Крымский инженерно-педагогический университет — крупный региональный научно-образовательный комплекс, более 20-ти лет осуществляющий в Крыму подготовку квалифицированных кадров (бакалавр, специалист, магистр) в широком диапазоне специальностей педагогического, экономического, инженерно-технического, филологического, искусствоведческого направлений. В университете обучаются около 6-ти тысяч студентов, работают свыше 400 высококвалифицированных научно-педагогических работников, в т.ч. 23 доктора наук и профессора, 171 кандидат наук, 104 доцента.
Ректор Крымского инженерно-педагогического университета, профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки Узбекистана, Заслуженный работник образования Украины, лауреат национальной премии им.Т.Шевченко, Герой Украины (регалии и заслуги ректора можно перечислять еще долго) — Февзи Якубов — покинул свой пост. А 3 ноября на ученом совете коллективу университета был представлен преемник ректора — кандидат технических наук, доцент, доктор-инженер Германии — Чингиз Февзиевич Якубов — сын Ф.Я. Якубова.Мы встретились с Февзи Якубовичем и задали ему несколько вопросов по этому поводу.
— Февзи Якубович, расскажите о причинах вашего ухода с должности ректора КИПУ.
— Слава Всевышнему, я полон сил и энергии, однако сполна отдаю себе отчет, что университет надо отдавать в молодые руки. Новым взглядам на современные процессы, новым веяниям в науке. С намерением быть достойным университетом в России и в мире.
— Почему именно ваш сын стал преемником в должности руководителя вуза?
— Звучит много разных мнений по поводу того, что мой сын возглавил КИПУ. Отвечу так: во-первых, он работает в университете со времени его основания, он получил блестящее образование в известных технических университетах — в Ташкенте, Харькове и Магдебурге (Германия). Во-вторых, он сын своего отца — он вырос на базе моей богатейшей библиотеки, на дискуссиях с моими коллегами и учениками, и, на мой взгляд, прекрасно представляет деятельность университета. В-третьих, он собран, работоспособен, трудолюбив и скромен, обладает высшей степенью ответственности. В-четвертых, он завершает многолетние исследования в области технологии машиностроения, возглавляет одно из научных направлений в этой области.
Многие путают понятия «семейственность» и «наследственность». Приведу контрастные примеры. Весь прошлый век Россия развивалась методом «создание-разрушение»: Сталин разрушил созданное Романовыми, Хрущев — созданное Сталиным, Брежнев — Хрущевым. Горбачев отверг сделанное Брежневым и следующими руководителями (Андропов, Черненко), Ельцин — уничтожил созданное Горбачевым. В результате Россия только сейчас догоняет достигнутое до последних разрушений. В этом плане велика заслуга нашего нынешнего президента В.Путина. Он не пошел по указанной схеме, а занят исключительно созиданием. И сравните: за то время, пока в России разрушали и восстанавливали, на какой уровень поднялись, например, корпорации Рокфеллера, Моргана, Форда и другие — те, кто сохраняли преемственность и развивались благодаря ПРЕЕМСТВЕННОСТИ.
Чингиз Якубов
— Как вы оцениваете свою деятельность по созданию и развитию университета, что сделано за прошедшее время?
— Доброе имя Гаспринского возрождено, сегодня появилось много ученых-гасприноведов. Низкий поклон им, но я считаю – главным гасприноведом современности стал наш университет.
Если вспомнить основные идеи Гаспринского, его намерения не только с точки зрения философии, но и внедрения их в жизнь, могу смело утверждать: университет работал в этом направлении с первых дней. Можно назвать много цифр и я их часто приводил, однако, подводя итоги своей почти 24-летней деятельности, некоторые из них считаю уместным повторить:
Около 15 тысяч специалистов – крымских татар по 30-ти отраслям (всего около 30-ти тысяч) выпускников нашего вуза сегодня трудятся в Крыму. Ежегодно более 1000 крымских татар – молодых специалистов выпускает университет. Отказа или решения о некомпетентности кого-то из них мы не получали.
Сегодня в Крыму вы не найдете школы, детсада, финансовой, промышленной или другой организации, где бы не работали наши выпускники.
Институт создавался во времена, когда модным было разрушать. Ликвидировались рабочие места, предприятия, организации. В это время университет, с одной стороны, обеспечил сотни специалистов высокого класса работой. С другой, тысячи юношей и девушек — образованием. В период, когда кипели страсти на улицах, перекрывались дороги, процветало непонятное противостояние, университет стал центром, позволяющим спокойно взглянуть как на текущий день, так и на перспективу с интеллектуальных позиций. И кто бы что ни говорил, в том, что эти страсти утихали, была и заслуга университета.
Университет начинался со встречи коллектива с тогдашним (1994 г.) муфтием Крыма — Сеитджелилом-эфенди и Владыкой Лазарем. Когда они — два высокообразованных, с современным светским и добрым мировосприятием, два духовных лидера, сидя рядом, в течение 4-х часов говорили с аудиторией студентов, тогда был задан тон, который был взят университетом на вооружение. В течение 20 с лишним лет у вуза было много проблем, но не было проблем межнациональных отношений. Все усилия были направлены на организацию учебного процесса, научных исследований и творчества.
На сегодняшний день преподавателями университета защищены 146 кандидатских и 23 докторских диссертаций. Одновременно мы работали над возрождением менталитета народа, были основаны, успешно развиваются направления подготовки: крымскотатарский язык и литература, история, журналистика, научно-исследовательский институт крымскотатарского языка, литературы, истории и культуры, были открыты отдельные специальности, связанные с музыкальным, декоративным, изобразительным искусством, с моделированием и конструированием одежды: как крымскотатарской национальной, так и стилизованной.
Мы гордимся, что период Крымского ханства перестал восприниматься только как период военных походов и сражений. Это и период блестящей ханской дипломатии, когда в Крыму принимали послов более 60-ти стран, когда шла обширная торговля со многими странами мира, развивались сельское хозяйство, ремесла, искусство, литературное и музыкальное творчество — жизнь Крыма того периода была представлена во всех ипостасях цивилизации. Большая заслуга в открытии этих малоизвестных ранее страниц истории Крымского ханства принадлежит нашим историкам, филологам, социологам.
Серьезное развитие получили педагогические специальности — начальное образование, дошкольное воспитание. Специалистов готовили с учетом открывающихся в Крыму групп, школ и классов с крымскотатарским языком обучения.
Мы первыми в Украине начали подготовку специалистов на базе двуязычия.
Двуязычие – это не только возможность педагогу увеличить объем своей учебной нагрузки, т.е. работы, это, не в меньшей мере, проникновение в мир второго языка, в интеллектуальное богатство его носителя. Уверен, толерантность, дружба, добрососедство, провозглашаемые в лозунгах, на собраниях, конференциях, несравненно менее эффективны, чем восприятие этой культуры на стадии формирования личности, его мыслительной системы.
Университет обеспечивает эти процессы на всех стадиях обучения и воспитания: молодежь впитывает культуру друг друга, слушая одни и те же лекции, читая одну и ту же литературу, выступая за одну команду на сцене и спортивной площадке, Университет последовательно внедрял эту методику.
Не об этом ли мечтал Исмаил Гаспринский?!
Университет стал центром международных научных форумов, и не только с участием тюркоязычных стран. Вопросы тюркологии в свете возрождения и развития крымскотатарского языка привлекали европейских и азиатских специалистов. Проблема сохранения и развития крымскотатарского языка, сохранения культуры была обозначена в сфере мировой научной мысли. Естественно, далеко не все наши проблемы решены. Но главное — создана точка опоры, база, сконцентрировавшая специалистов.
На мой взгляд, наиболее злободневной и нерешенной остается проблема языка. Большинство своих бед народ привык относить к отсутствию государственности. Не исключая последнего, я хочу, чтобы мы все вместе и каждый крымский татарин в отдельности задумались.Мы — крымские татары — легко обучаемы. Свободно владеем разными языками, практически все владеют русским языком, узбекским, таджикским… Легко освоили украинский. Многие свободно общаются на английском языке. Так почему же такая проблема с нашим, родным крымскотатарским языком? Нам надо научиться смотреть глубже и стараться делать объективные выводы. Вышеуказанные языки были освоены, потому что в них была потребность. Наш родной язык же мы хотим заставить выучить «из-под палки». Это всегда будет болезненной и частной мерой.
Мы должны представить мировому сообществу (вначале туристам) наш крымскотатарский продукт — наш язык. Должны произведения на крымскотатарском языке создавать на таком востребованном уровне, чтобы их начинали переводить на разные языки мира. Мы должны представлять рынку такой товар (сельхозпродукция или другое), носящее крымскотатарское название, и он должен быть лучшим, конкурентоспособным товаром, вызывающим интерес к крымскотатарскому языку, миру.
Если сегодня лучшими специалистами (врачами, педагогами, строителями, агрономами и т.д.) будут крымские татары, их имена станут в обществе нарицательными, в обществе возникнет интерес ко всему крымскотатарскому,и как следствие к языку. И это как бумеранг начнет возвращать нас к истокам — к родному языку. Процесс медленный и трудный — «Но где, скажи, когда, была без жертв искуплена свобода?..»
Хочу озвучить мое отношение ко взглядам и мыслям Гаспринского, связывающим крымских татар с Россией.
Первое. Какой бы политик, что бы ни говорил, есть ее Величество — Истина. 100% крымских татар получили образование на русском языке, воспитаны в русском мире, думают и совершенствуются на русском языке. Гаспринский прекрасно понимал это, связывая историю и судьбу народа.
Поэтому мне непонятно, когда некоторые политики поднимают флаг Гаспринского и выступают с ненавистью к России.
Университет, опираясь именно на идеи Гаспринского, всегда искал достойное место крымским татарам в многонациональном обществе на почве мотивов добра.
Я не приемлю сегодняшний отъезд молодежи из Крыма – нашей родины, куда мы стремились почти полвека, находясь в изгнании.
Я еще могу понять уезжающих учиться в именитые университеты мира и Европы. Но они не возвращаются.
Материальное берет верх над нравственным, над ответственностью перед своей семьей, родом, сохранением традиций. Кто же будет возрождать народ? Вы? За счет «заумных» подсказок или долларовых подачек!
Вы ссылаетесь на отсутствие достойной работы. А кто ее вам будет создавать? Если вы получили высокое образование или квалификацию, так представьте их плоды своему народу. Слышу извечное: мешают, не дают. Так заинтересуйте, победите их своей ученостью, логикой, полезностью для всего общества. Не ограничивайтесь и не успокаивайте себя критикой, критикой в никуда. Поверьте, российские университеты, если и уступают европейским по материальному оснащению, то по качеству подготовки – нет. И поэтому надо создавать свой университет, отвечающий мировым стандартам. Ведь жизнь доказала: место народа в мировой цивилизации определяется его университетами. Мы к этому и стремимся.
Когда еще не утихли страсти и немало наших соотечественников отворачивались от страны и народа, где мы выжили в годы депортации, университет построил монумент «Возрождение» с благодарностью не вождям и политикам, а простому узбекскому народу, спасавшему нас от голодной смерти и унижения достоинства.
Мне приходилось слышать от соотечественников: «Что ты делаешь, они же эксплуатировали нас, трудом наших родителей построили целые предприятия и города». А я семилетним мальчиком, пропустивший через себя эти страшные дни, отвечал: «Почти половина народа погибла в первые годы депортации. Кто их помогал хоронить, кто вместе с нашими еще оставшимися в живых стариками читал молитву при захоронении, кто усыновлял детей, лишившихся родителей, кто делился последней лепешкой с умирающими от голода?..» Нас спасали не государственные указы или действия власть имущих. Нас спасала высокая мусульманско-нравственная мораль простого (тоже голодающего) узбекского народа.
Я считаю, университет имел право, имел честь быть благодарным и это раскрывало благородство и духовную красоту крымскотатарского народа.
Все идеи Гаспринского связаны с возрождением нашего народа через образование и культуру.
Есть политики, стремящиеся решить наши проблемы через давление, силу. В этой связи могу сослаться на историю спартанцев и евреев. Как известно, спартанцы воспитывали своих детей, уничтожая слабых и отбирая сильных (мальчишки обязаны были бороться на краю обрыва, где сильный оставался, а слабый погибал). Поэтому спартанцы славились воинственностью и мужеством. Своих соседей они держали в страхе и повиновении.
Евреи 2000 лет были в изгнании и унижении. Они выбрали ставку на образование. И сегодня мы видим еврейское государство, восстановленный еврейский язык и реализуемые в жизнь высокие качества, полученные вековой учебой.
И все страны мира, даже самые мощные, обращаются к уникальным еврейским технологиям.
А где же спартанцы?
Это и отвечает моему принципу, что с самого рождения каждый крымскотатарский ребенок в каждой семье должен воспитываться, отвечая требованиям: я — мусульманин — крымский татарин и я должен соблюдать вековые традиции моего народа. Я — крымский татарин и самый образованный в крымском обществе, я — крымский татарин и в наибольшей мере ответственен за Крым.
Все три условия должны выполняться на принципах высокой нравственности, которая, к сожалению, падает и падает во всем мире. Уверен, для любого народа и мира в целом не столь страшны экономические кризисы, как нравственный. Первый можно решить относительно быстро, а второй, формируемый тысячелетиями, не поддается никаким ускоренным методам. Для нашего народа падение нравов, традиций — путь к его исчезновению. К сожалению, нам не удалось поднять эту тему до уровня, выделяющего нашу молодежь как приверженцев именно этих ценностей.
Она должна стать стрежнем в дальнейшей деятельности университета.
Университет устремлен в будущее и намерен занять достойное место в университетском мире.
Основа создана. Есть научные школы, создаются новые. Налажена подготовка научных профессиональных кадров. И думается, стела, возведенная при входе в университет и ожидающая будущего лауреата Нобелевской премии – нашего выпускника, – не просто мечта.
16 лет, я бы сказал, борьбы за создание комплекса при университете — Центра полиэтнической культуры молодежи увенчались, наконец, успехом. Это стало возможным после воссоединения Крыма с Россией. В ноябре-декабре 2016 года мы начинаем строительство, первая очередь которого стоит 930 млн рублей (деньги выделены), строительство планируется завершить в 2019 году. Параллельно будет начато строительство второй очереди, приблизительно с такой же стоимостью.
В пгт. Почтовое, где работает наш педагогический колледж, нам выделены здания площадью в 5 тыс.кв.м. — это еще одна мощная база для развития университета.
В Судаке у моря мы получили 1,2 га земли под студенческий лагерь для практики и оздоровления.
Я знаю одно правило: ни стран, ни народов без достойных университетов не бывает. Без МГУ вряд ли Россия была бы сегодняшней Россией, без Кембриджского университета Англия не была бы сегодняшней Англией и т. д. Без серьезного университета мы вряд ли сможем сохраниться как народ.
— Кто рядом с вами стоял у истоков университета?
— Я не назвал ни одной фамилии, кто создавал университет, доводил его до сегодняшнего уровня — это было бы слишком долго. Я преклоняюсь перед ними. Я благодарен тем, кто первыми, не считаясь со своими профессорскими званиями, как рядовые работники, ремонтировали аудитории в здании автошколы на ул. Маяковского, заброшенные помещения на ул. Полигонной, в училищах 25, 26, приводили в порядок наши нынешние корпуса и т. д.
Я глубоко благодарен тем студентам, которые первыми поступили в университет, когда у нас еще не было никакого имиджа. Я благодарен тем первым нашим преподавателям, которые в разных университетах защищали кандидатские и докторские диссертации. Я благодарен тем, кто написал первые учебники на крымскотатарском языке, опубликовал первые монографии. Я благодарен тем, кто проводил первые международные конференции. Я благодарен всем, кто верой и правдой служил и служит университету.
Университет развивался в условиях, когда 11 раз сменялось руководство Крыма. Я благодарен всем руководителям, кто в большей мере, кто в меньшей, но они поддерживали развитие университета. Самая большая благодарность от всего коллектива университета Главе нашей республики Сергею Валерьевичу Аксенову, взявшему под личную опеку строительство долгожданного Центра полиэтнической культуры молодежи – источника толерантности в Крыму.
Я хочу отдельно поблагодарить редакцию газеты «Голос Крыма new» и ее редактора Эльдара Сеитбекирова — на протяжении всех лет становления университета, газета была нашей опорой.
От редакции: интервью опубликовано в полном объеме и является своего рода напутствием преемникам и последователям в деле организации работы университета. Идеи, изложенные в материале, могут иметь как сторонников, так и противников. Но при всех разногласиях есть один значительный факт – их озвучил создатель университета, начавший и закончивший до конца свое дело. Как распорядятся таким наследием его последователи – это уже история университета другого периода.
Ученые Рефат Аппазов и Февзи Якубов у памятника будущему Нобелевскому лауреату
comments powered by HyperComments