Курс валют USD 0 EUR 0

Кинооператору, которому есть что сказать

Комментариев: 0
Просмотров: 825

 

«Среди людей нашей профессии бытует шуточное мнение: «Кинооператор все понимает, только сказать не может»,  — улыбаясь,  ответил на просьбу рассказать о себе и своем отце Исмет Кутуб-заде. Сын известного кинооператора, запечатлевшего уникальные кадры военной хроники, ужасающую картину «Лагерь смерти Освенцим», на днях посетил Симферополь. Оказавшись на отдыхе в Симеизе с дочерью Лилей,  он пообщался с крымскотатарской общественностью, которая чтит память его отца — Кенана Кутуб-заде и отметила его 110-летие выставкой и публикацией в газете «Голос Крыма new».

img_7103

Вопреки утвердившемуся мнению о неразговорчивости представителей этой профессии, встреча в неформальной обстановке вылилась в увлекательную беседу о двух кинооператорах – отце и сыне и личностях, с которыми им довелось общаться.

Исмет Кутуб-заде также, как отец, стал кинооператором. Работал на Центральном телевидении «Останкино» в Москве. Его память хранит массу светлых воспоминаний об отце, его товарищах. В «Голосе Крыма» были опубликованы обширные статьи историка Владимира Брошевана и Ибраима Военного о  жизни и творчестве автора уникальных кинохроник  Кенана Кутуб-заде.

На вопрос об истории происхождения фамилии Кутуб-заде Исмет-ага ответил, что, когда отец был рядом, в голову не приходило подробней расспросить, а сейчас такой пробел. «Мой дед не умел читать, но был очень уважаемым человеком. Знал Коран наизусть.

Когда муллу села Демерджи арестовали, то на сходе села люди просили моего деда стать муллой. И якобы при паспортизации семья записалась под фамилией Кутуб-заде. По другой версии, кто-то из родных работал с И.Гаспринским в «Терджимане» и вроде как публиковался под псевдонимом Кутуб-заде. Вот это-то мне предстоит разузнать, сделав запрос в архив.

Отец был жизнерадостным, подвижным и обаятельным человеком, — вспоминает Исмет-бей. — Его словно ангел оберегал и хранил. Он был на передовой, шел впереди наступавших солдат, спиной к врагу, чтобы поймать тот самый момент, выхватить взгляд,  порыв, накал, запечатлеть для истории весь ужас чудовищной войны. Как-то снимал минометный обстрел и стоял рядом с минометным орудием. Разорвавшимся неподалеку снарядом убило всех вокруг, а у отца лишь осколком задело палец руки, не повредив кость.

В конце войны отец снимал фильм о легендарном летчике Александре Покрышкине и тогда познакомился с Аметханом Султаном. После они очень близко общались. Амет жил у нас в комнате в 12 квадратных метров. И я хорошо помню, как мы купались и загорали с ним в его любимом с детства местечке у моря.  Я расспрашивал  его  о  воздушных схватках, и он, удивительно ярко и эмоционально перемежая речь крепким сочным словцом, рассказывал массу курьезных эпизодов из своей жизни. Помню его похороны, я снимал их на кинокамеру и передал пленку нашей соотечественнице, собиравшейся открыть музей Аметхана Султана».

Исмет Кутуб-заде рассказал собравшимся и о том, что весь киноматериал о злодеяниях фашизма в лагере смерти Освенцим, снятый отцом,  у него сохранен.   В полном объеме, без купюр его мало кто видел. Необходимо его оцифровать, но это стоит порядка 20 тысяч долларов.

В плачевном состоянии и надмогильный памятник Кенана Кутуб-заде в Ростове. Он осыпается, и первоначальный рисунок с рулоном обрывающейся кинопленки совсем стерт от времени. Присутствовавший на встрече главный редактор газеты «Голос Крыма new» Эльдар Сеитбекиров предложил создать оргкомитет и обратиться к народу с призывом о сборе средств на памятник прославленному кинооператору, тем более что опыт подобных акций уже имеется и многие крымскотатарские меценаты активно оказывают поддержку таким благородным инициативам. Эта идея была поддержана собравшимися. Память народная не должна обрываться.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог