Курс валют USD 0 EUR 0

Свадебные обряды крымских татар деревни Отузы 100 – 150 лет назад

Комментариев: 0
Просмотров: 2 044

Нури ЭМИРВЕЛИ-ОТУЗЛЫ, Курман

 

Расскажу об Эмирмусе-деде и Мусемме-картана. Эмирмуса родился и жил до старости в дер. Отузы Судакского района. У моего прадеда Сейтмамута было четверо сыновей и четыре дочери. Один из средних сыновей, Эмирмуса, являлся моим дедом, который женился в возрасте 36 лет. В старые времена в горных районах Крыма в основном сельские ребята старшего возраста работали в своем хозяйстве, чтобы в будущем содержать свою семью. В молодости дед влюбился в девушку по имени Рефика. Но родители девушки не хотели отдавать ему свою дочь. Вскоре девушка тяжело заболела, умирая, она просила, чтобы ее накрыли какой-нибудь одеждой ее несостоявшегося жениха. Проходит определенное время. Дальний родственник дедушки Умер-ага Панич предлагает ему жениться на девушке Мусемме, которую он приглядел для него в г. Феодосии.

 

Встреча с родителями невесты

Умер-ага рассказал о семье девушки, что у нее нет родителей, есть два старших семейных брата, большой 2-этажный дом в Феодосии. Невеста высока, стройна, белолица, черты лица красивые. Вышивает, ткет ковровые изделия, грамотная, ей 16 – 17 лет. Эмирмуса не возражал жениться. Теперь нужно узнать мнение старшего брата девушки, Ибраима-ага, и родственников. По этому поводу Умер-ага Панич отправился в г. Феодосию, чтобы встретиться с Ибраимом и узнать его мнение о сватовстве его сестры Мусеммы. Нужно отметить, что Умер-ага Панич и Ибраим-ага были давними знакомыми и близко знали друг друга. И это все помогло им быстро найти общий язык и договориться, как и когда провести это мероприятие.

Весной 1890 года Умер-ага Панич на фаэтоне подъехал к дому Ибраима-ага (ныне средняя школа). Гостя радушно встретили, пригласили в дом. После приветствия и душистого кофе Умер-ага сказал, что приехал с хорошей новостью и хочет услышать в ответ тоже хорошую новость.

— Нужно ваше согласие: отдадите ли вашу сестру замуж за Эмирмусу, который проживает в деревне Отузы?

Умер-ага получил положительный ответ и вернулся в Отузы с согласием со стороны девушки на сёзкесим (помолвку). На стороне жениха и невесты начались хлопоты по подготовке к сёзкесим-бенъташлав.

Примерно через месяц жених послал к невесте сватов: Умера-ага с женой и старшую сестру жениха Зинеп-абла. По свадебному обряду крымских татар они привезли невесте подарок – богъча (узел) – «бенъташлав: большой шелковый платок, отрез на платье, золотое кольцо, комнатные туфли. Они ехали на повозке, запряженной торы ат – рысаком, мимо цветущих садов и виноградников, огибая хребты Кара-Дага и зеленых гор Тамгаджи, через Коктебель и Насыпкой. В Феодосии у дома Ибраима-ага сваты подошли к воротам и дернули за веревочку механического звонка. Вышла хозяйка, поздоровалась с гостями и пригласила всех в дом. После традиционных расспросов о здоровье друг друга был выпит ароматный кофе, накрыт стол. После угощения Умер-ага Панич, поблагодарив хозяев за радушный прием, сказал: «По поручению родителей жениха мы приехали сюда просить разрешения сосватать сестру Ибраима-ага для нашего брата Эмирмусы. Если вы не возражаете, то мы для закрепления договора оставляем вам сёзкесим-бенъ».

Сторона невесты приняла предложение и вручила ответное сёзкесим-бенъ. Поблагодарив друг друга, стороны прочитали молитву и пожелали молодым счастливой, долгой жизни. Сваты договорились о времени проведения Агъыр-нишана и свадьбы. Запланировали провести свадьбу после сбора урожая, в сентябре – октябре, а агъыр-нишан — в течение месяца до свадьбы.

Гости в тот же день выехали домой, в Отузы. Родителям и родственникам подробно рассказали, как прошли переговоры насчет свадьбы. Теперь  перед родителями жениха стояла основная задача – как правильно распределить сады, виноградники и имущество между сыновьями и дочерьми, чтобы никому не было обидно. В то время распределение производилось согласно шариату.

 

Агъыр-нишан

По свадебному обряду того времени в приданое невесте готовили все виды одежды: праздничную и домашнюю, обувь и другие принадлежности. В богъча отправляли подарки родителям, всем домашним родственникам и другим близким, а также кофе, сахар, конфеты, печенье и другие сладости. После этой подготовки, согласно назначенной дате, къудалар (сваты), 10 человек, на двух повозках отправились в дом невесты в Феодосию. Гостей приняли очень хорошо, все были в праздничном настроении. Старики провели нишан-дуа, пожелали счастья, здоровья и долгой жизни молодым и всем остальным.

После возвращения домой, в Отузы, рассказали родителям и родственникам, как прошел нишан в доме Ибраима-ага, где было очень много гостей, женщины познакомились с невестой и остались ею  довольны.

Со стороны невесты тоже был богъча, где было много подарков жениху – рубашки и другая одежда, а также родителям и родственникам.  Прадед Сейтмамут  по случаю Нишана пригласил муллу и его помощников, а также всех родственников и односельчан для проведения дуа. По обычаю молодых ребят и девушек угостили сладостями, чтобы они тоже благополучно обзавелись семьями.

 

Свадьба и свадебное шествие от Феодосии до Отуза

Согласно договору сторон жениха и невесты, свадьбу назначили на сентябрь 1890 года. На стороне невесты свадьба длилась 2 дня: конечно, первым долгом свадьба началась со свадебного дуа, после этого первый день – свадьба для мужчин, а второй день – для женщин.

Немного об обрядах: подруги и близкие родственники невесты (обычно девушки приданое начинали готовить с 9 лет) развесили и украсили вещами, приданым 3 большие комнаты. Женщины, которые интересовались, какие у невесты вещи и приданое, могли посмотреть все комнаты.

На третий день из дер. Отуз в Феодосию на лошадях, фаэтонах и 16 легких повозках приехали къудалар за невестой.

На свадьбе музыканты играли песни и мелодии отдельно для мужчин старшего поколения, для молодых, а также для женщин. Танец «Хайтарма» для мужчин и женщин исполняют раздельно. Когда все было подготовлено к выезду невесты, выстроили кортеж из фаэтонов, повозок в количестве 36 и 16 всадников для охраны и соблюдения порядка движения в пути. Статные, непременно усатые всадники, одетые в крымскотатарские костюмы, на голове у каждого — калпак, украшали свадебную процессию. Поэтому в то время были девичьи напевы:

«Мыйыкълы тургъанда,

Сакъаллыгъа ким бакъар?» («Когда стоит усатый, кто посмотрит на бородатого?»)

Повозки и лошади были украшены разноцветными платками. Женщины в праздничной одежде сине-голубоватого или зеленоватого цвета с нарядной шалью на голове.

Возглавлял свадебный кортеж Умер-ага Панич, он ехал впереди на 2-колесной повозке, 16 всадников были в его подчинении. Очередность повозок была строго последовательна. После прощания невесты с родственниками, по обычаю, старший брат выносил сестру-невесту из родительского дома на руках. Когда она уселась в фаэтон, кортеж тронулся в путь, вслед им плеснули водой, желая доброго пути.

Через несколько километров перекрыли дорогу свадебному кортежу (по обряду), требуя выкуп. В пути приходилось несколько раз откупаться, на что ушла половина приданого невесты. Когда подъехали к деревне Отуз, лошадьми перекрыли дорогу, не пропуская кортеж. Вот тут-то у Умера-ага Панича лопнуло терпение, он встал во весь рост и громким голосом прокричал: «Граждане односельчане! Я обращаюсь к вам. По нашему обряду и обычаям мы проводим свадебное шествие из Феодосии в Отуз. По пути следования мы раздали больше половины приданого невесты. Что вы еще хотите, совсем оставить невесту ни с чем? Сейчас же дайте нам дорогу, иначе я дам команду всем всадникам, чтобы плетью очистили дорогу свадебному кортежу до самого дома жениха».

После этого процессия без остановки добралась до ворот жениха. А в доме жениха шла полная подготовка к встрече невесты. Среди трех укрытых с ног до головы девушек нельзя было распознать невесту. С обеих сторон стояло много людей – толпа встречала невесту, а посередине шли къудалар, сопровождая невесту в специально отведенную комнату. В это время их обсыпали монетами, конфетами и пшеницей. Музыканты играли специальную музыку. Когда заиграет даул-зурна, по обычаю, односельчане идут на свадьбу без приглашения. Женщины в подарок несут специально подготовленные пахлава и другие сладости, а мужчины делают подарки из вещей. Свадьба продолжалась два дня. Мужчины и женщины свадебное гуляние проводили в разных помещениях.

В свадебный обряд входило: подготовка жениха — «траш» (бритье), ему одевают новую одежду, после этого сопровождают жениха к невесте – это все проводят друзья и родственники жениха. На второй день накрывали стол сладостями и приглашали стариков, жениха и невесту и пили кофе – «козь айдын». Жених и невеста целовали руки отца и матери и поздравляли друг друга.  В этот момент делали ценный подарок невесте.

Через 3 дня после свадьбы приехали родственники невесты, 2 – 3 женщины, чтобы навестить ее – ёкълама.  Они с собой привезли (по обычаю) разукрашенный веник и сладости, къавалты разного вида – это все входит в свадебный обряд. В ответ им со стороны жениха сделали вещевой подарок. А через неделю провели къуда чагъыртув, невеста посетила родительский дом.

Это проходит очень  чинно, сваты и родственники узнают друг друга поближе.  Затем через неделю (или как договорятся) посещают сторону жениха.

В старину свадебный обряд крымских татар в некоторых районах проходил по-разному, например:

Юноша со стороны невесты впереди свадебного шествия должен нести Къуран.

Невестой заранее готовится и расшивается «подушка», на которой должен сидеть жених во время свадьбы.

«Хораз теплев» — украшенного петуха устанавливают на стол, за которым гуляет молодежь, на стороне жениха, строго охраняют его, не то жениху придется выкупать петуха обратно.

К свадебному обряду «сватовству» (сёзкесим) относились очень серьезно, потому что от этого зависела вся жизнь новобрачных. Выбирая себе пару, нужно  хорошо все взвесить, после этого принять окончательное решение. Если допустил малейшую ошибку, исправить трудно – обратного хода нет – это считалось тогда большим грехом.

В старину было много различных случаев. Хочу вспомнить (по рассказу матери) один из них. Случай произошел в горном районе Крыма. Приехали сватать девушку, отцы между собой договорились, а мать и девушка согласия не дали. В итоге произошла трагедия: когда девушку везли в дом к жениху, она прыгнула с парохода в море. Об этой трагедии даже сложили песню.

 

Бир дане Айшем

Анасы деди, мен къызымы

Вермезим, вермезим, вермезим.

Бабасы  деди, мен сёзимден

Донмезим, донмезим,

Бир дане Айшем.

Айше де деди, пароходкъа

Минмезим, минмезим, минмезим.

Минсем де биле, мен о яшны

Сармазым, сармазым,

Бир дане Айшем.

Айше де минмиш пароходнынъ

Башына, башына, башына.

Кунеш те урмуш юзюгунинъ

Къашына, къашына,

Бир дане Айшем.

Далгъаджылар учь кунь, учь гедже

Далдылар, далдылар, далдылар.

Айше де къызны сув дибинден

Булдылар, булдылар,

Бир дане Айшем.

Айше де къызым, не юкълайсынъ,

Козюнъ ач, козюнъ ач, козюнъ ач.

Сув дибинде сияда сачынъ

Бир къулач, бир къулач,

Бир дане Айшем.

Къайнанасы одаларны

Дузете, дузете, дузете.

Къайнанасы ялы да боюн

Козь эте, козь эте, келиним Айшем.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог