Курс валют USD 0 EUR 0

Плюсы и минусы «национальной музейной политики»: краеведческий музей в Евпатории (20–30-е годы ХХ века)

Комментариев: 0
Просмотров: 1 111

Улькер МУСАЕВА, кандидат исторических наук

 

Развитие этнографических исследований в Крыму в 1920-е годы непосредственно связано с деятельностью выдающегося евпаторийского краеведа, директора Евпаторийского археолого-этнографического музея Полины Яковлевны Чепуриной (1880– 1947 гг.). Ее имя было забыто вплоть до конца ХХ века. Впервые ее роль в развитии татароведческих студий была отмечена профессором Д. Урсу. На основе выявленных нами в архивах Москвы, Симферополя и Санкт-Петербурга биографических документов удалось восстановить основные этапы жизни и творчества ученой. При этом особую ценность, благодаря содержанию важной биографической информации, имеет выявленная в научном архиве ГМВ докладная записка П. Чепуриной представителю Крымской АССР при ВЦИК, написанная в августе 1935 г.

П. Чепурина родилась 8 октября 1880 г. в Киеве в семье священника. После традиционного курса домашнего образования она окончила Евпаторийскую гимназию, а затем Одесское художественное училище. Образование было продолжено через несколько лет в Московском археологическом институте, где Полина Яковлевна получила специальность «археолог-художник». Ее научным наставником в институте была известный этнограф Вера Николаевна Харузина (1886–1931). Значительным этапом в научном развитии П. Чепуриной стала ее поездка в Европу в 1898 году (7 месяцев в Италии и 3 месяца в Германии), где она изучала народное искусство. В 1903–1910 гг. П. Чепурина работала в Одессе – фабричной воскресной школе  и одновременно – на Одесской художественно-промышленной выставке. А затем «по собственному почину занялась собиранием и изучением крымскотатарского орнамента». «К изучению крымскотатарского бытового искусства я подошла еще в 1910–1911 гг.», – вспоминала ученая. В 1910–1911 гг. состоялась ее первая научная экспедиция по Крыму, где она собирала крымскотатарское орнаментное шитье. Маршрут экспедиции охватил Юго-Восточный Крым: Отузы, Козы, Токлук, Судак, Таракташ, Капсихор, Кутлак, Ай-Серез. Главной находкой стало творчество художницы-рисовальщицы орнамента и технического мастерства Айше Мамбетовой из деревни Отузы.

По приглашению Евпаторийского наробраза П. Чепурина заняла должность заведующей музеем, открытом в конце 1920 г. Заполняя анкету Комиссариата внутренних дел Крымской АССР для граждан, вступающих в РОПИК, П. Чепурина так определила свои цели в работе Общества: «Научно-художественное изучение Крыма за период XII–XVIII века».

Начало научных исследований П. Чепуриной в области изучения крымскотатарского и караимского народного искусства относится к началу 1910-х годов, когда ею были прочитаны первые научные доклады, посвященные этому вопросу. По результатам экспедиции 1910–1911 гг. в Русском географическом обществе ею был сделан доклад «Культура и быт крымских татар». Позже, обучаясь у В. Харузиной, на заседании этнографического кружка при Археологическом институте она прочла доклады: «Орнамент крымскотатарской вышивки», «Быт, искусство и архитектура крымских татар». В 1923 г. на географическом отделении Первого Московского государственного университета Полина Яковлевна выступила с сообщениями «Евпаторийская старина и орнамент крымских татар» и «Бытовое искусство крымских татар и памятники старины». По данным докладной записки П. Чепуриной на имя заведующего Евпаторийским отделом народного образования от 20 октября 1924 г. ею были разработаны научно-популярные лекции: «Евпатория в прошлом: По материалам раскопок 1916–1917 годов», «Татарское орнаментальное искусство», «Караимское искусство как одно из слагаемых искусства Востока». Краевед предлагала сделать выступления платными, а средства перечислить в фонд Ассоциации любителей караимской старины и искусства. Одновременно этнограф не прекращала своей основной работы по копированию образцов бытового искусства народов Крыма, создавая беспрецедентную по объему и научному значению коллекцию этнографических рисунков.

Первая из выявленных публикаций П.Чепуриной появилась в издании РОПИК – журнале «Крым» в 1925 году: «Евпатория – ее живая археология». Статья носила информативный характер. В ней тезисно были изложены основные этапы истории развития города и дана характеристика наиболее значимым экскурсионным объектам. В статье дается характеристика евпаторийской Караимской библиотеки-музея, приютившейся «в низеньком старинном доме» вблизи кенасы и городского «музея краеведения». В это время в музее действовали 5 отделов: 1) караимский, с предметами религиозного культа и бытовыми; 2) татарско-ногайский (на материалах Евпаторийского уезда); 3) археологический, посвященный раскопкам Керкинитиды; 4) курортно-бальнеологический и 5) производственный, посвященный Сакским соляным промыслам и бромному заводу.

25 июня 1925 г. П. Чепурина выступила на заседании РОПИК с развернутым докладом «Этнография и историко-художественные материалы Крыма», основу которого составила характеристика новых поступлений этнографического отдела музея и местной коллекции рисунков предметов быта крымских татар и караимов. В следующем году в журнале «Крым» П. Чепурина поместила очерк «Евпаторийский музей», где кратко остановилась на характеристике предметов культуры караимов и крымских татар, представленных в экспозиции.

В плане научно-исследовательской работы Евпаторийского краеведческого музея на 1925–1926 годы заведующая наметила двухнедельную командировку в Москву и Ленинград для знакомства с постановкой научной обработки и охраны предметов этнографии: тканей, вышивок, кустарного производства. Намечалось провести систему каталогизации и классификации собрания предметов быта крымских татар и караимов. Отдельным пунктом были указаны разработки в области караимской библиографии. В заключение к плану научной работы П. Чепурина отметила, что накопленный этнографический, художественный и фольклорный материалы вполне могли бы стать основой для фундаментальных научных исследований.

На Международной выставке декоративного искусства и современной художественной промышленности, состоявшейся в 1925 г. в Париже, представленные П. Чепуриной вышивки крымских татар были удостоены бронзовой медали. Этот успех вдохновил краеведа на работу, целью которой было восстановить по всему Крыму угасавшее к тому времени искусство шитья и ткачества, а по мере возможности и других ремесленных производств, продукция которых достигала высокого художественного уровня. К этой работе она привлекла известных ей мастериц, и в последующие годы на базе Бахчисарайского дворца периодически работали четырехмесячные курсы, которые должны были положить начало формированию вышивально-ткацких артелей.

Этнографическая коллекция Евпаторийского музея по караимам, крымским татарам и ногайцам была отмечена в отдельной публикации журнала «Этнография» (1926 г.) как наиболее полная и представляющая научный интерес для дальнейших теоретических исследований. В августе 1926 г. специально для изучения этнографических собраний музея в Евпаторию приехал сотрудник Исторического музея (Москва) А. Клейн. Сохранилась рукопись его «Отчета о командировке в Крым для изучения собрания древних тканей и вышивок в местных музеях». А. Клейн отметил наличие в фондах музея «огромного собрания одежды и тканей как экспонированных, так и хранящихся в запасных залах, в общей сложности насчитывающего 720 экземпляров, из которых большая часть падает на бытовые памятники и меньшая – на памятники религиозного культа. Это предметы быта татар и культовые караимские вещи». Отметив «высокую ценность коллекций» крымскотатарских и караимских вещей, А. Клейн заметил: «Больше всего меня поразило, что ткани, из которых изготовлены даже культовые предметы караимов, относятся не к их работе, а к продукции самых разных фабрик и кустарных производств Востока, Запада и Центра России. Время их изготовления не отвечало той датировке, которая предварительно указывалась».

Таким образом, в течение 1920-х годов в Евпаторийском музее «Искусство старины» – Археолого-этнографическом Краеведческом музее г. Евпатории оформился этнографический отдел, состоящий из подотделов: крымскотатарского и караимского. Последний по качеству и количеству материала занимал центральное место. Евпаторийскими этнографами были собраны уникальные коллекции по культуре караимов и крымских татар, которые приобрели всемирную известность (собрания орнамента, шитья и тканья крымских татар И. Аирчинского и П. Чепуриной).

 

(Опубликовано в журнале «Крымское историческое обозрение» (№ 2, 2014 г.) Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог