольной группе деревни Кучук-Узень действовало более сорока подпольщиков.
Группа в деревне Эски-Юрт Бахчисарайского района имела тесную связь с партизанами, устраивала побеги из лагеря военнопленных в лес — к партизанам. Активно действовали подпольные группы в деревнях Стиля Бахчисарайского района, Керменчик Куйбышевского района и многие другие.
Исключительно дерзкие и смелые операции подпольной группы Абдуллы Дагджи («дядя Володя»), действовавшей в Симферополе, и его героическая смерть вместе с семьей являются примером верности Родине и народу.
В Симферополе, кроме подпольной группы Абдуллы Дагджи, действовала и группа под руководством Григорьева, известного под прозвищем «инженер Миша». В этой группе принимала активное участие крымская татарка Гульзаде Софу. Она одновременно была членом группы Абдуллы Дагджи. В Государственном архиве Крыма в Симферополе имеются документы о Гульзаде Софу. В одном из них говорится: «Гульзаде была арестована в начале июня 1943 года. Хотя она знала все адреса двух групп, но никого не выдала… Гульзаде Софу была расстреляна 28 октября 1943 года в совхозе «Красный».
В Севастополе действовала подпольная группа Александра Мякоты. В состав этой группы входила крымская татарка Найле Велиева. Вместе с другими подпольщиками она была расстреляна за несколько дней до освобождения Севастополя. В числе освободителей был и ее старший брат Энвер Велиев — летчик. Похоронив сестру, Энвер вылетел на фронт. А на следующий день мать Велиевых, Мерьем, была вместе со всем народом выслана. И уже в Узбекистане Мерьем-апте получила извещение о смерти сына. Погиб Энвер при освобождении Латвии. Школьниками латвийского села Геелани в школьном музее собраны все материалы и документы об Энвере и Найле Велиевых.
Невозможно в газетной статье перечислить имена всех подпольщиков-крымских татар. Но хочу упомянуть еще несколько имен: Хатидже Чапчакчи, Абибе Асанова, Асие Аметова — все они после жестоких пыток в гестапо были расстреляны.
В начале октября 1943 года Алиме Абденнанова и радистка Лариса Гуляченко разведотделом Отдельной Приморской армии были направлены в тыл врага — в Крым. В селе Джермай-Кашик (Маяк-Салынского района) Алиме организовала подпольную группу. В эту группу входили: 70-летний Баталов, Абдуракиб Булатов, Хайрулла Мемеджанов, Васфие Аджибаева — медсестра, Неджибе Баталова — учительница, братья Сейфедин и Джеват Меннановы.
Подпольная группа была раскрыта провокатором-агентом гестапо, проникшим в подпольную группу Феодосии. Из архивных документов гестапо в Симферополе стали известны номер и прозвище этого агента — 312 — Белый.
26 февраля вся подпольная группа во главе с Алиме Абденнановой была арестована. Однако гестаповцы не знали, что Алиме к тому же еще и разведчица Отдельной Приморской армии. Предала Алиме ее радистка, которая с первых же дней ареста сотрудничала с гестаповцами. На очной ставке с радисткой Алиме сказала: «Я считала тебя близким другом, мне очень больно знать, что ты предательница».
В марте 1944 года подпольщики после мучительных пыток были расстреляны, а Алиме Абденнанова — доставлена в Симферополь. После жестоких пыток 5 апреля 1944 года она была расстреляна. 18 апреля 1944 года большая часть Крыма была освобождена. Через месяц, 18 мая 1944 года, родные Алиме и других подпольщиков вместе со всем крымскотатарским народом были загнаны в скотские вагоны и депортированы как «изменники родины» из Крыма.
Женщины и война
Женщины-крымские татарки сражались против оккупантов на всех фронтах Второй мировой войны. Например, 19-летняя Халисе Умерова добровольно с первых же дней пошла на фронт медсестрой. Начала свой боевой путь с Севастополя и дошла до Берлина.
В Севастополе Умерова была тяжело ранена и числилась в списке погибших. Комсомольский билет Умеровой, пробитый пулей, находится в музее в Севастополе. Однако Халисе Умерова победила смерть. После госпиталя снова фронт. Закончила она свой боевой путь у стен рейхстага. И только в 1960-е годы Умерова в Узбекистане смогла разыскать свою мать, высланную в 1944 году.
Еще более трагично сложилась судьба Зейнеп Ибрагимовой. Зейнеп, проводив мужа на фронт, оставив маленькую дочь у родных, пошла служить во флот. Участвовала в 250-дневной обороне Севастополя. Служила на корабле «Эльбрус». В начале 1944 года Зейнеп Ибрагимова получила извещение о смерти мужа. В мае 1944 года Ибрагимова на том же корабле «Эльбрус» участвовала в освобождении Севастополя.
Однако когда Ибрагимова сошла на родной берег, то родных и дочери в Крыму она не нашла. Писала во все инстанции, но ответы были неутешительные, а однажды сообщили, что дочери нет в живых. Благодаря своим соотечественникам Зейнеп Ибрагимова в 1975 году разыскала свою дочь Севиль. Мать и дочь встретились через 31 год. Ибрагимова награждена многими орденами и медалями.
Несколько слов о майоре медицины Суваде Куюмджи. С первых же дней войны Суваде вместе с мужем (тоже врачом) были мобилизованы на фронт. Начала свой путь она с Одессы, участвовала в Керченском десанте в декабре 1941 года, в Сталинградской битве. За героизм, проявленный в боях под Сталинградом, Суваде вместе с другими воинами была вызвана в Москву. И лично Калинин приколол ей орден Красной Звезды. Участвовала в освобождении Венгрии, Польши, Чехословакии и Германии и 9 мая была в Берлине.
Демобилизовалась Суваде Куюмджи из армии в 1947 году и, конечно, тут же была отправлена в ссылку, в Узбекистан.
Прямо из Кишинева в Ташкент, в ссылку, были отправлены Майре Ахаева и Зера Аметова — партизанки Югославии. Каким образом крымские татарки оказались в Югославии? Майре Ахаеву и Зеру Аметову угнали в Германию как рабочую силу.
Ахаевой и Аметовой удалось с небольшой группой бежать из концлагеря. Так они попали к партизанам Югославии. День победы — 9 мая девушки праздновали в Белграде.
Майре и Зера попрощались со своими югославскими друзьями и поспешили домой, на родину в Крым. Но увы! В Кишиневе девушкам вручили билеты не в Крым, а в Ташкент. И этапом отправили в вечную ссылку. Вот такая участь ждала всех воинов-крымских татар, возвращавшихся с победой на родину — в Крым после войны.
В книге «За родной Крым» есть статья «Хатидже, Катя». Автор М.Байсак, контр-адмирал (ныне покойный). Вот что он пишет: «В 8-й бригаде морской пехоты полковника Горпищенка, в составе которой мне довелось воевать, были представители многих национальностей бывшего Союза. Среди них и крымские татары.
Некоторых из них я хорошо знал: старшину 1-й статьи Исмаила Языджиева, разведчиков Аппаза Ахтемова и Энвера Исмаилова. Об их боевых делах было известно не только в нашей бригаде.
А рассказать я хочу о Хатидже Ислямовой, нашем внимательном и заботливом военфельдшере, которую бойцы и командиры называли ласково — Катей. Она приходила на помощь раненым и больным, и многие из них обязаны ей своей жизнью…
Не думала, конечно, участница обороны Севастополя, пролившая свою кровь в боях за родину, что после освобождения крымской земли от немецких захватчиков ей придется пережить новые страдания — оказаться депортированной в Среднюю Азию, где она прожила пятьдесят лет».
Хатидже Ислямова сейчас живет в Симферополе, инвалид войны второй группы. В декабре 2015 года ей исполнилось 95 лет.
Герои войны в ссылке
Естественно, перечислить всех воинов-крымских татар — участников Второй мировой войны по именам невозможно. Все они были отправлены в вечную ссылку. Так отблагодарило советское правительство крымских татар — защитников советской власти и родины.
Как можно было обвинять в измене мать и сестру бойца Тарпи, комсомольский билет которого, пробитый пулей, находится в музее Советской Армии в Москве?! И, наконец, как можно было всех воинов-крымских татар после войны, обвинив в «измене», отправить в ссылку под надзор спецкомендатур? И все Герои Советского Союза оказались в местах ссылки. Например, жил и умер в ссылке, в Бухарской области, в г.Навои, Герой Советского Союза Узеир Абдураманов; в городе Ленинабаде Таджикской ССР жил и там же похоронен Герой Советского Союза Сеитнафе Сейтвелиев; Герой Советского Союза Абдул Тейфук похоронен во Львове; дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан в Москве и т. д. Только Герою Абдураиму Решидову посчастливилось быть похороненным в Симферополе.
И когда ветераны войны вместе со всем народом требовали возвращения на Родину, в Крым, их бросали в тюрьмы. Был лишен свободы на три года бывший редактор газеты «Къызыл Къырым» партизан Джеббар Акимов. Умер Джеббар-ага в 1983 году в Узбекистане.
На Ташкентском процессе в 1969 году из десяти подсудимых трое были ветеранами войны: Исмаил Языджиев (участник обороны Севастополя), Риза Умеров (матрос) и Ридван Гафаров (участвовал еще и в финской войне).
А вот что пишет контр-адмирал Байсак в своей книге «Тех дней не смолкнет слава» об Исмаиле Языджиеве: «Опять отличился Исмаил Языджиев. Это настоящий герой. Раненный в руку, он продолжает руководить группой автоматчиков и добивается блестящей победы над врагом. Шутка сказать, группа Языджиева за два дня уничтожила около двухсот немцев и румын… Еще раз докладывают о новом подвиге Исмаила Языджиева: На горсточку (4-х) храбрецов наступала рота румын. С возгласом «Бей врага!» они открыли шквальный огонь из автоматов. Результат: тридцать убитых, остальные бросились бежать. В этот день командование бригады представило Исмаила Языджиева к званию Героя Советского Союза. К сожалению, из-за напряженной обстановки, а возможно, из-за того, что он был татарином, наградной лист не был реализован».
Исмаил Языджиев — Герой обороны Севастополя умер в Узбекистане, в ссылке.
Для нас, крымских татар, Вторая мировая война все еще не окончена. И поныне часть народа живет в местах насильственного выселения, как и прежде, они лишены многих прав, в том числе и возможности проживания на родине — в Крыму.
comments powered by HyperComments