Курс валют USD 0 EUR 0

Некоторые сведения о постановке на крымскотатарской сцене середины 1920-х годов исторической драмы «Ненкеджан ханыма»

Комментариев: 0
Просмотров: 1 337

Севиль КЕРИМОВА, кандидат искусствоведения

 

Середина 1920-х годов — время укрепления советской власти и ее цензурных органов, жестко контролирующих идеологию коммунистического режима. Пьесы, положительно отражающие жизнь досоветского режима, были запрещены. Шаги бульварного социологизма становились все шире и шире. В газетных публикациях все больше слышались голоса, осуждающие произведения, в которых не отражался «уверенный шаг советского человека на пути к социализму».

Но именно в это время еще одна пьеса, совершив «переполох» в Крымском госдрамтеатре, не давала покоя советской цензуре. Это произведение Умера Ипчи «Ненкеджан ханыма». По сведениям печати, пьеса написана по мотивам повести Османа Акчокраклы «Ненкеджан ханым дюрбеси» («Гробница Ненкеджан ханум»), опубликованной отдельной книгой в 1899 году.  Но анализ рецензий на пьесу показывает, что в сюжете данного произведения, кроме повести Акчокраклы, использованы и легенды о Ненкеджан-ханум, бытующие в народе. Возможно, Умер Ипчи был знаком и с поэмой Лидии Защук «Ненекеджан», опубликованной в 1903 году.

При всем этом, Умер Ипчи по-своему построил всю сюжетную линию пьесы, включив в нее новые эпизоды и сцены, и, естественно, задав совершенно другое идейное направление.

Состоящая из 5 актов и 12 явлений историческая драма «Ненкеджан ханыма» впервые была поставлена 28 октября 1926 года. Наш анализ периодики того времени показал, что драма сыграна Крымскотатарским госдрамтеатром всего пять раз. Накануне третьей постановки в прессе публикуется объявление следующего содержания: «24 декабря (1926 г. — С.К.), в пятницу, в госдрамтеатре третий раз в этом сезоне будет сыграна пятиактная историческая пьеса товарища Умера Ипчи «Ненкеджан ханыма». В этой постановке главные роли будут сыграны дублерами. Спектакль начинается в 20 часов. Льготные билеты продаются в кассе театра с 14 до 18 часов, остальные —  утром с 11 до 14 и с 18 до 21 часа».

В четвертый раз драма сыграна 22 мая 1927 года в Бахчисарае, на сцене Техникума изящных искусств, а затем в Карасубазаре.

При каждой постановке залы театров были переполнены, да и еще сотни желающих оставались на улице. Но пьеса практически не афишировалась. Рекламные щиты были заполнены сообщениями о других спектаклях, в основном отражающих трудовую и революционную жизнь Советов. А через короткое время «Ненкеджан ханыма» и вовсе была снята со сцены. Но судьба пьесы в какой-то мере удачна тем, что после первой же постановки известные крымскотатарские искусствоведы и публицисты опубликовали объемные рецензии и успели высказать свое еще независимое, или еще менее зависимое, видение относительно исторической драмы Умера Ипчи. Собранные воедино эти рецензии дают достаточно объективную картину постановки, включая игру артистов, музыкальное сопровождение, описание декорации и костюмов. Из отдельного сообщения мы узнаем членов труппы, которые играли в этом театральном сезоне. Это режиссер Джелял Меинов, артисты Саре Байкина, Ава Клычева, Эмине Фейзуллаева, Эмине Челебиева, Умер Ипчи, Ибадулла Грабов, Абдураман Ибраимов, Якуп Керимов, Халит Гурджу, Усеин Баккал, Асан Нагаев, Решит Челебиев, Анафий Барамыков, Ибраим Халилов, Ибраим Хатип-заде и другие.

Одна из лучших рецензий на пьесу «Ненкеджан ханыма» была написана известным крымскотатарским искусствоведом и публицистом Мамутом Недимом. Труппа Крымскотатарского государственного драматического театра в последние годы переживала резкий подъем, стала популярной не только в Крыму, но и далеко за его пределами. Поэтому в своей рецензии Мамут Недим, анализируя состав труппы, писал: «Включение в состав труппы товарищей Нагаева и Грабова безусловно повлияло на творческий подъем труппы. Товарищи Байкина, Нагаев и Грабов с успехом сыграли главные роли в «Ненкеджан ханыма». Байкина все больше становится похожей на крымчанку. Нагаев, сыграв свою роль, умело показал мощь и гордость монгольских ханов. Товарищи А.Ибраимов и X.Гурджу также превосходно сыграли свои роли. Общим недостатком большинства актеров было неполное использование своих голосов».

«Ненкеджан ханыма» была не первой исторической драмой, поставленной на сцене труппой госдрамтеатра. Но главный режиссер постановки Джелял Меинов отнесся с особой ответственностью и вниманием к этой постановке. Ведь авторитет театра рос с каждым разом. Увеличивалось число требовательных и внимательных зрителей, и быть ответственным являлось уже необходимостью. С другой стороны, режиссерское мастерство Меинова и писательский талант Умера Ипчи, изумительные способности художника Усеина Боданинского достигли как бы пика своего становления, что проявлялось в каждой новой постановке середины 1920-х годов. Поэтому успех новой исторической драмы Мамут Недим связывает с мастерством слова Ипчи, талантом Боданинского и, конечно же, с высоким профессионализмом режиссера Меинова. Он пишет: «Ненкеджан ханыма» вызвала особую радость зрителей, потому что написал ее Ипчи, сцену украсил с одной стороны Боданинский, с другой Меинов… Эти личности сегодня вызывают к себе большое внимание и интерес крымского общества».

Высоко оценивший работу трех мастеров Мамут Недим отмечает художественное достоинство произведения и этим определяет силу его воздействия на зрителей: «Если принять во внимание, что ценность произведений искусства определяется их влиянием на формирование эстетического вкуса зрителя, то мы вынуждены признать, что оба эти произведения (в этом ряду и фильм «Алим», снятый также по сценарию Ипчи — С.К.) — это два великих события в культурной жизни Крыма».

Сам Мамут Недим между 1915 и 1920 годами учился на экономическом факультете одного из вузов Берлина. Нам думается, что именно там он с интересом смотрел постановку драмы норвежского писателя Генрика Ибсена (1828 — 1906) «Пер Гюнт». Поэтому в своей рецензии на «Ненкеджан ханыма» он проводит параллель с драмой Ибсена. М.Недим пишет, что когда он смотрел постановку «Ненкеджан ханыма», вспомнил известное произведение Ибсена «Пер Гюнт». Декорации, эпизоды и небольшие картины из сцен этих двух спектаклей показались ему весьма схожими. В течение спектакля зрители наблюдают постоянную смену декораций, смену обстоятельств. Для нашей публики подобные вещи очень интересны, это оживляет зрителя. Поэтому, отмечает Недим, наряду с образностью и художественностью самого произведения, немаловажную роль в спектакле сыграла и техническая сторона.

Что касается содержания драмы, в статье Мамута Недима не показана ее сюжетная канва. Анализируются лишь отдельные эпизоды. Автор пьесы Умер Ипчи с одной стороны основывается на реальные исторические факты, относящиеся к ХV веку, с другой стороны не может отказаться от желания соотнести факты с требованиями времени. Но ввиду того, что в произведении все же преобладает исторический реализм, Мамут Недим акцентирует внимание на несправедливости и гнете во времена Крымского ханства. Ибо критика Ханского периода в драме ему кажется недостаточной. Недим говорит, что для революционного момента, перевернувшего образ жизни крымских татар, такая критика выглядит мягковатой. Чтобы «разбудить критическую мысль масс, необходимы более сильные элементы, которые были бы способны вызвать потрясения». Именно таких элементов в произведении недостаточно, — считает Недим.

Что касается главной героини драмы — самой Ненкеджан-ханум, она, живущая в среде дворцовых интриг, козней и авантюр, сумела сохранить чистосердечие и детское простодушие. Потому что ее любовь к ханскому сераскеру — предводителю войск Саляхитдин бею искренна и бескорыстна. Но из пьесы видно, что даже сам Саляхитдин бей героически борется с генуэзцами лишь для того, чтобы быть ближе к Тохтамыш хану. И даже везирь хана также готов в любой момент предать его. Не бескорыстен и гахам караимской кенасы Бихим, который любит Ненкеджан также лишь потому, что она ханская дочь. М.Недим замечает, что если бы Ненкеджан ханум не была ханской дочерью, то и любви никакой не было.

После гибели Саляхитдин бея в битве на Чуфут-Кале, Ненкеджан, не желая больше жить без любимого ей человека, бросается с крутой скалы и погибает…

Искренняя, нежная и чистосердечная Ненкеджан-ханум покидает этот мир, мир лжи и насилия. Находящийся и сейчас на крепости Чуфут-Кале ее печальный мавзолей хранит надпись на каменной стене, которая гласит: «Это райская обитель, где покоится дочь великого Тохтамыш хана принцесса Ненкеджан-ханум, покинувшая сей тленный мир в месяце рамазан 841 года по летоисчислению хиджры».

Объединив реальные исторические события и легенды, искусно переплетая их одна с другой, Умер Ипчи создал прекрасное сценическое произведение, которое прививало тысячам зрителей чувство национального достоинства, преподало прекрасный урок из истории, а также вызвало еще больший интерес к театру у многих «новых» зрителей. Именно этой пьесой Меинов, Боданинский и Ипчи показали потенциальную силу и новые возможности крымскотатарского сценического искусства.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог