Ежегодно в Узбекистане проходит международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, и в рамках данного фестиваля при поддержке Академии художеств Узбекистана в Музее искусства миниатюры Востока им. К. Бехзода открылась персональная выставка Эдие Яглы — «Цепная реакция». С творчеством этой талантливой художницы наш крымский читатель имел возможность познакомиться два года назад («Голос Крыма new», №42 от 21.10.2022 г.). Вдохновленная примером Кандинского, Рериха, Матисса, которые, также будучи юристами, кардинально изменили судьбу, избрав путь художника, она увлеклась необъятными мирами Босха, притягательной меланхолией Дюрера, эмоциональной напряженностью Караваджо, фантастическими откровениями Дали, исповедью Кало и творчеством многих других мастеров. Выставка продлится до 27 апреля и уже получила широкие и восторженные отклики поклонников искусства. Мы попросили Эдие поделиться новыми успехами, достижениями и впечатлениями от выставки.
«Три грации». Смешанная техника
— Выставка «Цепная реакция» — это проводник в мир художника, откуда можно наблюдать цепь событий, переплетенных между собой и создающих общую картину мира.
Стартом проекта «Цепной реакции» является пророческая работа «Карнавал», которая на момент создания была посвящена теме «чумных докторов», истории масок, но с появлением мировой пандемии COVID-19 работа уже приобрела новый смысл — как главный «символ» новой волны, новой жизни в маске.
Далее, с наступлением изоляции, рождается серия работ: «Котелок», «Ожидание», «Весенний букет», «Поднебесная хандра». Композиция «Обсервация», «Гульчатай, закрой личико» — сегодня это уже напоминание о времени, в котором оказался каждый из нас на равных правах и в схожей кондиции.
Из серии «Небылицы». Графика
Я представила около 90 работ в общей сложности – это живопись и графика, серия театральных эскизов, посвященных «Французским письмам» Гаспринского, где цепь событий прошлого, настоящего и будущего отражены в идеях учения джадидизма, основателем которого он является, и эти идеи актуальны и по сей день. Это дань памяти и уважения выдающемуся крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому. В перспективе я бы хотела воплотить это свое видение и решение на театральной сцене.
— Почему именно на сцене?
— Так как я являюсь художником театра и кино, мои работы — это театр на холстах, а театральный почерк имеет свою стилистику и философию. Язык сценографии отличается от иллюстрации, которую я также практикую, представив не так давно серию иллюстраций для презентации музыкальной сюиты «Украденная весна» Эльвиса Чолпуха, которая прошла в январе этого года в Германии в городе Веймар. Мне очень интересно работать в разных жанрах и направлениях, пробовать новые техники, экспериментировать.
«Магия двух миров». Масло, холст, 100х70
На моей выставке также представлены новые графические серии в авторской технике. Одна из них — «Небылицы», она обретает самые невероятные формы и образы в каждой работе. Она о степени людских пороков, из которых рождаются бесконечные истории и небылицы, приобретая новый окрас с очередным рассказчиком, принимая небывалый вид, перерастающие в причудливые переплетения реальности и миража.
— Что для вас эта выставка?
— Открытие моей персональной выставки для меня было очень волнительным, так как это мероприятие организовано и поддержано Академией художеств – это большая ответственность для меня. Я бесконечно благодарна моему педагогу и наставнице, талантливому художнику, члену академии художеств Татьяне Фадеевой за ее поддержку, как во время учебы, так и на протяжении всего моего творческого пути, за инициативу в организации выставки.
Любая персональная выставка – это всегда эмоциональное событие, которое дает возможность для новых знакомств и встреч со своей аудиторией, собрать родных, друзей, коллег. Возможность посмотреть со стороны свои работы, получить энергозаряд, завершить один этап, чтобы приступить с новыми силами и новыми идеями к следующему. С течением времени в «реакцию» вступают новые этапы творческого самовыражения, эксперименты с техниками, формами и стилями.
Для меня эта выставка – моя исповедь через призму искусства, анализа и размышлений.