10 марта в Крымскотатарской библиотеке им. И. Гаспринского состоялась встреча, посвященная памяти гвардии подполковника, Героя Советского Союза Абдраима Решидова. Участие в ней приняли родственники Героя и представители крымскотатарской интеллигенции, среди которых были и те, кому довелось знать известного уроженца Мамашая лично.
В боях за Родину
Абдраим Решидов был из когорты тех людей, которым на протяжении всей жизни пришлось бороться за родную землю. В суровые годы Великой Отечественной войны он совершил 222 боевых вылета на бомбардировку и разведку сил противника, в воздушных боях сбил восемь фашистских истребителей. Сухие строки наградных листов сохранили для истории масштабы нанесенного им гитлеровцам урона.
Согласно документам, А. Решидов появился на свет 8 марта 1912 года в селе Мамашай (ныне с. Орловка г. Севастополя). По другой версии, родился он на три года позже, в 1915-м. По окончании школы гражданской авиации в Симферополе он в 1933-м поступил в Луганскую школу военных пилотов. К началу войны А.Решидов имел за плечами боевой опыт финской кампании. С первого дня Великой Отечественной он сражался в небе за независимость и свободу Родины. К концу осени 1941 года на счету командира второй эскадрильи 5-го ближне-бомбардировочного авиаполка старшего лейтенанта А.Решидова был уже 71 боевой вылет. Только в ходе одного из вылетов 3 сентября 1941 года точным бомбометанием в районе Никополя отважный авиатор уничтожил около 60 вражеских солдат и вывел из строя до десяти автомашин.
20 октября 1941 года во время бомбардировки войск противника в Волновахе самолет А.Решидова был подбит, загорелся мотор. Тем не менее летчик провел горящую машину на одном оставшемся моторе 120 километров и сел за линией фронта. Самолет сгорел, но экипаж остался невредим.
За «проявленное мужество, смелость и железную решительность, отвагу и героизм» уже в ноябре 1941-го командование представило А.Решидова к званию Героя СССР. Однако в итоге 23 февраля 1942-го летчик был награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени.
В последующем А. Решидов продолжал свой боевой путь на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, 1-ом и 2-ом Украинских фронтах. В сентябре 1944-го он был награжден орденом Александра Невского, а в мае 1945-го вторым орденом Красного Знамени. 27 июня 1945 года заместителю командира 162-го гвардейского бомбардировочного авиаполка, гвардии майору А. Решидову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Во втором представлении к званию Героя СССР отмечается, что А. Решидов «за мужество, смелость, решительность и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, имеет ряд благодарностей, от командующих фронтов, армий, а также от Верховного Главнокомандующего тов. Сталина». Тут же приводится описание целого ряда доблестных подвигов Героя. Например, 19 мая 1942-го во время налета на аэродром Константиновка в составе группы из пяти самолетов он разбомбил 18 вражеских самолетов. На следующий день на этом же аэродроме им было уничтожено еще 22 самолета противника. 28 октября 1943-го группа самолетов под его руководством разрушила в г. Кировограде 9 больших жилых домов, превращенных фашистами в опорные огневые точки. 16 января 1945-го группа его самолетов уничтожила 7 железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой противника и подожгла склад боеприпасов. И этот список можно было бы продолжить.
В родном краю
Война закончилась. Однако мирное время подчас испытывало на прочность прославленного авиатора не менее жестко, чем война. Родители А. Решидова умерли, так и не увидев возвращения своих пятерых сыновей с фронта. Отец скончался во время депортации, а мать — в Самарканде в 1945 году после выселения.
В послевоенное время А. Решидов был участником крымскотатарского национального движения, подписывал обращения в ЦК с требованиями реабилитировать крымскотатарский народ. В 1971-м он был знаменосцем на похоронах другого знаменитого крымскотатарского авиатора — Аметхана Султана. В октябре 1967г. со своей семьей он одним из первых приезжает в Крым после издания 5 сентября 1967 года Указа «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму».
«В Нальчике мы сдали квартиру, собрали чемоданы, сели на отцовскую «Победу» и приехали в Симферополь, — вспоминала во время встречи в библиотеке им. Гаспринского дочь А. Решидова Светлана Галицкая, — Мы никогда даже не думали, что ему не дадут сразу же прописку в Симферополе. Мы жили в гостинице «Украина». Отец стал ходить по инстанциям, прося о прописке и предоставлении жилья. Куда бы мы не приезжали, до того отцу давали квартиру. В Ставрополе, в Черновцах, в Нальчике нам давали квартиру, а в Симферополе — нет, несмотря на все его награды и заслуги».
Ветеран крымскотатарского национального движения Эскендер Умеров, бывший очевидцем тех драматических событий, рассказал, как доведенный до отчаяния А. Решидов отправил телеграмму маршалу авиации К. Вершинину, обещая, что если его не пропишут на родине, то на 50-летие Октябрьской революции он в полной военной форме совершит самосожжение на открытии памятника Ленину. У героя войны было уже заготовлено две бутылки с бензином. Ночью в Симферополь прилетели два генерала. В гостинице, оцепленной сотрудниками КГБ, к тому времени уже находился первый секретарь Крымского обкома партии Кириченко, начальник паспортного стола. Утром семью Героя все-таки прописали и выдали квартиру.
До конца жизни А. Решидов жил в столице Крыма. 24 октября 1984-го он скончался. Сначала чиновники хотели похоронить его как простого солдата. Однако благодаря вмешательству боевых товарищей похороны прошли со всеми воинскими почестями. «Когда я получил телеграмму о смерти отца, я был капитаном. Мы только вышли в рейс из Мурманска, – рассказывает сын Героя Валерий Решидов, — Не проводить отца я не мог. Я собрал команду и все рассказал. Команда меня поддержала. Я развернул пароход и пошел без разрешения в порт. Сдал судно и в аэропорт. В аэропорту звоню, мама говорит, что папе нет места в почетном секторе. Плачет. Ситуация была нездоровая. В Симферополе тогда была моя сестра. Везде барьеры, кордоны. Я обратился к маршалу авиации Григорию Петровичу Скорикову. Он говорит «Валерий, поезжай, все будет хорошо». Когда я прилетел в Симферополь, все стало по-человечески, предупредительно и очень внимательно. Дали лучшее место. 32 офицера — боевые летчики несли его боевые награды».
Из всех крымских татар Героев СССР Абдраим Решидов был единственным, кому удалось добиться разрешения на проживание в Крыму.
comments powered by HyperComments