Курс валют USD 0 EUR 0

Внук, вернувший бабушкино наследие в Крым

Комментариев: 0
Просмотров: 1 129

Скульптор с супругой Алие на открытии выставки

 

Мелодия, Искусство и Душа Крыма в творчестве скульптора Айдера АЛИЕВА

 

Работы известного в Крыму скульптора Айдера Алиева стали яркими и запоминающимися  достопримечательностями нашего благодатного полуострова. О выдающейся истории крымских татар, личностях, ее вершащих, свидетельствуют такие творения мастера, как мемориальный комплекс  Исмаила Гаспринского в Бахчисарае, памятник великому просветителю в Симферополе, монумент «Возрождение» на территории Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ), памятник, посвященный Алакатским событиям в с.Ускут Алуштинского района. Надмогильные камни (башташ) известным общественным деятелям: Амету и Мерьем Озенбашлы, Сабрие Сеутовой, Идрису Асанину, были выполнены А. Алиевым. Набережную Ялты украшает памятник киноактеру Михаилу Пуговкину, также созданный им в соавторстве с  Константином Цихиевым. Многие работы этого мастера представлены за рубежом: в Турции, Германии, США.

В различных телепередачах, на страницах многих изданий, в том числе и «ГК», об удивительном человеке,  умело сочетающем талант скульптора, живописца, графика и фотохудожника, творчество которого удачно воплощается и на холсте и в камне, в бронзе и дереве, прозвучало немало сюжетов, опубликовано много статей.

В своей насыщенной творческой жизни Айдер Алиев находит время и для педагогики, обучая студентов кафедры изобразительного искусства КИПУ. Казалось бы, все уже этим сказано. Ан нет! Нет предела совершенству. Сегодня, на 65-летнем пути, раскрывается новая грань этой многогранной, пребывающей в постоянном поиске, личности.

Накануне выставки, посвященной юбилею скульптора, мы побывали в гостях у Айдера Алиева и узнали об уникальной находке, ставшей очередным открытием для него самого.

 

Сквозь резные узоры и жизни года ведет внука в искусство Хатидже-бита

Родители будущего художника — однофамильцы Энвер Алиев из с. Старые  Шули, что  под Балаклавой, и Фатиме Алиева из Биюк-Озенбаша —  познакомились в Марийской ССР, где оказались в трагически известном 1944 году.  В п. Козиково Марийской ССР в 1952 году родился Айдер Алиев. В 1955 году молодой семье удалось перебраться к родным в г. Маргилан Ферганской области Узбекистана.

А. Алиев (стоит в центре) с родителями и младшим братом Нариманом

 

— Бабушка Хатидже жила в г. Шахрихане Андижанской области, во дворе ее дома был топчан, с него открывался живописный  вид на канал Шахрихан-сай, — рассказывает Айдер-ага. – Я часто в детстве на каникулах пропадал у нее. Бабушка была мудрой, выдержанной  и образованной женщиной, читала Коран, и в память о ней сохранились ее старинные марама с удивительными и неповторимыми узорами по краям. Мне родные часто рассказывали, что в молодости она прекрасно ткала, вышивала, вырезала из бумаги национальные орнаменты, и ее рисунки были представлены на различных выставках в Крыму и России. Но никаких документальных подтверждений у нас не было, и многое воспринималось  в те годы как семейные предания.

 

— Возможно, бабушкино творческое наследие определило вашу будущую профессию?

— Отчасти, наверное, да, но где-то на генном уровне. Специально, конечно, она меня не наставляла, а я особо не придавал значения ее умению в считанные минуты вырезать из сложенной в несколько раз бумаги или старой газеты ажурные рисунки. Помню, на новогодние праздники, когда вся детвора вырезала снежинки на окна, мы пыхтели над примитивными узорами, а Хатидже-бита всем нам давала фору, организовывая, по нынешним меркам, настоящий мастер-класс. Из-под ее волшебных рук, легко орудующих ножницами, появлялись целые картины.

Вообще я всегда шутя говорю: голова у меня от матери, руки от отца. Мама окончила педтехникум в Ялте, по специальности учитель биологии, до депортации преподавала в начальных классах в школе с. Багатыр. А у отца  золотые руки, с любой  работой справлялся, все как-то у него спорилось, ладилось. Наверное, все это вместе, вкупе с моим личным желанием, и определило мое будущее.

 

— Расскажите об удивительной и ценной находке, ради которой вы отправились недавно в Санкт-Петербург и готовите представить на своей выставке.

— Будучи участником ежегодной конференции  «Крымские диалоги: культура, искусство, образование», слушая доклад профессора кафедры декоративно-прикладного искусства  КИПУ Н.Акчуриной-Муфтиевой «Силуэтное вырезание в кустарном производстве крымских татар», обратил внимание на сведения о том, что в Российском этнографическом музее (РЭМ) в г. Санкт-Петербурге хранится коллекция работ нескольких мастериц. Вдруг среди перечисляемых фамилий я слышу: Хатидже Бубо. Ошибиться я не мог, сердце как-то по-особому застучало. После конференции подошел к докладчику, объяснил, что одна из упомянутых мастериц — моя бабушка. Но рисунков, выполненных моей бабушкой,  среди представленных в докладе образцов не оказалось. Вероятно, Всевышнему было угодно, чтобы с ними ознакомился  и поработал именно внук. Я попросил направление на исследовательскую работу в РЭМ и в январе отправился в Санкт-Петербург. С замиранием сердца наблюдал, как сотрудница музея среди стеллажей и множества папок искала работы Хатидже Бубо. В  одной из толстых папок и были рисунки – ойма, еще хранящие, как мне казалось,  тепло бабушкиных рук.

 

— Что представляет из себя коллекция работ вашей бабушки Хатидже Бубо? И что вам известно об истории ее фамилии?

— Это более двухсот крымскотатарских орнаментов, поражающих своим разнообразием. Здесь представлены и древообразные рисунки, и орнаментальные розетки в квадрате, круге и прямоугольнике в виде панно с чередующимися  горизонтальными, вертикальными, диагональными элементами. Эти мотивы в старину широко использовались в убранстве комнат – эвджияр, вышивках, войлочных работах. Это настоящее искусство, живущее, как и народ, полноценной многообразной жизнью. В этих рисунках сокрыт богатый внутренний мир моего народа, в каждом элементе рисунка, узора свой глубокий смысл, который нам предстоит еще постичь.

Фамилия Бубо, действительно, интересная и редкая. По некоторым предположениям, в прошлых поколениях нашего рода, обращаясь к отцу говорили не «баба», а «бубо». Подобное обращение стало прозвищем  (лагъап) рода, из которого происходила моя бабушка Хатидже Бубо, вырастившая четверых детей. Кстати, сейчас в Первомайском районе живет ее 92-летняя дочь Мерзие.

 

От Китая II века нашей эры до Крыма наших дней

Еще во II веке нашей эры знатные люди Китая с изобретением  бумаги увлеклись вырезанием из нее различных ажурных рисунков.  Увлечение было не из дешевых, это уже в наши дни бумага утратила былую ценность, а тогда она была доступна лишь состоятельным сословиям. С годами производство  бумаги упростилось, и в Китае вырезание из нее растительного, животного мира, орнаментов и символов стало национальным видом искусства. Извечное стремление человечества к красоте и изяществу привело к распространению творческого процесса  на соседних территориях: в Японии и Корее в VII веке;  в Персии в XIII веке; по Шелковому пути через Турцию бумажное искусство пришло в Европу. Вскоре оно добралось до Латинской Америки и охватило почти весь мир.

Идея и принцип получения  резных изделий всюду оставались  неизменными, но уникальность художественных особенностей, символов и типов узоров в разных странах и у разных народностей неоспорима. Во Франции в XVIII веке это искусство получило название «силуэт».  Ажурные силуэтные вырезки из бумаги вошли в моду и в России. Они стали популярными не только среди художников и дворян, они пошли в народ. Известно, что многие известные и талантливые люди были увлечены этим искусством, среди них и сказочник Ганс Христиан Андерсен. В России, Украине, Белоруссии резные бумажные узоры и рисунки назывались вырезанками, выстрыганками, вытинанками, позаимствовавшие это мастерство восточноевропейские евреи называли его рэйзэлэ.

Крымские татары тоже широко использовали искусство вырезания из бумаги национальных орнаментов, перекладывая его на края марама (женского головного покрывала), скатертей, полотенец, и называли его на свой манер —  ойма, что в переводе означает «резьба, резная работа, рисунок, вырезанный». Некоторые научные изыскания доктора искусствоведения Нурии Акчуриной-Муфтиевой основываются именно на этом виде народного творчества.

 

Обретая внутренний стержень, дальше легче идти

— Студентом Государственного театрально-художественного института им.А.Островского я частенько подрабатывал карикатуристом в столичных газетах «Вечерний Ташкент», «Ленин байрагъы», «Тошкент Окшоми», сатирическом журнале «Муштум», — рассказывает Айдер Алиев. —  Тогда уже я зарабатывал в 2-3 раза больше, чем отец. За один рисунок мне платили 15-20 рублей, а за месяц я выполнял несколько карикатур. Набегала довольно приличная сумма, особенно в сравнении со стипендией в 40 рублей. Мне нравилась эта работа, она давала пищу для размышлений. Люди писали в газету о своих проблемах, редактор давал мне их прочесть, и я,  возвращаясь в общежитие, уже обдумывал материал, в голове зрел сюжет. Это были сатирические зарисовки на злободневные в советское время темы, и тогда острой критике подвергались торговля, дороги, бюрократия, жилкомхозы.

Читатели по-особому реагировали на сатиру, она давала яркое, образное восприятие и была близка и понятна каждому. Уверен, эта работа была необходимым этапом на моем пути к искусству, к серьезной скульптуре. Приобретая определенные навыки, развивая свое мышление, человек обретает внутренний стержень, а с ним дальше уже легче идти.

 

Внук вернул бабушкино наследие на родину

В течение пяти  дней кропотливой работы в Российском Этнографичекском музее Айдеру Алиеву с дочерью Эвелиной удалось зарисовать все двести работ Хатидже Бубо. Освоив технику ойма, А.Алиев представил на юбилейной выставке пока четыре панно, выполненных по бабушкиным эскизам.

— Айдер-ага, расскажите о своих новых работах, также  представленных на выставке, посвященной вашему 65-летию.

— Прикоснувшись к работам своей бабушки,  я по-особому взглянул на окружающий меня мир. По-новому для меня открылась моя бита – это мое наследие, это наследие моего народа, наследие Крыма. Человеку свойственно ко всему привыкать, происходящее вокруг для него становится обыденным, мы перестаем замечать красоту, нас окружающую, беречь и ценить ее. У нас богатая история, культура, природа, архитектура. Не раз слышал от приезжих фразу: «Вы сами не осознаете, чем владеете». По сей день в плачевном состоянии Азиз Салгир-Баба в Симферополе, а ведь когда-то это было святое место, место для паломничества людей разных вероисповеданий.

Теме сохранения природы и культурно-исторического наследия Крыма я посвятил  свою новую работу – полиптих «Сердце Крыма». Маслом на холсте в напряженно-угрожающем красном цвете изобразил Аю-Даг – символ Крыма. На выставке также представлены три новые бронзовые скульптуры: «Мелодия Крыма», «Искусство Крыма» и «Душа Крыма». Все богатое наследие нашего народа, будь-то музыкальное, культурное, литературное, вокальное, нуждается в бережном отношении и сохранении. В выставочных работах извечные темы, над которыми будет работать, размышлять не одно поколение.

Хатидже Бубо и панно А. Алиева, выполненные по ее работам, хранящимся в РЭМ

 

— Не  поделитесь ли с читателями «ГК» творческими планами на будущее? Какой масштабный проект зреет в уме скульптора Айдера Алиева?

— Надо в искусстве обозначить свое возвращение. У меня уже почти готов эскиз памятника «Возвращение». Если бы крымские татары не вернулись на родину, вряд ли бы мы могли говорить о возрождении нашего искусства. Это будет востребовано и актуально во все времена. Прототипом памятника служит одна из моих любимых работ «Бутовый рай, или компактное проживание». В ней заложены размышления о жизни народа. Бут, щебень, камень – вечная стройка в местах проживания крымских татар. С одной стороны компактное селение — это способ самосохранения, сохранения своей идентичности, языка, обычаев; с другой – попытка отгородиться камнями от внешнего мира. В ней и глубокий духовный смысл – о душе ищущей, сомневающейся, страдающей… Казалось, весь мир строится, камни, мы столько их перетаскали… — они стали гладкими от тепла наших рук, рук отцов и матерей, они хранят тепло рук тех, кого уже нет среди нас. Они словно отполированы руками, потом, слезами крымских татар. Камень за камнем мы строим новую жизнь. Это вечный процесс созидания.

* * *

Дочери Айдера Алиева, Эвелина – филолог и Эльмира – экономист, подарили родителям внучку Инает и внука Самира. Внуки уже проявляют интерес к творчеству, любят рисовать. Шестилетняя Инает занимается в художественной школе, увлекается танцами, отлично держится на лыжах. Дедушка с гордостью демонстрирует их рисунки и видеозапись лихого спуска со снежного взгорья на лыжах. Кто знает, вырастет из них известный скульптор или художник, врач или танцор, спортсмен или учитель – не важно. Важно, что это будут творческие, ищущие личности. Дети и внуки – наше будущее. Будущее нашего народа. Им дано сохранить наследие крымских татар. Сумел Айдер Алиев вернуть наследие своей бабушки на родину, потомкам должно его сохранить и приумножить.

С юбилеем, Айдер-ага! Хайырлы яшлар олсун!

Выставка А. Алиева продлится до 10 апреля в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия (г. Симферополь, ул. Чехова, 17)

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог