По окончании концерта за кулисами царил ажиотаж. Поздравить подрастающих артистов и их руководителей поднялись звезды крымскотатарской сцены. Восторженные отзывы звучали со всех сторон. Бесконечный поток желающих сфотографироваться с героями вечера и без того затянул время прощания.
7 апреля в Симферополе состоялся концерт ансамбля «Арекет». Концертный зал Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра был заполнен до отказа. Программа была многообещающей и необычной, ведь ее основа состояла из стилизованного крымскотатарского танца. Довольно смелый шаг руководителей и балетмейстеров, замах не на отдельный номер, а на целую программу, учитывая, что крымскотатарский зритель в какой-то степени консервативен и склонен больше к восприятию традиционного исполнения танца.
Каждый номер был индивидуален, без повторений, что немаловажно и явилось отличительной чертой подготовленной концертной программы. Зрители не увидели различных названий номеров с одинаковыми рисунками движений, все было насыщено оригинальностью.
Стилизация больше подразумевает осовременивание народного танца. Она становится удачной, если балетмейстер обладает знаниями народного фольклора и стремится соединить его с современным искусством. По этой же дорожке идут и музыканты, и эстрадные исполнители. А стилизованный крымскотатарский костюм стал атрибутом современной нарядной праздничной одежды.
Но что такое?.. Во время концерта звучат песни записей далеких прошлых лет. Прекрасная задумка: стилизация не только настоящего, но и прошлого, совершенно новый подход, находка хореографов. Отметим, что в последние годы крымскотатарские танцы часто исполняются не только под музыку, но и под песни. Только не как подтанцовка к исполнителю, а совершенно самостоятельная хореографическая постановка.
Руководители ансамбля Джемиль Аблаев и Зарина Зинединова
Как и в любом деле — первична идея. Умение мыслить, придумать что-то новое – залог успеха. Воплощение многих идей зритель смог в этот вечер увидеть на сцене. Крымскотатарское бытие нашло отражение в танцах. Например, номер «Qave-Cezve» (подача гостям кофе – признак народного гостеприимства) — яркое тому подтверждение. Лично меня особо впечатлила постановка «irade dögmek» («Ковать волю»). Кузнечное дело тысячелетиями у народов было на особом счету, особенно у тюрков, которые первыми нашли способ производства железа. В кузне изготавливали не только бытовые предметы, но и оружие, от которого зависели свобода человека и независимость государства. В древности кузнечное дело обожествлялось и покровительствовалось богами. Неслучайно и в Крыму одна из величественных гор получила название Демирджи (кузнец). Труд кузнеца отождествлялся с силой и волей, что сулило достойную жизнь, и в танце такая идея была ярко отражена.
Руководит ансамблем «Арекет» семейная пара — профессиональные артисты Джемиль Аблаев и Зарина Зинединова. Все свои задумки они воплощают на сцене. Общее дело единит их еще больше, и в творческом семейном кругу рождаются все новые идеи. Они не только руководители ансамбля, для своих подопечных они старшие партнеры, находящиеся на сцене рядом, стоя плечом к плечу, выступая вместе в отдельных номерах. И тянутся ученики к своим учителям, с годами перенимая опыт и совершенствуясь в мастерстве. В этом вся суть и закономерность взаимоотношений учителя-наставника и ученика.