Курс валют USD 0 EUR 0

Воинская доблесть крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 981

Ибраим АБДУЛЛАЕВ «ГК».

Образ воина, бесстрашного всадника, богатыря, защитника родины и народа, угнетенных и обездоленных воспет в древних, средневековых крымскотатарских героических дестанах-эпосах.

lucznik_tatarski_0

Героя-батыра – вольного сына бескрайних степей и предгорий Евразии невозможно представить без неразлучного, самого близкого и верного друга – коня. Культура разведения различных пород лошадей – коневодство у крымских татар уходит корнями в глубокую древность. На протяжении тысячелетий необъятные степные просторы являлись колыбелью, природным вместилищем для свободных всадников – воинов, коневодов, пастухов, их огромных табунов, неисчислимых стад домашнего скота. Родину, семью, имущество всегда необходимо защищать и преумножать, поэтому еще в глубокой древности формируется и оттачивается искусство верховой езды, ратного единоборства, тактика и стратегия ведения войн, с применением главной военной ударной силы – кавалерии. Обладая высокой подвижностью и маневренностью в сочетании со стремительным и мощным ударом, кавалерия в сражениях играла решающую роль. Способность вести самостоятельные действия, преодолевать за короткое время большие расстояния, внезапно появляться на флангах и в тылу противника, быстро развертываться для боя, переходить от наступления (атаки) к обороне (отступлению) и, перегруппировавшись, вновь нападать позволяла кавалерии успешно решать тактические и стратегические задачи. Легкая конница наступала «лавой» — несколькими параллельными волнами, маневрируя перед фронтом противника, осыпала неприятеля тучей метких стрел и дротиков. Израсходовавшие запас стрел всадники первой волны удалялись на фланги, освобождая фронт для последующей «лавы». Гарцуя на выносливых и вышколенных конях, всадники атаковали фланги и тыл пешего построения, вместе с тем, не принимая наступления противника, притворно отступали, заманивая в засады. Такими действиями легкая кавалерия изматывала противника физически и морально, наносила тяжелый урон живой силе и лишь затем сходилась в открытом сражении, действуя тяжелыми копьями, саблями и мечами. Кроме того, в рукопашном бою батыры стаскивали врагов с коней с помощью длинных крючьев, а также арканов, изготовленных из конского волоса, которые накидывали на неприятеля, находясь на расстоянии.

В походах степная кавалерия стремительно перемещалась на огромные расстояния, так как не была отягощена обозами и тыловыми подразделениями. В поход батыры устремлялись с двумя-тремя запасными лошадьми и необходимым запасом вяленого мяса (къакъач) и высушенного кислого молока (курт).

Лишь с введением в Европе регулярных войск, оснащением их огнестрельным оружием и артиллерией роль пехоты, как рода войск, возрастает, а кавалерия постепенно теряет свое значение.

Крымские татары на протяжении столетий сохраняли и совершенствовали военные традиции предков, живописно и колоритно описанные известным турецким путешественником Эвлией Челеби во второй половине XVII века: «Этот народ подобен молнии… Действительно, татарский народ – этот народ беспощадный. С помощью Бога они стали мощной преградой рода Османов… они удивительно и странно созданы, как будто специально для походов, этот храбрый народ… Среди татарского народа нет брани и злобы, спеси и гневливости, вражды и порицания… Если кто-нибудь бранится и ссорится, другие люди его презирают …в походах им суждены трудности… Этот татарский народ беззаботный, у них нет поклажи, а в поход они не берут никаких запасов… построение колоннами установлено предками ханов таким образом, что в походе все идут строгим порядком…»

Современный канадский историк В. Остапчук, говоря о военных кампаниях крымских татар, отмечает: «Все эти экспедиции требовали мастерства в организации, определенного знания путей и территории противника, способности выжить в трудной окружающей обстановке и т. д. Это были не столько «набеги» кочевников, жадных до добычи, а скорее хорошо спланированные и тщательно подготовленные военные операции».

Путешественники-иностранцы восхищались отвагой и смекалкой крымских воинов. Итальянский купец длительное время в XVII в. прожил среди крымских татар, хорошо знал обычаи, традиции, язык, отчего и прозванный соотечественниками Барбаро, отмечал: «Военные люди в высшей степени храбры и отважны, причем настолько, что некоторые из них при особо выдающихся качествах именуются «талубагатер», что значит безумный храбрец… эти богатыри имеют одно преимущество: все, что бы они не совершали, считается правильным, потому что раз это делается по причине отваги, то всем кажется, что богатыри просто занимаются своим ремеслом. Среди них есть много таких, которые в случаях военных схваток не ценят жизни, не страшатся опасности, но мчатся вперед и, не раздумывая, избивают врагов…»

В том же XVII веке хорватский философ, историк, публицист Юрий Крижанич, излагая свои взгляды о крымских татарах, указал: «Борзость и военность Татарска состоит в следующих причинах:

1-ое. Татары имеют обилие коней добрых. В поход идучи, не по единому, но по двух, по трех и по многу конь всякий с собой ведет, на коих в походе ездя попеременно, кажутся не ездят, а летают.

2-ое. Оружие легкое носят и коней своих легко вьючат. Возов и запасов с собой не возят; хлеба, соли, вина не употребляют, конским мясом остаются задовольны.

3-е. Не едино воинство и на грабеж все суть удалы, остальными живота забавами пренебрегают. Беспрерывные войны стали привычкой и обратились в их природу.

4-ое. Бьются не устроенными шеренгами, но по примеру воронов со всех сторон рассыпаны прилетают и отлетают, тем неприятеля томят и легко ряды ему мутят.

К тому же еще Татары убегают – никто их не догонит, если преследуют – никто от них не уйдет. Переплывают реки на удивление людей. По причине борзости своей владеют временем битвы, и будет им пригодно окажется – побьются, будет непригодно – уступят… тяжкого строя воинство и пехота ничего не успевают супротив Татар в поле к одолению или разгрому, но только к обороне недолгой. Татары никаким народом одолены не были, и никакому инородному королю не служили совершенным подданством… Татары называют Турчина своим господином или оборонителем токмо на почтение, а дани никакой не дают и слухают его пока сами хотят».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог