Курс валют USD 0 EUR 0

Поездка в г. Старый Крым

Комментариев: 0
Просмотров: 494

Арсений МАРКЕВИЧ, 1888 г.

(Окончание. Начало в №32)

 

При въезде в город с северной стороны, где некогда был глубокий ров, следы которого еще видны, и высокая каменная стена, вблизи возвышенности Ногайлы-оглу-оба (так она названа у Кеппена, жители Старого Крыма называют ее теперь Ногайлы-Караул-оба), находится холм, слывущий под именем Кемаль-ата, с остатками фундаментов каких-то зданий и несколькими надгробными памятниками с именем шейхов. Профессор Смирнов говорит, что этот холм слывет в народе за могилу знаменитого Мамая; я со своей стороны должен прибавить, что мне могилу Мамая показывали и в другом месте, называя так возвышенность или холм к западу от города, выше православного кладбища. Впрочем, слово «Мамай!» сделалось в Старом Крыму почти нарицательным именем, и многие курганы называются здесь «Мамаями». За холмом Кемаль-ата лежит деревня Изюмовка; у татар она называется Тамгаджи, потому что здесь некогда производился осмотр и клеймение всех провозимых в городе товаров. От холма Кемаль-ата до нынешних городских построек и далее к Агармышу простирается громадная пустая площадь, на которой видна масса фундаментов и кое-где растут шелковичные деревья. Все это пространство занимал древний город.

К югу от холма Кемаль-ата простирается самая замечательная часть города, с остатками так называемого Чуфутского (еврейского или караимского) кладбища, с развалинами, по весьма вероятному предположению профессора Смирнова, знаменитой некогда старокрымской мечети Бей-Барса, с развалинами так называемого Хан-Сарая, т. е. дворца, которые профессор Смирнов считает скорее развалинами просто огромного хана, т. е. караван-сарая, с кое-как сохранившеюся мечетью Узбека и развалинами будто бы монетного двора. Эта часть города исследована и описана лучше остальных частей, как сохранившая много древних памятников, хотя и в развалинах, на поверхности земли.

Года два назад в западной части города открыли подземный водопровод, идущий от Агармыша, через нынешнее православное кладбище, к развалинам мечетей и сарая или караван-сарая. Направление этого водопровода и теперь хорошо заметно, и исследовать его очень легко; гончарные трубы водопровода сохранились вполне. Вообще, Старый Крым в древнее время был очень богат водой; в нем было много фонтанов, из которых в настоящее время хорошо сохранились только два. Воду городу давал, главным образом, Агармыш. И теперь жители Старого Крыма говорят о разных подземных ходах от города к Агармышу; говорят также, что от одного глубокого колодца или провалья на вершине этой горы есть подземный ход к Субашскому озеру или пруду, и что будто бы не так еще давно в это провалье бросили мешок пшена, который потом выплыл на поверхность Субашского озера.

Но прежде умели пользоваться водой и ценили ее. Не то, что теперь. В бытность мою в Старом Крыму мне воочию пришлось убедиться, что старокрымские обыватели не дорожат даже теми двумя фонтанами, которые у них еще остались.

Последний вопрос, занимавший меня во время пребывания моего в Старом Крыму, был вопрос о сохранении находящихся там остатков старины, о предохранении их от расхищения.

Вопрос этот чрезвычайно труден и щекотлив. Частным лицам невозможно запретить копать землю на своих усадьбах, а при этом невольно должно быть много повреждений памятников старины, находящихся в земле, и даже расхищений их. Насильно отнимать у владельцев найденные ими в земле древности тоже невозможно. Поэтому необходимо действовать главным образом посредством убеждения и разъяснения местным жителям истинного значения памятников древности; что же касается производимых иногда жителями Старого Крыма раскопок вне их усадьбы, за чертой города, и связанных с ними повреждений курганов и похищений содержимого в них, а также расхищения последних остатков древних стен и зданий, то против этого должны быть принимаемы самые строгие меры со стороны администрации.

(Публикуется в сокращении)

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог