Курс валют USD 0 EUR 0

Дизайнеры и история

Комментариев: 0
Просмотров: 995

 

Картина А. Гебенса «Группа чинов Крымскотатарского эскадрона»

 

Практически каждый год в преддверии 9 мая в различных городах России вспыхивают скандалы вокруг поздравительных билбордов и рекламных щитов. Довольно часто дизайнеры, готовящие макеты плакатов, путают фотографии немецких и советских солдат. Так весной 2015 года в одном из подмосковных городов появились билборды с фотографией летчиков люфтваффе в кабине бомбардировщика Юнкерс-88 с георгиевской лентой и надписью «Они сражались за родину!».

Как выяснилось, дизайнер, занимавшийся подготовкой плаката, ошибся, взяв первый попавшийся снимок из интернета.

Можно было бы вспомнить еще массу случаев того, как на поздравительных плакатах в качестве символов победы появлялись немецкие танки и самолеты. В Челябинске как-то раз на плакате оказалось фото военнослужащих Вермахта, позирующих на фоне подбитого советского танка. Что уж говорить о тех случаях, когда на билбордах появлялась американская (США хотя бы были союзниками СССР в той войне) или израильская военная техника. Или различные «творческие» переработки знаменитой американской фотографии «Водружение флага над Иводзимой», когда неизвестные дизайнеры заставляют морских пехотинцев США поднимать над японским островом советский флаг.

Впрочем исторические ляпы и неточности могут допускаться и по случаям, не имеющим никакого отношения к событиям Второй мировой войны.

Недавно в центре Симферополя на «Умной остановке», возведенной компанией «Городские инновации», появился плакат с изображением военных XIX века. Из надписи на нем жители и гости крымской столицы могут узнать, что это «Крымский казачий полк конвоя ЕИВ» (Его Императорского Величества — ред.).

«Умная остановка» в центре Симферополя крымскотатарских эскадронцев представила как Крымский казачий полк

 

Все бы ничего, если бы речь не шла о довольно известной картине немецкого художника-баталиста Адольфа Гебенса «Группа чинов Крымскотатарского эскадрона». На плакат попала центральная часть картины с четырьмя военными.

 

Возникновение эскадрона

Крымскотатарский эскадрон был создан стараниями героя войны 1812 года генерал-майора Кая-бея Балатукова. Как пишет в своем сочинении Исмаил Муфтий-заде («Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 г.».//ИТУАК №30 1899 г.), стремясь оградить крымских татар от рекрутской повинности, Кая-бей Балатуков возбудил ходатайство «об утверждении постоянной гвардейской части из татар Крыма, по примеру Донского и Уральскаго казачьяго войска, за боевую службу в отечественную войну. Долголетняя бытность его в армии, масса товарищей его, как по корпусу, так и по боевым бивакам среди высокопоставленных лиц, способствовали ему и дали возможность осуществить этот проект крымско-гвардейскаго эскадрона».

Успеху этого проекта помог и приезд императора Александра I в Крым в 1825 году, поскольку Кая-бей все время находился в свите монарха и сопровождал его по всему Крыму. Как указывает Муфтий-заде, вопрос о создании гвардейского эскадрона из крымских татар был тогда окончательно решен. Но внезапная смерть императора в Таганроге вызвала некоторую задержку. Уже при новом царе — Николае I в 1826 году был издан приказ о формировании эскадрона, который по утвержденному штату должен был состоять из 1 полковника, 9 обер-офицеров, 24 унтер-офицеров, 4 трубачей и 192 рядовых.

Эскадрон комплектовался из добровольцев из числа крымских татар и делился на три части. Две из них должны были нести службу в столице империи — Санкт-Петербурге, а третья, так называемая льготная, находилась в Крыму (видимо, льготой считалось несение службы в родном краю). Раз в три года проходила ротация, и льготники выезжали на несение службы в столицу. Срок службы для нижних чинов составлял 15 лет.

Для того, чтобы обмундировать и обеспечить лошадьми отправляемых на службу в Петербург эскадронцев, все татарское население Крыма должно было платить специальный налог в размере 17 копеек в год с человека. Содержание же эскадронцев по пути на службу и в столице производилось уже за счет казны.

В апреле 1827 года эскадрон под командованием подполковника Адиль-бея Балатукова выступил из Симферополя и 20 августа того же года прибыл в Петербург. Все нижние чины эскадрона ростом были выше 8 вершков (по современным меркам это примерно 178 см), многие, в особенности унтер-офицеры, имели боевые отличия в войне 1812 года (во время войны с Наполеоном на военной службе в российской армии находилось четыре конных полка крымских татар, которые по окончании боевых действий были расформированы). На четвертый день подразделение было представлено на смотре императору, который, как утверждает И.Муфтий-заде, остался очень доволен видом людей и лошадей. Адиль-бей Балатуков был утвержден командиром эскадрона и произведен в полковники. Высочайшим указом офицерам эскадрона были присвоены права старой гвардии.

 

Боевой путь

В Петербурге Крымскотатарский эскадрон был включен в состав расквартированного в столице лейб-гвардии Казачьего полка — подразделения императорской армии, которое традиционно пополнялось казаками с Нижнего Дона. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. эскадрон принимал участие в осаде и взятии крепости Варна (современная Болгария). С окончанием войны подразделение вернулось к несению службы в столице.

В 1846 году за счет средств, собранных с крымскотатарского населения (всего на эти цели ушло более 700 тысяч рублей), в Петербурге было завершено строительство трехэтажной казармы эскадрона. На верхнем этаже, наряду с квартирами командира эскадрона и муллы, располагалась большая роскошная зала, выполнявшая функции мечети.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) эскадрон под командованием полковника Батыр Челеби Муфтий-заде был передислоцирован в крепость Кронштадт и все время был занят охраной побережья Балтийского моря (на Балтике в то время действовала англо-французская эскадра, которая блокировала русский флот в Кронштадте и бомбардировала прибрежные финские города, высаженный союзниками десант даже на время захватил у русских Аландские острова).

Льготная часть эскадрона, находившаяся в Крыму, под командованием ротмистра Омер-бея Балатукова участвовала в боевых действиях против англо-французско-турецких войск на реке Черной. 25 сентября 1854 года эскадронцы сняли на Мекензиевых горах пикет английских гвардейских драгунов. Шестеро англичан (в том числе один офицер) были взяты в плен. Командующий русскими войсками в Крыму князь А.Меншиков за этот подвиг наградил знаком отличия военного ордена унтер-офицера Сеитшу Балова и рядовых Селима Абульхаирова и Молладжана Аметова.

 

Картина

Картина А.Гебенса, на который изображены представители Крымскотатарского эскадрона, была написана уже после Крымской войны, в 1858 году. Следует заметить, что Адольф Гебенс (1819-1888) был известным живописцем своего времени. Будучи выпускником Берлинской академии художеств, он некоторое время жил во Франции и Италии. Приехав в 1845 году в Петербург, он провел в России следующие 18 лет своей жизни.

Начиная с 1848 года, по заказам императора Николая I, а затем и Александра II, А.Гебенс писал батальные картины и портреты военных деятелей. Работа художника щедро оплачивалась — по 400 рублей серебром за холст. В 1861 году Императорская академия художеств присвоила ему звание академика. По возвращении на родину он до конца жизни пользовался славой искусного портретиста.

Современные исследователи называют художника бытописателем русской армии за тщательно выписанные детали солдатской и офицерской жизни. Картина «Группа чинов Крымскотатарского эскадрона» является одной из лучших работ А.Гебенса. Ныне она хранится в фондах Государственного музея-заповедника «Царское Село». Интересно то, что на полотне изображены не абстрактные фигуры, а реально существовавшие люди.

Крымский исследователь А.Сакович в своей статье, посвященной картине «Группа чинов Крымскотатарского эскадрона» (журнал «Military Крым» №5, 2007 г.), указывает, что, согласно сохранившимся записям художника, на полотне слева направо изображены «поручик Сеатга Мурза Сулейманович, корнет Мамет Ахметов, полковник Батбер Челеби Муфта Заде, трубач И. Корнилов, корнет Хазан Мурза Палкачеев, вахмистр Эмир Мурзаев и рядовые Каями Ахметов и Али Ильблосов».

По всей видимости, крымскотатарские имена в записях немца-художника были немного искажены. Полковник Батбер Челеби Муфта Заде — это Батыр Челеби Муфтий-заде, который командовал эскадроном в 1850-1862 гг., как раз во время написания картины.

Говоря об этой весьма примечательной личности, необходимо отметить, что родоначальником фамилии Муфти-заде был Мусаллаф Эфенди, который являлся муфтием Крыма в первые годы после присоединения полуострова к России.

По данным М.Масаева («Из истории рода Муфтизаде»// Культура народов Причерноморья №24, 2001 г.), Батыр Челеби Муфтий-заде (1817-1886) начал службу в лейб-гвардии Крымскотатарском эскадроне в 1835 году в звании унтер-офицера. В апреле 1851 года производится в ротмистры, а в декабре того же года — в полковники. Был награжден орденом св. Станислава второй степени. В 1863 году ему было присвоено звание генерал-майора. Закончил свою службу он в 14 гусарском Митавском полку в 1865 году, выйдя на пенсию с «пенсионом двух третей оклада жалованья по 343 руб. и 33 коп. в год».

Его сын Исмаил Муфтий-заде (1841-1917) пошел по стопам отца. Дослужился до звания полковника российской армии. Впоследствии Исмаил-бей получил известность как общественный деятель, депутат Государственной Думы в 1907-1912 гг.

 

Собственный Его императорского величества конвой

Массовая эмиграция крымских татар в Турцию в 1860-1861 гг. создали трудности для содержания Крымскотатарского эскадрона. По решению российских властей в 1863 году эскадрон был ликвидирован, а вместо него в составе Собственного Его императорского величества конвоя была создана лейб-гвардии команда крымских татар, просуществовавшая до 1890 г. Следует заметить, что императорский конвой состоял из двух частей — в одной служили представители различных кавказских горских народностей, в другой — представители кубанского и терского казачества.

В 1874 году в Российской империи была введена всеобщая воинская повинность, которая стала распространяться и на крымских татар. В июне 1874 года из крымских татар был сформирован Крымский эскадрон, переформированный впоследствии в дивизион, который в 1906 году был развернут в Крымский конный полк.

Подводя итог, можно сказать, что в ХIХ в. на протяжении более чем 60 лет военные из числа крымских татар несли службу в столице Российской империи наравне с представителями мусульманских народов Северного Кавказа и казачьих войск — донского, черноморского (кубанского), терского, уральского. О существовании в то время некоего Крымского казачьего полка история умалчивает.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог