Одеялко тепленькое и мягонькое (ух, укрыться и согреться захотелось!) — настолько незаменимый, настолько массовый, настолько привычный атрибут нашей повседневной жизни, что мы его замечаем и вспоминаем тогда только, когда хотим спать. Ну, подумаешь, одеялко! Оно, как ложка или вилка, нужно нам каждый день. И ассортимент одеял в магазинах огромен — пруд пруди разнообразных размеров, расцветок, состава (синтетика, шерсть и т.п.).
А то, что шитье одеял — это одно из старинных крымскотатарских национальных ремесел и занимались этим наши бабушки всегда с душой и любовью — об этом сегодня мало кто помнит. К сожалению, это одни лишь внучки тех бабушек — наследницы бабушкиного ремесла.
Мастериц традиционного крымскотатарского пошива одеял в Крыму мало.
Мы познакомились с одной из них и с удовольствием узнали немало нового и интересного из истории и традиционной технологии пошива одеял.
Лейля Каракаш — достойная продолжательница дела своей бабушки Асибе (1921-2002), уроженки села Скеля под Балаклавой.
Лейля очень скромная и трудолюбивая (мама пятерых детей, бабушка четверых внуков, преподаватель музыки по профессии), рассказывала нам о старинном ремесле своей бабушки и, конечно, сожалела о том, что сегодня, в век изобилия разнообразных постельных принадлежностей, ремесло пошива одеял напрочь забыто.
«Вот рассказываю вам о бабушкином искусстве — и будто с ней увиделась, — признается она, и глаза ее влажнеют.
Бабушка Асибе (слева) передала свое мастерство внучке Лейле
— Раньше каждая крымская татарка умела шить стеганые одеяла для семьи наряду с вышиванием и другими чисто «женскими» крымскотатарскими ремеслами.
Начну с того, что пошив стеганого одеяла — ручной, трудоемкий процесс, начиная с приготовления овечьей шерсти — ее нужно чисто выстирать (шерсть стирают несколько раз, чтобы удалить запах, используют душистые моющие средства), высушить, вручную распушить и расчесать. Произносишь намерение и молитву и начинаешь работать — моя бабушка без молитвы за дело не бралась.
Один из секретов ремесла: для пошива одеяла используется исключительно шерсть, состриженная со спины овцы — тонкий длинный пух. Любая другая шерсть не годится.
Чехол для одеяла шьется из двух видов ткани: низ — из хлопчатобумажной ткани, верх — из креп-сатина (или атласа), расцветка — по желанию.
В чехол слоем в несколько миллиметров нужно уложить вату, для того чтобы шерстинки не проникали наружу сквозь ткань чехла. Очень кропотливая работа, скажу я вам.
У меня в пошиве одеял бывала задействована вся семья — раскладывали ткань на полу, на столе, натягивали…
Вручную, стежками, начинаешь прошивать готовое одеяло, украшаешь его узорами.
Если одеяло для невесты, то на одеяле вышивался целый букет различных узоров-пожеланий. На одеяле для женщины вышивались розы, для мужчины — тюльпан. Узоры — виноград, миндаль, лоза — в каждом был свой смысл, сейчас узоры в основном стилизованные. Детские одеялки я украшала ромбиками.
У бабушки моей были лекала, шаблоны рисунков, чтобы облегчить труд. У меня такого нет — я каждый раз придумываю что-то свое, новое.
Рисунок на ткань сначала наносится цветными мелками. Различных нюансов много: диагональ одеяла надо вывести правильно, начинать обшивать с краев…
Шить надо мелкими стежками. Роза, например, хорошо получается, изображение миндаля сложнее…
Бабушка двойным швом обшивала одеяло, никогда не останавливалась на одинарном шве. Шила толстыми кручеными нитками «Ирис», покупала специальные большие иглы…
Переворачиваешь одеяло, и если с изнанки стежки едва-едва видны — значит шила искусная мастерица.
Для шитья одеяла нужны большие столы, на полу шить неудобно, устаешь…
Когда простегаешь одеяло, выясняется, что оно уменьшилось в размерах, поэтому в начале работы нужно сделать припуски. Уголки срезаешь, у одеяла они почти круглые…
Шитье одеала — увлекательная работа, погружаешься в процесс, вкладываешь в дело душу и не замечаешь как бежит время. И бабушка словно рядом с тобой — отслеживает каждый стежок.
Я старалась всегда делать все так, как она делала.
Раньше я успевала даже за неделю одеяло сшить, а вообще, если с чувством, с толком, с расстановкой работать, начиная с этапа подготовки шерсти, на одно одеяло уходит месяц.
Шерсти на одно одеяло должно пойти не больше 3-х килограммов, если больше — то шерсть сбивается в комья, что, конечно, нежелательно. Сложнее шить ватное одеяло — вата плотная и тяжелая, шерсть легче — она податливая, ты ее словно чувствуешь. Огромное удовольствие получаешь от процесса творчества.
Помимо шитья бабушка учила меня множеству народных поверий: например, если сшили одеяло для невесты, готовое одеяло нужно расстелить и повалять на нем маленького мальчика. Нельзя садиться на расстеленное одеяло (бабушка моя строго следила за этим в семье).
Еще она говорила, что если человек хороший, то одеяло для него шьется легко, и наоборот.
Когда она отдавала меня, единственную внучку, замуж, столько советов мне надарила: «По мужу люди определяют, какая у него жена». «Чего бы тебе не стоило, пусть хоть земля разверзнется, но в доме всегда должны быть чистота и порядок, а в казане — готовая еда», — наставляла она меня, молодую невесту, — рассказала нам Лейля-ханум.
Она расстелила перед нами одеяла, и мы просто залюбовались: в свете зимнего солнца, струящегося из окна, словно переливались ярко-желтые, темно-зеленые, алые, искусно простеганные узорами (роза, виноград), пухлые, мягкие, шерстяные крымскотатарские одеяла.
Словно огромные раскидистые лепестки цветов незабываемой крымскотатарской старины.
Редакция газеты «Голос Крыма new» совместно с Крымскотатарским музеем культурно-исторического наследия начинает сбор информации о мастерах, изделиях, орнаментах традиционного крымскотатарского ремесла по пошиву стеганых одеял. Телефон для связи: (3652) 54-47-36; +7-978-867-71-43 (Айше Меметова)
comments powered by HyperComments