Курс валют USD 0 EUR 0

Кудесник фисташкового сада

Комментариев: 0
Просмотров: 1 212

 

Без фисташки в Узбекистане не обходится ни одно застолье. За не одной пиалой зеленого чая вприкуску с парвардой и фисташкой ведется по-восточному неторопливая беседа обо всем на свете, решаются серьезные вопросы бытия. Но фисташка – это не только вкусное и полезное лакомство, но и дерево, устойчивое  к засухам в сухих условиях, способное приносить высокий доход при малых затратах. Мировыми лидерами по производству фисташки являются Иран (более 200 тысяч тонн в год), США (180 тысяч) и Турция (более 80 тысяч тонн). Фисташка в этих странах считается «зеленым золотом». В Узбекистане для выращивания этого дерева гораздо лучшие условия. Более полувека назад об экологических и экономических преимуществах фисташкового сада в своих научных трудах доказал и многолетней практикой подтвердил профессор, член-корреспондент Международной академии аграрного образования, Заслуженный лесовод Узбекистана Сейджели АБЛАЕВ.

Семья, имевшая собственные сады и виноградники в Корбекуле, выращенные собственным трудом и потом, в1929 году была признана советской властью кулацкой и выслана на Урал. Оттуда Аблаевы перебрались в узбекский городишко Янгиюль. Здесь Сейджели с отличием окончил школу и поступил в Ташкентский сельхозинститут. Из 20 видов известных миру фисташек в Узбекистане произрастает один, но этот вид по питательным качествам значительно опережает и грецкий орех, и миндаль, и поливную окультуренную иранскую фисташку.

Особая заслуга в выращивании фисташковых плантаций в Узбекистане в 1950-е годы принадлежит именно нашему соотечественнику – Сейджели Аблаеву, проживающему с семьей в Ташкенте. О его сыне, успешном симферопольском фермере, кандидате сельскохозяйственных наук,  Андрее Аблаеве  «Голос Крыма new» («ГК»,  №28, от 9 октября 2015 г.) имел честь рассказать своим читателям.  Сегодня хотелось бы остановиться на личности самого Заслуженного лесовода, незаслуженно забытого на Родине, но особо почитаемого в Узбекистане.

 

«Правда Востока» о чудаке-человеке

О том, как в августовскую чиллю 2007-го, несмотря на свой возраст — 81 год, известный селекционер Сейджели Аблаев  едет в фисташковые леса на прививку, с восхищением писала газета «Правда Востока».  Семь часов пути на рейсовом автобусе из Ташкента до Каттакурганского водохранилища, ради того, чтобы успеть в период сокодвижения привить глазок и улучшить урожайность фисташкового сада. Сад, заложенный когда-то им для укрепления почвы, берегов водохранилища, которое теряло объем из-за эрозии и смыва почвы, можно с уверенностью назвать его детищем. Молодого  26-летнего ученого Аблаева тогда, в 1952 году, направили с экспедицией. Каттакурганская богара была разбита на участки, и аспирант должен был браться за дело – это был его первый эксперимент с растениями.

— Меня предупреждали: если выдержишь бабатагскую жару, любая другая маслом покажется. Саи пересыхали, а из родников текла соленая вода, которую даже лошади пить отказывались. К полудню в ущельях нечем дышать. Тянешься за плодами, а  на ветке гюрза качается, — рассказывал С.Аблаев в интервью «Правде Востока».

Одержимый идеей ученый осмотрел все фисташники Бабатага. Из десятка тысяч деревьев выбирал самые лучшие. Ему попадались стволы в несколько обхватов. Плоды, собранные с 20-ти экстра-деревьев, составили  золотой генофонд каттакурганской богары. Отборные фисташки с отборных деревьев вошли в его лучшую коллекцию и представлены на стендах  в Ташкентском государственном аграрном университете.

«Начав эксперимент с фисташкой, делали по сорок тысяч наклонов на гектар, в каждую лунку опуская пять косточек.

—  Мы проверяли, что там, в земле? Еще и ростков почти не видно, а корешки ушли в глубь на семьдесят сантиметров. Когда ростки поднялись на пятнадцать сантиметров, корни углубились на полтора метра. У двухметрового дерева крона уже создает тень, корневая система расходится от ствола на шесть метров, а в глубину богары проникает до восьми-девяти. Я предложил вспахивать междурядья, пока не сомкнутся кроны. И это себя оправдало. Кроны сомкнулись, сток почвы в водохранилище прекратился.

Разработав агротехнику фисташки для равнинно-холмистой богары Узбекистана, Аблаев решил научную задачу. Защитил кандидатскую диссертацию и получил новое назначение – в Чаткальский заповедник», — пишет «Правда Востока».

 

И директивы и снежный барс нипочем

Есть в биографии Сейджели Аблаева еще один важный факт, которым он гордится: спасение Чаткальского заповедника. В 1957 году руководство Узбекистана взялось за подъем животноводства. Все заповедники закрывались и превращались в пастбища. С.Аблаев был уволен за то, что, не считаясь с директивой,  изгнал пасущийся скот из заповедника. Несмотря на увольнение, он принялся отстаивать заповедные земли во всех вышестоящих инстанциях. Неунимающемуся ученому сделали разнос в партийных органах. Пастьбу прекратили и ученого восстановили лишь после публикации в прессе и разбирательства комиссии на более высоком уровне.

— У вас много по жизни чрезвычайного. Это от характера, профессии, эпохи? – спрашивает у Аблаева корреспондент Наталья Шулепина. А он отвечает:

— Не думал об этом. По заповеднику любил ездить один, потому что так больше увидишь. Брал запас еды на неделю, садился на лошадь и в горы. Косуль в те годы я наблюдал и рядом с базой. Снежного барса однажды встретил на тропе. Лошадь вдруг встала как вкопанная. Огляделся – метрах в трех лежит под арчой. Куда против него с моей мелкокалиберкой?! Смотрим друг другу в глаза. Лошадь не шелохнется, я замер. Барс лениво поднялся и скрылся. Я же поехал дальше.

 

Министра убедил и докторскую защитил

— Полтораста лет назад фисташники занимали в Средней Азии площадь в пять раз большую. Как сохранить и расширить плантации? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я прошагал сотни километров по горам-долам. Видел, как оголяют склоны овцы, сводя на нет леса. Видел, как в городские шашлычные жители кишлаков продают уголь, выжженный из плотной фисташковой древесины ради дополнительного дохода.  Предлагал Бабатаг сделать заповедником, чтобы сохранить генофонд, а другие леса окультивировать, сажая сортовую форму.

Свои задумки не сразу удавалось Аблаеву в жизнь воплощать. Взяв портфель со своими расчетами и образцами, Аблаев отправился к министру. Тот и слушать не хотел, но когда Сейджели Мамедович выложил на стол образцы, по размерам и раскрываемости не уступающие поливной иранской, министр призадумался: «Такие плоды можно и экспортировать!» Сравнили и договорились о сотрудничестве: фисташку предоставляет Аблаев, а министр передает в  указанные лесхозы. Много тогда посеяли.

Прославившемуся своей работоспособностью и настойчивостью ученому тут же предложили новый эксперимент: на загипсованных землях Навоийской области создать лесное хозяйство. Сейджели Аблаев с честью справился и с этой задачей, успешно апробировав в экстремальных условиях фисташку и миндаль при частичном орошении. Научные наблюдения и выводы легли в основу докторской диссертации, защита которой успешно прошла в Москве.

Почти полвека Сейджели Аблаев преподавал в Ташкентском государственном аграрном университете,  за эти годы у него появились ученики-последователи. Преподаватели говорят о целой школе Аблаева. Одна из его учениц,  Галина Михайловна Чернова, в 1960-м окончила Ташкентский сельхозинститут. С 1963 года она занимается фисташкой, уже сама доктор сельхознаук, фисташковед, активная участница семинаров и конференций. С 2006 года она тоже работает на Каттакурганском водохранилище. Не зря ее в Узбекистане шутя называют «Мисс Фисташка».

 

«Золотое дерево» Узбекистана

Об этих чудо-плодах сложено немало легенд. Согласно мусульманским преданиям, фисташку принес на землю Адам. Царица библейского государства Сава объявила эти плоды исключительно царской пищей и запретила их есть простолюдинам. А величайший из вавилонских правителей Навуходоносор велел посадить фисташковые деревья в своих сказочных Висячих садах.

Сегодня в Узбекистане проводятся семинары и круглые столы по возрождению фисташковых плантаций,  фисташка признана самой экономически привлекательной культурой для богарных предгорий Узбекистана. Фермеры принялись выращивать ее на арендуемых площадях. Разработки и научные изыскания Сейджели Аблаева легли в основу этих работ. Республиканский научный центр декоративного садоводства и лесного хозяйства занялся обучением фермеров и всех заинтересованных в поселке  Ак Чива Кашкадарьинской области. По решению Программы малых грантов Глобального экономического фонда посадочный материал всем желающим заняться выращиванием фисташки будет предоставлен бесплатно. При площади  в 20 га это 5600 саженцев.

Прибыль от выращивания фисташки в 28 раз выше, чем от гороха, в 9 раз больше, чем от бахчевых культур, и в 50 раз больше, чем от пшеницы.  На мировом рынке ее плоды оцениваются  в 3-4 раза дороже грецкого ореха и миндаля. Ученые Узбекистана отметили, что  закладка плантаций фисташки гарантирует доход многим поколениям, так как это дерево способно плодоносить не менее тысячи лет.

По мнению специалистов, при рациональном подходе научные и практические разработки профессора С. Аблаева применимы в возделывании фисташковых садов в засушливых степных регионах Крыма, что целесообразно как с экономической, так и с почвозащитной, экологической точки зрения.

* * *

Сыну кулака, ныне профессору, Заслуженному лесоводу, среди наград которого медаль «За особые заслуги в охране природы», Сейтджели Аблаеву в этом году исполнилось 90 лет. Он проживает с семьей в Ташкенте. В 1980-е годы часто приезжал с семьей в Крым, исходил-излазил крымские горы, обошел весь Чатырдаг, пещеры. Побывал у отчего дома в Корбекуле. С щемящей тоской смотрел на сохранившийся фундамент от прежнего добротного двухэтажного, традиционного для южнобережных татар здания. Он ощущает свою причастность к этой земле, его сын Андрей и внуки вернулись на родину предков. Живут в пригороде Симферополя и мечтают разбить во дворе настоящий виноградник, в память о том, что рос в былые времена у их прадеда Мемета Аблаева.

22

Сейджели Аблаев с супругой и детьми

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог