Курс валют USD 0 EUR 0

Система народного образования Крымской АССР в начале 30-х годов ХХ века

Комментариев: 0
Просмотров: 1 425

Диляра АБИБУЛЛАЕВА, кандидат исторических наук

 

В августе 1930 г. XVI съездом ВКП(б) и Совнаркомом СССР было принято постановление о всеобщем начальном образовании в сельской местности и семилетнем — в городах и рабочих поселках, что положило начало «культурной революции», которая была призвана решить важнейшие задачи: ликвидировать неграмотность, создать систему народного образования, сформировать кадры новой интеллигенции, использовать научные достижения для социалистического строительства. В Крымской АССР, в соответствии с решениями VI объединенного Пленума ОК ВКП(б), в 1931 году  предполагалось провести реорганизацию под углом коренизации и повышения удельного веса татар в органах власти, государственных учреждениях, обеспечения в составе студенчеств с преобладанием места за рабочими, колхозниками и прежде всего ударниками, укомплектование аспирантуры преимущественно за счет татар с расчетом планового и скорейшего обеспечения института татарскими преподавателями. Принятые постановления постепенно решались, и в начале 1930-х годов были открыты учебные заведения, готовились педагогические кадры.

Вопросы развития народного образования крымских татар в 1920-30-е годы отражены в монографии Сайде Усмановой, посвященной истории Тотайкойского педтехникума. Также в статье Розы Аирчинской представлена история Бахчисарайской художественно-промышленной школы.

Вопросы развития образования крымских татар находились в компетенции Народного комиссариата просвещения Крымской АССР, который в декабре 1933 г. состоял из 16 человек, из них 5 человек были крымские татары. В списке членов и кандидатов ВКП(б), работающих в аппарате наркомпроса, была информация о них, в частности: Асанов Али Асанович — нарком просвещения Крымской АССР, член ВКП(б) с 1926 г.; Аметов Абдулла Аметович — член Коллегии и заведующий планово-финансовым сектором наркомпроса, 1897 года рождения, член ВКП(б) с 1927 г., имел среднее образование, педагог; Али Абибуллаевич Омеров — член Коллегии и заведующий школьным сектором, 1901 года рождения, член ВКП(б) с 1929 г., педагог; Умеров Джемиль — был инструктором по ликвидации неграмотности и малограмотности, член ВКП(б) с 1927 г.; Муединов Осман — в наркомпросе занимал должность инспектора-методиста по крымскотатарскому языку, был кандидатом в члены ВКП(б) с 1931 г.

Следует отметить, что Али Асанов (1900-1938) в должности наркома просвещения работал с 1930 по 1934 годы, когда в стране развернулась борьба с «буржуазным национализмом», «классово-чуждыми элементами». 20 апреля 1934 г. Али Асанов был снят с поста наркома просвещения за нерешительность в борьбе с «буржуазным национализмом» и переведен директором Крымского НИИ национально-культурного строительства. В 1935-1937 гг. он был редактором районной газеты «Бригадир» в г.Судаке. Будучи курсантом Центральных Курсов редакторов и переводчиков при ЦК партии был арестован 22 июля 1937 г. в Москве, 2 ноября 1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован посмертно 12 декабря 1959 года.

В марте 1933 г. наркомпросом Крымской АССР на закрытом заседании был проработан материал, опубликованный в газете «Правда», об извращении ленинской национальной политики в национально-культурном строительстве Белорусской ССР и ряде других республик и областей. Было принято постановление, в котором указывалось «о всемерном повышении качества национально-культурного строительства, предложить всему руководящему составу наркомпроса и его органам на местах усилить классовую большевистскую бдительность, провести более решительную и энергичную борьбу с буржуазно-кулацкими националистическими тенденциями, заострить особое внимание на работе национальной школы, качестве ее учителей и педагогов, произвести тщательную проверку профессорско-преподавательского состава пединститута, техникумов, рабфаков наркомпросом под углом выявления их социального происхождения, прошлой деятельности и качества современной работы, решительно изгоняя чуждые буржуазно-кулацкие, националистические, оппортунистические элементы, заменяя их наиболее выдержанными кадрами из молодых научных работников и педагогов». Данное постановление стало началом унизительной кампании против учителей учебных заведений, служащих всех уровней в системе образования.

В это же время в постановлении ОК ВКП(б) от 14 марта 1933 г. отмечено, «что Крымский Педагогический институт, имеющий назначение готовить преподавательские кадры для средней школы, главным образом, из коренного населения (татар), добился несомненных успехов в перестройке своей работы, прежде всего в укреплении социального состава учащихся и профессорско-преподавательских кадров и коренизации, на 1 января 1933 г. в составе студенчества имеется 28% рабочих, 45% колхозников, 27% служащих и прочее. Из них татар — 32%. Профессорско-преподавательский состав коренизирован на 33%. В этом году окончили Пединститут 77 татар».

В это время в пединституте было 16 преподавателей, из них 4 преподавателя были крымские татары: Леманов Исмаил Леманович — доцент, заведующий кафедрой татарского языка и литературы; Акчокраклы Осман Асанович — ассистент кафедры татарского языка и литературы; Багаутдинов Абдулла Касимович — преподаватель истории ВКП(б) и ленинизма; Кадыров Нуредин Кадырович — преподаватель политической экономии. В июле 1933 г. на этих преподавателей были подготовлены характеристики как на «социально-чуждых элементов».

Так, 21 августа 1933 г. наркомпрос Али Асанов был поставлен в известность, «что на ближайшем бюро ОК ВКП(б) стоит его доклад о кадрах системы наркомпроса, и в связи с этим просьба представить следующие сведения: 1. Какие меры намечает Наркомпрос по очистке учительских кадров от социально-чуждых элементов и несоответствующих своему назначению учителей, сведения необходимо дать в районном и национальном разрезе;

  1. Характеристику на работников аппарата НКТса и ОНО».

Интересным представляется знакомство с содержанием характеристик, составленных по месту работы на служащих наркомпроса — беспартийного состава: «Байрашевский — б/п, работал в НКП с марта 1924-1929 гг. Бывший прапорщик, из дворян, из НКП ушел по личному желанию. Сейчас работает в рабфаке. Тип крайне сомнительный. Куркчи — б/п, националист. Хитро, незаметно для других проводит национальную линию, имеет связь с националистами. Также было решено заменить, но решение не выполнено. Сведения по проверке состава подведомственных учреждений: «Мензатов — заведующий татарским Педтехникумом в г. Симферополе. Член ВКП(б) с 1926 г., работает с 1928 г., в должности заведующего с 1929 г. С работой вполне справляется. Количество учащихся в Техникуме — 200 чел. Материальное положение в Техникуме тяжелое, что отражается в общественной работе и учебе. Следует провести проверку в татарском Педтехникуме. Сведения по проверке зав. ОНО (характеристики)»: Мусаниф Якуб — заведующий Евпаторийским ОНО, член ВКП(б). Бывший секретарь КрымЦИКа. Назначен без ведома НКП. В работе проявил большую инициативу, разрешил ряд деловых вопросов. В одном из национальных вопросов должна была строиться школа. Мусаниф самовольно перенес стройку в другую деревню. Ибраимов — зав. Ялтинским ОНО, член ВКП(б) с 1928 г. Недостаточно активен, не проявляет никакой инициативы в работе. Гафаров — зав. Карасубазарским ОНО, назначен всего несколько дней назад, наркомпрос не может дать подробную характеристику. Мамуткази — инспектор Судакского ОНО, б/п, с высшим образованием, татарин, но хорошо владеет русским языком. Обвинялся в национализме, факты не проверены. Работу зав ОНО выполняет Омеров — зав. Бахчисарайским ОНО, член ВКП(б), работает с 1923 г., ранее работал избачем, затем инструктором П/просвета в течение года. Назначен без ведома НКП. Четкую классовую линию не проводит, не проявляет настойчивость в постановке вопросов ОНО перед РИКом, не организовал общественного мнения вокруг ново-тюркского алфавита». В результате очищения рядов просвещенцев от «классово-чуждых элементов» наркомом просвещения в 1933 г. в Крыму было снято с работы 200 человек, из них 100 человек как классово-чуждые и 100 человек как не справившиеся с работой и по неграмотности.

Одновременно в 1933 году проводились проверки состояния школ, техникумов и на заседании бюро Симферопольского горкома ВКП(б) слушали доклады и принимали постановления по устранению недостатков в учебном процессе. Так, 11 апреля 1933 г. бюро Симферопольского ГК ВКП(б) приняло постановление «О состоянии Татмедтехникума» по докладу Ислямова, в котором было отмечено, что «наряду с достижениями в работе техникума: организационное оформление учебного года, на основе решения ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. — перевод занятия техникума на твердое расписание с переходом на шестидневку и полным обеспечением одного выходного после осеннего семестра, организация соцсоревнования и ударничеств внутри техникума и значительное улучшение санитарных и материально-бытовых условий, учебно-методическое бюро в течение семестра собиралось всего лишь 2 раза; учебные планы и программы проработали только на учебных совещаниях, без проработки на производственных совещаниях и до групп и студентов не доведены; новейшие достижения советской медицины в программе отражены слабо, а по общественно-политическим дисциплинам программы отсутствуют. Вопросами комплектования техникум достаточно не занимался: оплата труда преподавателей и стипендии студентов не дифференцируются, соцсоревнования с другими учебными заведениями не проводятся.

Бюро горкома ВКП(б) постановило: предложить Ислямову к 25 апреля 1933 г. наладить учебно-методическую работу техникума, в двухнедельный срок пересмотреть все программы и учебные планы с насыщением новейших достижений советской медицины, составить программы по общественно-политическому циклу, немедленно провести дифференциацию стипендии».

Таким образом, проводилась соответствующая работа по совершенствованию учебных заведений одновременно Наркомпросом Крымской АССР и горкомом ВКП(б) в целях правильного проведения национальной политики партии, а также кампания по выискиванию «социально-чуждых элементов» среди преподавательского состава и служащих в системе образования Крыма, которая имела весьма негативные последствия в процессе развития образования и культуры в республике.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог