Курс валют USD 0 EUR 0

Салиха-хартана из деревни Шума

Комментариев: 0
Просмотров: 1 399

Гирей БАИРОВ

 

Шума — одно из ближайших к Алуште сел. Мне удалось пообщаться со многими старожилами этого живописного населенного пункта. В этот раз я хочу написать о Салихе-хартана. В Алуште я познакомился с Февзие-апте, ныне покойной, которая активно участвовала в общественной жизни нашего народа. Февзие-апте, уроженка села Шума, пригласила меня в гости и познакомила со своими старшими сестрами – Салихой и Алиме Хатиповыми.

шума салиха

Салиха-хартана родилась в селе Шума в 1926 году. На момент выселения ей было 18 лет.

Название села Шума Салиха-хартана связывает со словом «шувулдай», которое означает шум спускающейся воды. Весной с гор спускается вода, потоки сели. Ведь есть же песня «Дерелер шума шума, нелер кельди башыма». Возможно, село имеет более древнее название.

Начальные классы Салиха окончила в Шуме в крымскотатарской школе. Вспомнила своих учителей – Шаиба-оджа и Ахмеджанову — преподавала математику. До войны Салиха успела окончить 7 классов. В старшие классы ходили пешком в школу в Корбеке, по пути нужно было пройти несколько ущелий, поэтому относительно хорошо знает микротопонимику села.

В лес ходили за лесными орехами, крымской рябиной – ювез. Когда косили сено в лесу, то попадала и земляника — хамкирез, она придавала особый запах сену.

Девушки боялись ходить в местечко Ханлы-Дере и Папачи, говорили, что там прячутся бандиты.

Ходили в горы за дровами, приносили их на собственном горбу, так как весь тягловый скот и повозки забрали в колхоз.

С одной стороны Шумы — вид на Чатыр-Даг с вершиной – Кильсе-Бурун, с другой —  на Демирджи со скалой Келин-Хая.

Трассы, которая сейчас делит село на две части, раньше не было, а была старая дорога ниже села. Современная трасса проходит через бывшее верхнее мусульманское кладбище (конечная остановка троллейбуса в Шуме), которое было разрушено после выселения крымских татар. Нижнее кладбище также было разрушено, но остатки надмогильных камней еще можно увидеть.

В Шуме была мечеть, где муллой был Рамазан-оджа, он жил возле джами. Еще до революции дед Салихи, Яя, был хатипом – духовным лицом, читающим проповеди в мечети. Дома у них было много религиозных книг.

В Шуме жили в основном крымские татары — таты, но также было и несколько семей греков, они пекли хлеб, янтыхи. Салиха вспомнила гречанку Бигон-хартана, которая в одиночестве жила на окраине села в саду. Она по звездам и по радуге определяла будущее (будет ли мир или война, урожай, состояние погоды и т.д.). В селе она общалась только с отцом Салихи — Абдураманом, сказала ему задолго до мая 1944-го, что будет беда, народ будут выселять из Крыма. Еще до войны она уехала к сыну в Москву.

Строили дома в горной части Шумы. Дома стояли отдельно друг от друга, а не как в Алуште — один над другим. Домики были небольшие. Крыши черепичные, земляных крыш, как в Ускуте, почти не было. На крыше была водосточная труба — гурун, карниз – сачах. На чердаке могли сушить виноград, привязывая кисти винограда к висящей веревке.

шума122

Блюда

Кобете, фулту (можно из мясного фарша делать, можно из тыквы), чуллу фулту – типа рулета, йифах-аш, янтых, фурун-янтых — пирожки из дрожжевого, сдобного теста, чебуреки, супы — шорба готовили с фасолью, горохом, варили алюшке шорбасы (суп с галушками), салма, тырма – затируха, буламух (быламух, баламух), хартоп бувусы — пюре, кебаб — жареное на углях мясо, тава кебаб — жареное на сковороде мясо, на углях готовили хор кебаб; как только зарежут скотину, жарят печень, кусочки печени ели с горячей лепешкой — пите, из тыквы готовили мусаха – блюдо из вареной тыквы, фарша, картошки, имам байылдых — блюдо из вареной тыквы с орехами.

Из сладостей готовили пахлаву, рахат лукум. Варенье варили из кизила — чум татлысы, айвы, инжира. Варили компот из сухофруктов — хошаф.

Бекмез варили из груш сорта боздугъан, прежде чем приготовить сок, долго его кипятили.

 

Праздники

Зимой на Йылбаш-байрам дети собирались и ходили от дома к дому и колядовали.

Весной был праздник Хыдырлез-байрам. Все собирались в Шуме возле святого места — азиза (Тузджу Смаил азизи. – Б.Г.). Бабушки читали ясинь. Дюрбе не было. Когда в 2015 году была встреча односельчан Шумы, мы со старожилами нашли это место, там было несколько камней, рядом родник. Азиз в Шуме находится по левую сторону при выезде из села в сторону Симферополя, в лесу, в 50-100 метрах от конечной остановки троллейбуса.

Потом все шли к святыне Девлет баба азизи, что в Корбеке. Там организовывали массовые мероприятия. Приходили жители окрестных деревень, чтобы посетить могилу святого, читали молитвы.

Салиха была в усыпальнице святого. В могиле святого был большой табут, внутри читали молитвы и выходили. Перед входом в дюрбе был камень, куда бросали деньги – собирали милостыню — садаха.

На праздник готовили пиляв (паста), но не из риса, а из пшена — дюгю паста с добавлением сушеного винограда – измир. Больным приносили пасту, считалось, что это поможет в выздоровлении. На дереве завязывали куски ткани для исполнения желания.

Рядом с азизом было добротное здание — медресе, но к 1941 г. оно было закрыто. Сейчас этого здания нет.

Осенью на праздник Дервиза организовывали борьбу куреш. После начинался сезон свадеб.

У семьи Салихи была лошадь и арба, которую забрали в колхоз. Отец отказался входить в колхоз. Устроился работать в Алуште в магазине. В Шуме были свои мастера и умельцы. Например, дедушка Салихи, Яя, делал кофемолки — хаве дегирмени (жена Яи, Фадиме, уроженка Алушты, из рода Куртумеровых). Были мастера по изготовлению ступок, ступка нужна была для размельчения зерен пшеницы. Делали ступки – аван — из меди.

Также изготавливали ручные дегирмены из двух камней с ручкой – ими мололи муку.

Были мастера по постройке домов.

В селе парикмахеры не только стригли и брили, но и делали сунет.

Кериме-хартана в Шуме была повитухой – эбанай и знахаркой, лечила людей.

Свадьбы сопровождала музыкальная группа Муедина-ага, тогда играли на кавале, даре, давуле, мандолине.

На свадьбах мужчины и женщины сидели отдельно. Невеста сидела с женщинами. Еще существовала традиция брить жениха – траш япмагъа. Все село приходило на свадьбу.

Мать Салихи, Гульсум, воспитывала своих дочек, рассказывая им истории из религиозных книг, даже в те времена были книги со сказками.

 

Война 1941-1944 гг.

С началом войны отца Салихи, Абдурамана Ягъяевича Хатипова, мобилизовали на фронт в ряды Красной Армии. Младший брат отца был директором табачной фабрики в Симферополе. Снабжал армию табаком.

Когда пришли фашисты в село, то все прятались в подвалах. Девушки не ходили по селу.

Однажды в Шуме произошел такой случай.

В Шуме был человек Дор Мустафа, у него на первом этаже была кофейня. На возвышенности Калькали-Байыра росли желтые цветочки — шпой чичек, где пасла своих козочек Салиха.

Однажды остановилась машина возле местечка Айлянма. В ней было 3 человека. Вышел парень из машины, подошел к Салихе и спросил, кто есть в селе. Салиха ответила, что в селе немцы и румыны. Он спросил, где штаб с офицерами, она рассказала. Парень говорил на крымскотатарском.

Через 2 дня в Шуме убили офицера-фашиста. Поднялся шум. Фашисты сделали облаву. Прошлись по домам. В селе были семьи, где прятались партизаны.

Фашисты предупредили: если им не выдадут убийцу, то они убьют всех попавших в облаву людей.

Салиха рассказала, что в селе были незнакомые люди, они спрашивали про офицеров, вот они и могли убить. Потом приехали представители мусульманского комитета из Алушты и Симферополя. Начались переговоры. После переговоров представитель предупредил шуминцев, что если еще раз такое повторится, то фашисты все село сожгут, а людей расстреляют. Так Шума сохранилась. А вот другим горным селам с тысячелетней историей не повезло. Соседние села Кызыл-Коба, Улу-Узень фашисты сожгли. Всего в горном Крыму сожгли примерно 120 сел.

Ночью запрещалось ходить по селу. Кто ходит ночью, значит, помогает партизанам.

Так пострадали Шамиль Далтабан и Рамазан Алчачых – их убили фашисты.

Во время войны и оккупации Крыма фашистами старшие сестры Селиме и Фадиме были подпольщицами, они получали листовки с информацией о победах Красной Армии. Эти листовки давали тайком читать другим.

Руководил партизанами села Шума Рамазан Муратов (Батырша).

Салиха-хартана, конечно же, знала все тонкости диалекта села Шума. Сейчас же носителей шуминского диалекта почти не осталось. Ушла в мир иной и салиха-хартана.

Алла рахмет эйлесин.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог