В этом году исполняется 150 лет со дня рождения крупного крымскотатарского общественного деятеля Али Баданинского. Род Баданинских оставил заметный след в истории культуры и просвещения крымскотатарского народа. Чего только стоит 20-летняя деятельность Усеина Баданинского в должности директора Бахчисарайского дворца. И если сегодня художнику-музыковеду посвящены монографии, то его брату Али – отдельные статьи. Историкам следует кропотливо поработать. Предлагаемый вам материал был опубликован в сборнике истпарта «Революция в Крыму» в 1928 г. Он, конечно, не может на себе не нести и отпечатка партийной идеологии, но в плане историко-биографическом сведения достаточно ценны.
(1865-1920)
У.Б.
Один из крупнейших и последовательных татарских революционеров Али Баданинский родился в 1865 г. в деревне Бадана Симферопольского уезда, в семье бедного сельского учителя Абдрефия Исадулла. Отец его, народный учитель, был в то время популярным работником среди татарских крестьян Ногайской орды, в северной материковой части бывшей Таврической губернии. После переселения ногайцев в 1860-х годах в Анатолийскую Турцию отец Али Баданинского долгое время работал народным учителем в Алуште, Бахчисарае, Симферополе. В те времена крымские татары слабо были знакомы с русской культурой, и среди них редко кто знал русский язык. Отец Али Баданинского был одним из пионеров-учителей русского языка среди татарских масс – «Абдрефий-Оджа» (учитель Абдрефий) — так называли его все.
В Бахчисарайском музее до сего времени сохранился один экземпляр русско-татарского «Букваря», изданного Абдрефием Баданинским в 1860-х годах.
В 1877 г. Али Баданинский был отдан на 7 лет в Симферополь, в бывшую татарскую учительскую школу, основанную в 1860-х годах русскими миссионерами. В этой школе А. Баданинский получил хорошую, сравнительно, подготовку и в 1884 г. вышел оттуда с прекрасным знанием русского языка.
В продолжении года он работал в качестве конторщика при редакции издававшейся в то время в Бахчисарае татарской газеты «Терджиман».
В следующем 1885 г. А. Баданинский был назначен учителем татарской народной школы в г. Армянск. Здесь он связался с татарскими трудящимися массами и занялся среди них общественной и литературной деятельностью. Он является одним из тех первых татарских общественных работников, которые работали в самой толще татарских народных масс. Здесь же впервые Али Баданинский стал записывать образцы татарской народной литературы.
Руководя школой в Армянске в течение 4-х лет, он выпустил одно поколение молодежи.
Впоследствии Али Баданинский перевелся учителем в татарскую народную школу в Бахчисарай. В это время Бахчисарай считался культурным центром татар. Здесь издавалась популярная далеко за пределами Крыма тюрко-татарская газета «Терджиман», основанная в 1883 году либералом Исмаилом Гаспринским. Здесь же организовалось в то время ядро татарской передовой молодежи «фармазоны» (франкмасоны), так называло татарское духовенство тогдашних «младо-татар».
Видными работниками этого кружка были татарские литераторы, газетные работники и представители мелких кустарей-ремесленников: т.т. Сулейман Байбуртлы, Бекир Муртазаев, Меметша Акчурин, Ягъя Пичакчи.
По приезде в Бахчисарай А. Баданинский был принят в этот кружок желанным членом. Постоянным клубом «фармазонов» была кофейня «Европа» на «Аншлык-Базаре», по главной улице города.
Основными лозунгами «фармазанов» были: 1) освобождение татарских масс из-под опеки мулл, мурз и насильников в лице царской полиции и чиновников, 2) раскрепощение татарской женщины, 3) обучение татарской молодежи обоего пола по новым методам в европеизированных школах, свободных от мертвой схоластики, 4) очищение и освобождение татарского народного быта от вредных и ненужных предрассудков.
С вступлением т. Али Баданинского в среду «фармазонов» они получили подкрепление. Напряженным темпом пошла работа на культурно-политическом фронте. Работали, главным образом, среди масс кустарей и учащейся татарской молодежи. С татарским крестьянством «фармазоны» были связаны слабо. У них не было ясно выраженной экономической программы. Весьма слабо и расплывчато выражен земельный вопрос. Организация эта не имела характера определенной партии с ясной программой, а скорее являлась кружком. «Фармазоны» были лишены возможности знакомиться с элементарными основами общепролетарского революционного движения, они не знали теоретической азбуки политической экономии, только издалека смутно слышали о деятельности русских «народовольцев». К. Маркс для них был недосягаем. Большинство из них не знало русского языка, это обстоятельство немало затрудняло установление связи с тогдашними русскими революционерами.
А. Баданинский благодаря своей культурной подготовке стал среди них одним из активных работников. Он был знаком с историей рабочего движения, он также был связан и с крестьянством.
Наибольший подъем в работе «фармазонов» падает на период времени с 1888 по 1891 г.
Татарская знать и духовенство не на шутку были обеспокоены общественной работой «фармазонов». Полетели доносы на их лидера и безбожника – учителя Али Баданинского, который вскоре был изгнан из школы.
В 1881 г. А. Баданинского мы видим в должностях конторщика в имении графа Мордвинова на р. Каче, близ Бахчисарая.
По роду своей службы ему пришлось здесь сталкиваться непосредственно с рабочими имения, крестьянами и огородниками-арендаторами в Мордвиновском саду. Здесь работали сотни рабочих, приходивших с Украины. За прочные связи с рабочими и крестьянами А. Баданинский был удален с места, проработав здесь в общем 2 года.
В 1893 году А. Баданинский переселяется в Симферополь и поступает писцом в управление государственными имуществами Таврической и Екатеринославской губерний. Работая в этом учреждении вплоть до февральской революции 1917 г., он не прерывает связи с крестьянством и продолжает заниматься литературной работой. Переводит на татарский язык «Тараса Бульбу» — Гоголя, печатает в 1912-14 годах «Сборник пословиц, загадок и примет крымских татар» и на свои скудные средства собирает небольшую библиотеку, посвященную вопросам социологии, русской литературы, общественного движения на востоке, истории и этнографии тюрко-татар и проч.
В марте 1917 г. А. Баданинского на съезде избирают русским секретарем вновь организованного тогда Центрального Мусульманского Исполнительного Комитета в Симферополе. В этой должности А. Баданинской был и в Курултае и в Крымскотатарском парламенте до осени 1918 г. По своим политическим убеждениям он был одним из твердых членов и руководителей левого крыла Курултая.
Несогласный с общей политической линией Курултая, осенью 1918 г. при правительстве ген. Сулькевича, А. Баданинский с группой товарищей демонстративно вышел из состава парламента и ушел в подполье.
Вступив в ряды ВКП(б) в 1919 г., он одно время работал в Крымсовнаркоме в должности управляющего делами, с занятием же Крыма добровольцами, вместе с Красной Армией ушел на север.
В 1920 году, будучи членом Крымского Советского правительства в Мелитополе, во время наступления добровольцев пошел с оружием в руках на фронт и погиб в рядах Красной Армии в борьбе за власть советов.
По словам очевидцев – некоторых товарищей, Али Баданинский вместе с красноармейской частью был окружен белыми казаками и зарублен недалеко от Мелитополя.
Али Баданинский был одним из последовательных татарских революционеров. Вооруженный знаниями, опытом, огромной трудоспособностью и глубоко преданный делу пролетарской революции, он оказал большое влияние на революционное воспитание ряда поколений татарской молодежи. До конца своих дней он пользовался уважением и любовью как большинства т.т. партийцев, так и беспартийных трудовых масс, с которыми ему приходилось работать. Татарские трудовые массы потеряли в лице т. Али Баданинского подлинного передового бойца за раскрепощение трудового Востока.
К 135-летию со дня рождения Абдурешида Медиева (1880-1912)
По страницам пожелтевших газет
Конец XVIII века открыл еще одну страницу в истории крымскотатарского народа. Ликвидация государственности — Крымского ханства лишила народ статуса, перед крымскими татарами встал ряд проблем в экономической, земельной (обезземеливание), религиозной сферах…
Газета «Мераба» (1992 г., Симферополь) пишет, что ряд крымскотатарских деятелей той поры во главе с И.Гаспринским придерживался культурно-просветительской позиции, часть деятелей последовала идеям социалистов-революционеров, стремившихся решать земельные вопросы — население Крыма разных национальностей поддерживало эту позицию.
Организационным центром нового направления стала газета Абдурешида Медиева «Ветан Хадими», издававшаяся в Карасубазаре.
Группа под руководством общественно-политического деятеля, журналиста, издателя, депутата Государственной Думы II cозыва (1907 г.) Абдурешида Медиева критиковала существующие порядки, освещала тяжелое положение крымскотатарских трудящихся в Крыму. Медиев подготовил петицию, в которой от имени народа обратился в Думу.
В своих выступлениях в Думе он неоднократно отстаивал интересы народа, призывая оказывать помощь рабочим, в частности, в ликвидации безработицы.
Речь Медиева в Думе 9 апреля 1907 года по земельному вопросу принесла ему огромную популярность в народе:
«…Чем дальше продолжаются прения, тем ярче выплывает перед нами требование народа — что землей должен пользоваться тот, кто на ней трудится, что землей должен пользоваться тот, кто орошает ее собственным потом, а не тот, кто заставляет надрываться над землей других, кто строит свое счастье на труде других…» — в частности, сказал Медиев.
Через 100 лет эти — земельные и им подобные вопросы не теряют актуальности, история повторяется на новом витке времени…
comments powered by HyperComments