Курс валют USD 0 EUR 0

Алим Айдамак — 200 лет со дня рождения

Комментариев: 0
Просмотров: 2 143

Ибраим ВОЕННЫЙ

 

В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения легендарного героя крымскотатарского народа Алима Айдамака. Об Алиме существует множество историй и легенд. Сказания об Алиме стали национальным эпосом, а его образ — воплощением справедливости и чести.

кадр из фильма Алим

Фрагмент из фильма «Алим»

 

Сквозь время по следам человека-легенды

Про Алима Азамат-оглу написано много историй, его имя обросло легендами, о нем сложено много народных песен и поэм. Еще в конце XIX века и в начале XX века о нем ставились спектакли и создавались художественные фильмы.

Я хочу рассказать о малоизвестных  и романтических страницах из истории жизни знаменитого Алима Айдамака – народного любимца.

 

Карасубазар, первая тюрьма Алима

Как известно, Алим Азамат-оглу родился в 1816 году в деревне Копюрликой (Черемисовка), что в 15 километрах от Карасубазара. Детство было тяжелым – его в раннем возрасте отдали в услужение богатому карасубазарскому караиму, жившему в центре города.

Жизнь в Карасубазаре для Алима была безрадостной, но живой ум и сообразительность выделяли его среди сверстников. Будучи озорным, с бунтарским духом, он являлся душой улицы. Как только выпадала свободная от работы минута, он непременно отпрашивался у своего хозяина Соломона, и ноги только успевали уносить его из саманной крепости караима.

Шло время. Мужал Алим, взрослела и дочь хозяина – Рахиль. Между молодыми людьми возникла взаимная симпатия. Все чаще и чаще отец Рахили стал замечать, что его дочь посматривает на Алима. В его душу закралась тревога: как это мне одну-единственную дочь выдать замуж за этого голодранца?

В ту пору городом управляли богатые караимы. Посоветовавшись с ними, хозяин решил избавиться от Алима.

Однажды глубокой осенью, когда уже стало темнеть, на улице Ильинской (ныне улица им. Луначарского) показался Алим. Городовой остановил его: «Ты украл часы у хозяина?»

«Какие часы?» – возмутился Алим. «А сейчас мы проверим», – ответил городовой. И Алима повели во двор, а точнее, в ту лачугу, где он жил. Обыскав его, они начали перетряхивать постель, если ее можно было назвать таковой. Полицейские стали стучать по стенкам, шарить по полкам и, наконец, решили осмотреть подоконник. О Аллах! Из-под него в присутствии понятых они извлекли серебряные часы с цепочкой. «Это ложь!» – закричал Алим, но понятые подписали протокол об обыске.

Во дворе Алим во всю силу голоса крикнул: «Рахиль, я не крал часы!»

Но Рахиль не могла его услышать – она уже была далеко от Карасубазара, ее увезли в Бахчисарай.

Алима поместили в городскую тюрьму. Следствие велось недолго, и решением городского суда за кражу и озорство Алим был отдан в солдаты, а проще – в арестантскую роту. По этапу его отправили в Бобруйскую крепость. Военное начальство его предупредило: «Будешь исправно себя вести, быстрей вернешься в свой Карасубазар». Алим жил этой надеждой. Перед его глазами стояла Рахиль. Добросовестно он нес свою нелегкую солдатскую ношу.

Прошло четыре года. По велению коменданта крепости в Карасубазар, в городскую управу  сделали запрос: не желают ли они принять Алима, на что караимы в грубой форме ответили: «Не желают». Узнав это, Алим сказал: «Коли вы меня, честного человека, боитесь, как вора, так я буду настоящим вором!» Вскоре он бежал из крепости и прибыл в родной Карасубазар.

Алим начинает мстить своим главным притеснителям.  Он с вожделением ждал того часа, когда жестоко покарает своего бывшего хозяина, но месть откладывалась из-за Рахили: «Где она и как?..» Пока он раздумывал, Соломон со своей женой Сарой из Карасубазара исчез. Когда Алим об этом узнал, он чуть не потерял рассудок. В отчаянии он вскочил на своего любимого коня и помчался на Ак-Кая (Белая скала). Конь лихо вынес его на скалу. С душевной болью Алим смотрел на Карасубазар с высоты орлиного полета и думал: «Какой несправедливый мир!»

Так Алиму и не суждено было узнать о судьбе своей возлюбленной. Только и осталась от его любви к Рахили кровоточащая сердечная рана, не зажившая до конца его дней.

 

Потайной ход легендарного разбойника Алима

В 1979 году, когда в Симферополе открывали городской детский сад «Алые паруса», был обнаружен подземный ход знаменитого крымского разбойника Алима.

Свидетелем этой истории был журналист Борис Павлович Чупиков. Вот что он поведал.

«Ночь перед сдачей объекта. Как всегда — сам объект готов, но территория вокруг еще захламлена бытовым и строительным мусором. Нагнали технику и стали бульдозером равнять площадку, прокладывать дорожку, по которой высокая комиссия должна пройти от проспекта Кирова к парадному входу и разрезать красную ленточку.

И вдруг бульдозер проваливается под землю.  Все ругаются, кричат, матерятся и … все замерли: горящие фары бульдозера высветили кирпичный свод, уходящий в темноту под проспект туннеля.

Сюда бы историков, археологов, краеведов, наконец. Но не до этого: скоро утро, прибудет высокое начальство, а тут глубоченная яма на самом видном месте! Короче, как-то злополучный бульдозер вытащили, яму засыпали, для верности пару КамАЗов мусора туда же свалили. Дорожку для высокого начальства сделали вовремя».

А теперь вторая часть этой правдивой истории, и произошла она лет на сто раньше первой.

В Симферополе в Государственном архиве Республики Крым хранится дело «О поимке на симферопольском базаре разбойника Алима».

Начинается дело донесением осведомителя: на симферопольском базаре видели раненого Алима. Базар находился в то время на территории нынешнего парка Тренева.

Следующий интересный документ — рапорт руководителя операции по поимке. Весь базар, включая прилегающие улицы, был оцеплен. По одному выводили всех, кто находился внутри оцепления, обыскивали лавки и примыкающие к базару дома. Алима не нашли.

Заканчивается рапорт замечательными словами: «Наверное, ушел подземным ходом».

На том месте, где провалился бульдозер, с давних времен стояли дома, быт которых был тесно связан с базаром. Дома строились, к ним пристраивали времянки, потом их частично или полностью сносили и строили новые. При этом, конечно, рыли и подвалы для хранения товаров. Эти подвалы составляли, надо думать, целый лабиринт, и соединялись с карстовыми каналами, которых немало под городом. А ходом, открывшимся при провале бульдозера, вероятно, ушел от облавы Алим.

И произошло это примерно там, где теперь стоит скульптура «Мальчик на шаре».

По всему Крыму насчитывается около десятка пещер, которые называются Алимовскими, Алимовыми, Разбойничьими.

Одна такая Алимова пещера расположена на окраине Симферополя, под обрывами Петровских скал.

Алима в народе прозвали Айдамак, «неуловимым, летучим», потому что он заметал свой след, ухитрялся в один и тот же день совершать грабежи в противоположных концах полуострова. Утром он наносит визит в Евпаторию, а вечером производит переполох в Карасубазаре или Перекопе.

Он смело въезжал в город. Чуть ли не все обыватели, не исключая и помещиков, отлично знали его в лицо. Алим гулял на всех татарских свадьбах. Приедет с подарками к молодым, попляшет, повеселится – и был таков!

Белый хан.

 

История кнута и кинжала Алима

В Симферополе были татарские постоялые дворы — караван-сараи, или, как их здесь называли, «ханы». Там за сутки пребывания платили от 30 до 50 копеек, тогда как в гостиницах «для неприхотливых людей» — например, в «Московской» или «Славянской» — взимали от 75 копеек до рубля. Здесь можно было не только переночевать и перекусить, но и оставить груз, заключить сделку, продемонстрировать образцы товаров. Не случайно несколько таких заведений располагалось на базарах.

«Для приезжего в Симферополе всего интереснее взглянуть на быт и развлечения татар, которых он найдет в их национальных кофейнях, расположенных вокруг базарной площади. В кофейни эти каждый любопытный может войти и потребовать чашку кофе, стоящую 5 копеек. Из местных приготовлений считаются лакомствами: султанские пирожки и шашлыки, которые приготавливаются туземцами для продажи и стоят не дороже 3 — 4 копеек за штуку», — так описывал местную экзотику путеводитель по Крыму 1885 года издания.

Постоялые дворы «Малый хан», «Желтый хан», «Большой хан» просуществовали почти до начала ХХ века. Был в Симферополе и «Белый хан». Он находился за храмом Петра и Павла, на границе между старой (татарской) и новой (европейской) частями города. Содержал «Белый хан» Мартын Сысоев — армянин, выходец из Турции, двоюродный брат симферопольского купца первой гильдии Хочареса Чирахова. Через много лет выяснилось, что респектабельный господин Сысоев… был одним из укрывателей знаменитого Алима-разбойника, который грабил богатых, щедро раздавая деньги беднякам. Зять Сысоева, евпаторийский учитель Степан Ульковский, рассказывал, что родственник был в очень близких отношениях со знаменитым разбойником, почитал его как покровителя слабых и угнетенных. В Симферополь Алим заезжал нередко, и каждый раз отправлялся в «Белый хан», где Сысоев всегда держал для него комнату с запасным выходом. Видимо, и постояльцы заведения умели держать язык за зубами — во всяком случае, полиция ни разу не наведалась в «Белый хан» в поисках Алима.

В один из последних визитов Алим подарил Сысоеву свой нож и кнут — на память. Кнут и нож стали в семье Сысоева реликвией, хозяин перед смертью передал их зятю, Ульковскому. А у него их в 1912 году выпросил для музея член Таврической ученой комиссии Андриевский. Вместе с вещами он привез очередную легенду об Алиме, которая передавалась из поколения в поколение в семье Сысоевых-Ульковских.

Над Музеем древностей, который вырос из поначалу небольшого собрания Таврической ученой комиссии, пронеслись революция, Гражданская и Отечественная войны. Вряд ли в этих бурях уцелели кнут и нож, «предметы татарского быта», которые когда-то подарил своему другу Алим. Не сохранился и «Белый хан». Постоялый двор купил богатый немецкий купец Бреннер и построил на его месте роскошный дом в готическом стиле. Это приметное здание с башенкой за собором Петра и Павла уцелело, теперь там размещается пожарная часть.

 

Алим – защитник обездоленных

Известен случай, когда один симферопольский армянин запутался в долгах и вынужден был уступить свою красавицу дочь старому греку ростовщику, владевшему его векселями. Грек поставил ультиматум: «Или давай деньги, или выдавай за меня дочь». Долго изворачивался армянин, но поделать ничего не мог. Пришлось согласиться на последнее. Юная армянка плакала, убивалась, но день свадьбы был назначен, и событие казалось необратимым. И тут кто-то надоумил армянина попросить заступничества у Алима.

Через посредничество татар армянин пошел к Алиму на свидание. Алим в ту же ночь посетил ростовщика и отнял у него векселя армянина. Приказал отказаться от руки девушки. Имя Алима было так грозно, что грек исполнил его требование.

Слава об Алиме до того выросла в Крыму, что обиженные стали грозить своим обидчикам: «А вот я пожалуюсь Алиму на тебя!» И жаловались. А он чинил суд и расправу. Суд его был короток: являлся в дом обидчика и брал с него за беспокойство контрибуцию.

 

Поимка Алима

Губернатор Крыма понимал, что сила Алима в татарах: это они его прикрывали и оберегали. В татарские деревни стали чаще наезжать военные. За укрытие Алима налагались денежные штрафы, делалось все, чтобы татары почувствовали, что они в ответе за действия Алима. Волостной голова селения Зуя дал слово поймать Алима. Гонялись за ним, как гончая за зайцем. Но тот, отбиваясь, отрубил одному из нападавших руку и ускакал в степь. Его преследовали, и Алим решил скрыться в Симферополе.

В городском саду, что напротив дома губернатора, он привязал коня к беседке и сам решил в ней отдохнуть.

23 октября 1848 года был праздник, полицейские подбирали в саду загулявших пьяниц. Наткнулись они на коня, а в беседке — и на спящего Алима. Узнав разбойника, они с трудом его связали и посадили в острог под строгий надзор, где он провёл около девяти месяцев, но, подговорив часового, вместе с ним бежал.

Губернатор был в ужасе! Все дороги Крыма перекрыты, кольцо преследователей Алима стало сужаться. На Яйле разбойник решил заночевать. Туда был послан переодетый батальон солдат. В ночь на 25 октября 1849 года в чабанском коше все пастухи были связаны, среди них оказался и Алим. Есть сведения, что местонахождение разбойника выдал его знакомый.

Жизнь Алима  относится ко времени царствования в России царя Николая I (1825-1855). Царь, наслышанный о нем, хотел лично видеть знаменитого разбойника и издал указ, где подчеркивалось, чтобы Алима поймали живым, а после препроводили в Петербург.

В начале декабря 1849 года Алим в возрасте 33 лет предстал перед судом.

Петербург требовал смертной казни. Но на совести Алима не было ни одной загубленной жизни, и его судили как беглого солдата, присудив ему шесть тысяч ударов палками и ссылку в Сибирь.

Приговор выглядел так: «Принимая во внимание, что Алим никого не убивал, а только грабил… суд повелел крестьянина Феодосийского уезда деревни Коперлы-Кой Алима Азамат-оглу прогнать через строй 500 человек шесть раз и сослать на Алландинские острова».

Крымский историк Игорь Пасечников, изучая жизненный путь Алима Азамат-оглу, опубликовал свою статью о нем в Материалах II Международной научной исторической конференции «Черноморские чтения» 2015 года.

Игорь Пасечников рассказывает: «Алима действительно долго ловили, и дело о нем дошло до самого императора Николая — и это уже не народный вымысел, а данные из архивного дела Государственного архива Российской Федерации (Москва). Руководителям местной полиции и жандармерии грозили из Петербурга снятием с должностей, если его не поймают в кратчайшие сроки. Его охотно укрывали соплеменники, что создавало серьезные трудности по сбору информации и определению местонахождения. Действовал он больше на территории нынешнего Белогорского и Симферопольского района, также был замечен на Судакской дороге. Самое интересное, что приговор ему (наказание шпицрутенами при прогоне сквозь строй и ссылка), если верить переписке руководителей губернии и полиции империи, карандашом на одном из донесений написал сам император, а суд уже потом подтвердил это решение. Алим выдержал побои, а потом его клеймили и отправили в Сибирь. Дальнейшая судьба неизвестна».

Существует несколько версий о дальнейшей судьбе легендарного Алима. По одной из них, Алим бежал по дороге в ссылку в Сибирь и скрылся в Турцию.  В Стамбуле он открыл кофейню, совершил паломничество в Мекку. По другой, он все-таки попал на каторгу, и через несколько лет умер там.

Думаю, в этом вопросе точку должны поставить историки, подняв архивы. Погиб ли он на каторге или сбежал — это должно быть зафиксировано в каких-то документах.

 

Память о народном герое

В 1895 г. в Петербурге был издан роман Н. Попова «Алим – Крымский разбойник».

Сохранилась программа столетней давности «Алим крымский разбойник. Драма-быль в 5-ти действиях с прологом. В.Карпова-Проскуренко». Пьеса была поставлена «караимами-любителями драматического искусства» в Евпатории 26 февраля 1909 года и шла ряд лет с неизменным успехом, особенно у зрителей – крымских караимов и крымских татар.

В историко-литературном журнале «Исторический вестник» (май, 1912) М.Шевляковым был опубликован рассказ «Гордость Крыма — разбойник Алим».

Первая экранизация легенд об Айдамаке была снята в 1916 году. Российский и советский режиссер Вячеслав Висковский снял немой художественный фильм «Алим — крымский разбойник» с Заслуженным артистом РСФСР Сергеем Цениным в главной роли.

Ровно через 10 лет Ялтинская киностудия выпустила картину «Алим» режиссера Георгия Тасина. Айдамака сыграл легендарный крымскотатарский актер Хайри Эмир-заде, который первым получил звание народного артиста Крымской Автономной Советской Социалистической Республики.

Об Алиме народ сложил много песен, легенд.  Писатели посвятили легендарному образу Алима Айдамака свои художественные произведения.

Обширный и очень ценный материал собрал о нем известный крымскотатарский писатель Риза Фазыл в книге «Алим – Къырым йигити. Алим – крымский джигит», вышедшей в Симферополе в 2005 году.

И до сих пор историки занимаются архивными исследованиями и выдают новые сенсационные документальные  информации о благородном разбойнике Алиме.

А крымскотатарский народ, возвратившись на Родину, стал увековечивать имя своего любимого героя, называя в его честь улицы.

В микрорайоне Исмаил-Бей города Евпатории одна из улиц названа в честь Алима Айдамака.

В селе Тепловка Симферопольского района тоже есть улица, названная именем Алима Айдамака.

22 января 2005 года при большом скоплении людей состоялось торжественное открытие памятника Алиму, установленного на феодосийской трассе у поворота в село Копюрликой (Черемисовка).

Известный предприниматель Валерий Керимов явился инициатором и спонсором его установки.

DSCN0097

Крымскотатарская общественность на открытии памятника Алиму Азамат-оглу

 

Каждый крымский татарин – млад и стар знает  истории и легенды о своем народном герое по имени Алим Азамат-оглу или Алим Айдамак. На его примерах благородства, порядочности  и любви к простому люду, непримиримости к злу и несправедливости  воспитывается каждое поколение молодежи. Многие молодые родители при рождении сына дают ему благородное имя Алим.

Алим Азамат-оглу – человек, который  вошел в историю крымскотатарского народа на века!

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог