Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарская  конституция

Комментариев: 0
Просмотров: 895

 

Заседание Курултая, 1917 г.

 

26 ноября 1917 года в Бахчисарае приступил к работе избранный крымскотатарским народом парламент — Курултай. Тогда, 99 лет назад, чрезвычайно остро стоял вопрос о том, по какому пути развития в дальнейшем пойдут Крым и другие регионы ушедшей в небытие империи Романовых. Власть в столице Российской республики — Петрограде после вооруженного переворота была уже захвачена большевиками во главе с В.Лениным. Страна стремительно скатывалась в пропасть Гражданской войны. В этой чрезвычайно сложной обстановке крымскотатарские политики разворачивали процесс государственного строительства в Крыму.

Главным итогом работы Курултая стало провозглашение Крымской Демократической Республики, принятие национальной конституции — Крымскотатарских Основных законов и формирование Крымскотатарского национального правительства. Эти важные решения были приняты национальным парламентом 18 декабря 1917 года после жарких дискуссий.

В номере за 25 ноября «ГК» уже публиковал текст Конституции. Как представляется нам, этот документ имеет большую историческую ценность, во многом отражая мировоззрение лидеров крымских татар той переломной эпохи.

 

Демократические ценности

Говоря о характере Конституции, следует отметить ее чрезвычайно прогрессивный и демократический характер. Так, статья 2-я Основных законов говорит о необходимости постоянного существования «периодически избираемого мужским и женским населением на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права крымскотатарского парламента». Статья 3-я, провозглашая, что «жизненны и плодотворны только те законы, которые выявляют истинную волю народа», указывает, что выборы парламента должны проводиться через каждые три года, при этом от каждых 5-7 тысяч татарского населения должен избираться один депутат. Срок же собственных полномочий действующий Курултай ограничивает одним годом.

В статье 7-й декларируется принцип разделения власти на три независимые друг от друга ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип, разработанный в XVIII веке великим французским просветителем Шарлем-Луи Монтескье, ныне является основополагающим для устройства всех демократических государств.

Статьи 4, 5 и 6 оговаривают порядок работы национального парламента, а статья 8-я, самая объемная, регулирует деятельность национального правительства — Директории. Правительство, состав которого, согласно Конституции, утверждается Курултаем, состоит из шести подразделений — дирекции народного просвещения, дирекции по делам религии, дирекции финансов и вакуфов, дирекции юстиции, дирекции по внешним делам и дирекции председателя правительства.

Конституция «в целях обеспечения расходов национального управления» давала право парламенту вводить национальные налоги. Среди других важных моментов следует отметить упразднение муфтията (статья 8, пункт г) и передачи его функций дирекциям юстиции и религии. Тут следует иметь в виду, что в период Российской империи муфтият (Таврическое магометанское духовное правление) был главным общественным институтом мусульманского населения Крыма. Назначение муфтия, как и вся работа этого органа, плотно контролировалась царскими властями.

После отречения императора Николая II от престола и победы в России Февральской революции власть прежнего муфтия, назначенного царем, мгновенно потеряла всякий авторитет в глазах народа. В марте 1917 года Всекрымский мусульманский съезд избрал новым муфтием Номана Челебиджихана. Он же встал во главе созданного съездом Мусульманского исполнительного комитета. В этом качестве Н.Челебиджихан признавался подавляющим большинством крымских татар своим лидером.

Когда же в конце 1917 года был созван Курултай, Н.Челебиджихан был избран депутатами председателем Национального правительства и по совместительству директором юстиции. Нельзя не обратить внимание на его весьма молодой возраст. Н.Челебиджихану в 1917 г. было всего 32 года, его ближайшему помощнику — директору по внешним и военным делам Джаферу Сейдамету — 28 лет.

Вместо упраздняемого муфтията создавалась дирекция по делам религии, которая, согласно Конституции, «отдает распоряжения по вопросам религии согласно шариату». В свою очередь дирекции юстиции от муфтията переходят функции гражданского судопроизводства среди крымскотатарского населения. При этом Конституция оговаривает, что судопроизводство осуществляется «согласно шариату, обычаю и традициям общественной жизни татар».

Эта важная реформа была созвучна и даже в какой-то степени предвосхищала схожие процессы в Турции. Передача судопроизводства в руки Министерства юстиции в Османской империи произошла еще во второй половине XIX века. А в марте 1924 года, уже после завершения национально-освободительной войны (1919 — 1923) и провозглашения Турецкой Республики, было принято решение об упразднении института шейх-уль-ислама (высшего должностного лица по вопросам ислама). Вместо него было создано Управление по делам религии Турецкой Республики (Диянет ишлери башканлыгы), существующее до сих пор.

Принятая Курултаем Конституция объявляла об упразднении среди крымских татар сословных привилегий и сословных званий, таких как мурза, бей, челеби и др. Необходимость такого положения, очевидно, диктовалась стремлением покончить с делением общества на сословия и обеспечить равенство всех граждан нового государства перед законом. Следует заметить, что принятие подобных законодательных норм было характерно для многих стран, переживавших в то время социальную революцию. Например, в советской России в ноябре 1917 года был принят Декрет об упразднении сословий и гражданских чинов. С другой стороны, в Австрии с установлением республики в 1919 году был принят закон об  отмене дворянства, запретивший все дворянские привилегии и титулы и даже приставки к фамилиям. И этот закон действует до сих пор.

Важным моментом, красноречиво характеризующим демократический характер Основных законов, является то, что они провозгласили равенство женщин и мужчин. Как уже было отмечено выше, статья 2-я Конституции закрепила за женщинами избирательное право наравне с мужчинами. До 1917 года это было характерно для небольшого числа стран мира.

Впервые право голоса на выборах женщины получили в Новой Зеландии в 1893 году. В 1902 году подобный закон был издан в Австралии, в 1906 году в Финляндии, в 1913 году в Норвегии, в 1915 году в Дании. В России женщины получили избирательные права после Февральской революции. В США девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая ограничение права голоса по признаку пола, была принята в 1920 г. В Турции женщины получили право голоса на выборах в парламент в 1934 году, во Франции в 1944 году. В 1971 году после долгих десятилетий борьбы возможность голосовать получили женщины Швейцарии. В Саудовской Аравии прекрасная половина человечества получила избирательное право лишь в 2015 году.

 

Государство в государстве?

Итак, из принятой Курултаем Конституции мы видим образ демократического, парламентского государства, которое стремились создать лидеры крымских татар. Основные законы очерчивают контуры властных структур — правительства и парламента.

Вместе с тем в документе четко говорится: Курултай считает, что вопрос о форме правления в крае может быть решен только краевым Учредительным собранием, избранным всем населением Крыма. Кроме того, особо оговаривается, что подчинение Конституции обязательно для каждого крымского татарина. От представителей же других народов требуется лишь с уважением относиться к Крымскотатарским Основным законам.

В этом отношении Конституция двойственна. С одной стороны, она явно ограничивает полномочия национального парламента и правительства управлением крымскотатарским населением, предоставляя решение вопроса о будущем полуострова крымскому Учредительному собранию. С другой стороны, недвусмысленно говорится о том, что крымскотатарское правительство будет поддерживать порядок и спокойствие на полуострове. «Заботиться о счастье и спасении не одного только татарского народа; оно считает священной своей обязанностью защиту личной, имущественной безопасности и чести всех своих крымских соотечественников», — отмечается в документе. Практически в самом конце Конституции Курултай заявляет о том, что «признает и объявляет Крымскую Демократическую Республику». Неясным из текста Основных законов остается вопрос о том, будет ли это независимое государство или же часть новой федеративной России.

Очевидно, что на позицию Курултая влиял ряд разных факторов. Большое значение имел демографический баланс, сложившийся к тому времени в Крыму. В результате нескольких волн эмиграции крымские татары перестали быть большинством в Крыму. По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, крымские татары составляли 35,6% населения полуострова. На долю русских приходилось 33,1%, украинцев 11,8%, немцев 5,8%, евреев 4,4%, греков 3,1%, армян 1,5%. болгар 1,3%. И это без северных континентальных уездов Таврической губернии — Днепровского, Мелитопольского, Бердянского, откуда ногайское население эмигрировало в Турцию практически полностью после Крымской войны. Лидеры Курултая согласились на переход континентальных территорий к Украине в обмен на поддержку Центральной Рады.

Пестрый национальный состав населения Крыма не давал возможности лидерам Курултая простым голосованием большинства провести идею создания национального государства. На состоявшихся 20 ноября (3 декабря) выборах во Всероссийское Учредительное собрание список Мусисполкома получил 68 тысяч голосов, против 360 тысяч голосов, поданных за эсеров и 31 тысячи голосов за список большевиков.

Складывавшаяся ситуация требовала от крымскотатарских политиков тонкого и взвешенного подхода. Необходимо было вырабатывать такой проект общего будущего, который бы учитывал интересы всех народов, населявших полуостров, что нашло свое отражение в Конституции. Примером того, как должно быть устроено полиэтническое общество для крымскотатарских лидеров того времени, была Швейцария, где в рамках одного государства уживаются представители четырех народов.

Н.Челибиджихан и Д.Сейдамет пытались наладить сотрудничество с Советом народных представителей, созданным представителями городских дум и земств Крыма. Курултай также опирался на поддержку воинских частей, в которых большинство составляли крымские татары. Это придавало национальному парламенту уверенность в своих силах. Впоследствии один из главных противников Курултая, лидер крымских большевиков Ю.Гавен отмечал энергичную работу по формированию собственных вооруженных сил, проводившуюся крымскотатарской Директорией. «Зная, что при создавшемся положении вопрос о власти может быть решен только силой оружия, Крымское правительство (так называло себя правительство Курултая) приступает энергично к организации вооруженных сил», — вспоминал Ю.Гавен в 1930 году. Вместе с тем следует заметить, что деятельность военных формирований Курултая была направлена только против узурпировавших власть большевиков.

К сожалению, в начале 1918 года демократическим силам в Крыму не удалось сплотиться против наступавшей большевистской диктатуры. Союз Курултая с Советом народных представителей, состоявшем из представителей ряда российских партий (эсеров, меньшевиков и др.), не принес должных результатов. «Этот блок уже с самого начала своего образования расшатывался острыми внутренними противоречиями», — с удовлетворением писал Ю.Гавен. В январе 1918-го отряды эскадронцев оказались практически один на один с силами большевиков, сумевшими перетянуть на свою сторону значительную часть сил Черноморского флота. Военное поражение привело к тому, что Крымская Демократическая Республика так и осталась существовать на бумаге.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог