К 90-летию со дня рождения композитора
«Свою благую весть, свое Евангелие я начал бы так: Вначале была Музыка, и Музыка была у Бога, и Музыка была Бог».
Алемдар Караманов
Хочу, чтобы моя музыка волновала и выпрямляла каждого человека, соединяла его с небом, говорил известный композитор Алемдар Караманов. Его жизнь и творчество тесно связаны с музыкой и Крымом. Детство и последние сорок лет жизни композитора прошли в родном Симферополе.
Будущий известный композитор родился 10 сентября 1934 года в семье Сабита Темель Кагырмана и Полины Величко. Мама была дочерью донского казака, работала в библиотеке, а отец – турок, подростком бежавший из Турции в Крым, он окончил Коммунистический университет народов Востока в Москве и до 1930-х годов занимал в Симферополе пост секретаря обкома партии Крыма. Его фамилия Кагырман впоследствии стала Караманов. С годами в семье Карамановых родились трое детей: Алемдар, Севиль и Александр.
Репрессии 1930-х прошлись катком и по Карамановым. Главу семейства Сабита Карамановa сняли со всех постов, он был морально раздавлен. Матери, на руках которой были трое детей, муж-инвалид и престарелая мать, было трудно, но она всегда уделяла внимание музыкальным способностям сына. Полина Сергеевна неплохо играла на рояле и с раннего детства обучала Алемдара музыке и нотной грамоте. Имея абсолютный слух, мальчик с пяти-шести лет сочинял музыку. Осенью 1941 года Алемдара приняли в музыкальную школу при Симферопольском музыкальном училище.
В годы гитлеровской оккупации, живя в сыром подвале, куда их семью согнали захватившие их квартиру немецкие солдаты, Алемдар сочинил одно из своих первых произведений. Записал он его на обрывке найденного листка бумаги, на обратной стороне которого была таблица с ведомостью на зарплату одного из гитлеровцев.
Алемдар Караманов был одним из лучших и способных учеников музыкальной школы. Решением педсовета он был освобожден от оплаты за обучение. Ему даже назначили стипендию, паек и выдали хлебную карточку.
После освобождения Крыма, Сабита Караманова обвинили в контрреволюционной деятельности и осудили на 8 лет, выслав в Кемерово. В 1953 г. он был освобожден, но там и умер, так и не получив разрешения вернуться к семье в Крым. А его сын Алемдар в этот же год в числе талантливых выпускников Симферопольского музыкального училища получил рекомендацию в Московскую консерваторию. Годы учебы в ней ознаменовались написанными им десятью симфониями, фортепианными концертами, «Ориентальным каприччио» для скрипки с оркестром…
Талант и незаурядные способности Караманова высоко оценили коллеги и публика. Дмитрий Шостакович и Альфред Шнитке отмечали своеобразие молодого композитора, которое невозможно было не заметить уже в его студенческих работах.
В 1960-е годы композитор создает много интересных сочинений: «Музыка», триптих «Пролог, Мысль и Эпилог», детские пьесы «Окно в музыку», концертные фуги. Его называют «главой консерваторских модернистов».
В 1965 году Алемдар Караманов принимает христианство и возвращается в Крым, посвящая свое творчество религиозной тематике. «Музыкальная религия», по его словам, становится главной идеей композитора. Его цикл из четырех симфоний «Совершишася», написанный по мотивам четырех Евангелий, называют музыкальным Евангелием.
Он также пишет музыку к фильмам «Обыкновенный фашизм», «Стратегия Победы», «Любовь с привилегиями», ораторию «Легенда-быль Аджимушкая», симфонию «Аджимушкай», мистерию «Херсонес».
Композитор вернулся в опустевшую родительскую квартиру на улице Войкова (ныне улица Караманова) Симферополя и погрузился в творчество. Жил скромно, «в тяжелейших материальных условиях, фактически не имея средств к существованию…».
Директор одной из музыкальных школ Симферополя Ирина Силинг, много лет общавшаяся с Алемдаром Карамановым, в одном из интервью вспоминала, что он был «человеком не от мира сего, что называется. Как все гении, был далек от мирского. За неуплату ему отрезали газ, телефон, свет. Не замечал прогнивших полов в квартире, бытовой неустроенности. Как-то в январе, в снегопад, встретила его на улице в галошах на босу ногу, в костюме, надетом на белую майку, и в шляпе. Совершенно отрешенного, не замечающего ничего и никого. Это был период, когда он писал «Бысть». Но знали бы вы, каким он был образованнейшим человеком! Каким дисциплинированным и организованным становился, когда дело касалось творчества! Он досконально знал темы, на которые писал музыку. Выучил наизусть стихи Бориса Сермана, когда создавал «Аджимушкай». Он не был религиозным фанатиком, но Библию знал наизусть всю. Его «Совершишася» — светская музыка на библейские тексты. Музыкальные фразы абсолютно точно соответствуют по ритму словам библейских текстов».
Скончался Алемдар Караманов 3 мая 2007 года на 72 году жизни, похоронен на симферопольском кладбище Абдал.
comments powered by HyperComments