Курс валют USD 0 EUR 0

Бабушкин альбом

Комментариев: 0
Просмотров: 795

Э. АДИЛЬ-ОГЛУ

 

В комнатке, с приятным звуком излучая тепло, горела печка-голландка. Я спал крепким сном после игры на свежем, холодном воздухе. Моя добрая, милая бабушка строго следила за здоровьем своего внука и после вкусного обеда ежедневно укладывала меня спать. «Тихий час» был обязательным в распорядке дня. Вечера проходили в рассказах о Крыме, войне, депортации, какие беды и несчастья выпали на долю народа. С интересом и много раз я слушал повествования об отце, как он рос, успешно учился и работает. Еще любимым нашим делом было совместное рассматривание фотографий. Довоенных и после. На многих подписи: «Помни меня». Фотографии были черно-белые, чаще любительские, но встречались и студийные. Благодаря им я больше и больше узнавал свою родню, тех, кого даже не видел, и кого уже не было в живых. Раньше общение между родственниками и односельчанами было более тесным, в гости ходили и принимали их практически каждый день. Необязательными были спецприготовления, обходились пиалой чая и вазой фруктов, которые росли в изобилии. Родственные связи свято чтились, человек не ощущал себя одиноким, зная, что за ним стоит большая семья.

IMG_6839 copy

Передо мной фотография конца 1940-х. На ней похудевший прадед сидит между двумя своими любимыми сыновьями. Подходит к концу его жизненный путь, 10 лет, проведенных в сталинских лагерях, не прошли даром. Но он счастлив, что сегодня рядом с сыновьями. А вот молодая бабушка со своей старшей сестрой и двоюродным братом, через несколько лет он погибнет на фронте. «Э-э, нидже-нидже адамлар вар эди» («Ах, какие были люди»), — сокрушался дед. По-разному у всех сложилась судьба, кто дожил до глубокой старости, кто остался вечно молодым.

Семейные фотографии сыграли значительную роль в моем воспитании и познании своих корней. Фотография стала моим любительским увлечением, а фотоаппарат, полученный в 8 классе в качестве приза за третье место на областной олимпиаде, сослужил хорошую службу в создании фотоархива моих старших школьных лет.

Бабушка Афизе умерла в 1981 году, когда я окончил шесть классов. Приходившие на похороны люди давали деньги. Раздавали по рублю и на кладбище. После проведения всех ритуальных обрядов у меня скопилась некоторая сумма денег, на которые я решил приобрести фотоальбом как память от бабушки. Доставшиеся мне фотографии систематизировались, украшая каждую страницу, и в моменты воспоминаний, уже через более 30 лет, я открываю его и смотрю на добрые лица давно покинувших наш мир моих родственников.

Колесо жизни постоянно вращается, все идет своим чередом, рождаются дети, появляются друзья, коллеги. Многое фиксирует фото, тем более теперь – цифровое. Моя мама каждому внуку купила альбом, постоянно пополняя их фотографиями. «Будет от меня память, и чтобы не забывали свой род», — говорит она. Когда наши дети получили школьное задание подготовить реферат об участии своих дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, свои работы они полноценно оформили фотографиями. Как потом оказалось, не все их сверстники знают имена своих ближайших предков. В старости осознаются многие упущения молодости. Происходит обострение родовых и национальных чувств. Многие сокрушаются об упущенных возможностях. Я видел, как старики раздавали фотографии посторонним, но заинтересованным людям, ввиду того, что их внуков они совершенно не интересовали. В таких семьях теряется связь поколений. Предавших забвению своих предков постигнет участь быть забытыми потомками. Система воспитания формируется веками, но требует постоянного совершенствования. Время диктует свои условия, но незыблемыми остаются многие традиции. У крымских татар – это семья – род – нация. Все начинается с малого и в сохранении многого играет не последнюю роль, в том числе и «бабушкин альбом».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог