Курс валют USD 0 EUR 0

Два имама (1)

Комментариев: 0
Просмотров: 662

Знания от отца [важны] для себя,

Знания от матери — для поколения.

 

Провинция Китая Гансу2 известна проживанием в ней большого количества мусульман. В предместье Синанко также живут мусульмане, но их численность меньше, чем в Гансу.

Мусульмане, обитающие на территории Китая, — это такие тюркские племена, как киргизы, узбеки и сарты3, в основном из нашего российского Туркестана. Но мусульмане, проживающие во внутренних регионах Китая, по происхождению и языку относятся к китайским племенам, принявшим ислам. Их называют дунганами4, что означает «ставшие мусульманами». И это дунганская история.

Пятьсот лет назад в провинциях Гансу и Синанко мусульман было очень мало. В каждой из провинций были имамы, которые следили за исполнением шариата и воспитанием.

Имам5 провинции Гансу по мере своих возможностей обучал и содействовал тому, чтобы мусульмане (мужчины) и мусульманки (женщины), мальчики и девочки — все в равной степени получали знания, конечно же, в приоритете были духовные знания.

Имам провинции Синанко, опираясь на некоторые не лучшие примеры, не уделял особого внимания тому, чтобы женщины и девочки обучались, что и стало причиной их невежества. Ограничивая их в получении знаний, имам считал, что оберегает девочек и женщин от бед, так как научившись читать, писать, они могут навредить себе (встать на дурной путь). А в народе слово, сказанное имамом, — это закон Аллаха, и люди, думая, что это правильно, поступали согласно сказанному. В итоге получилось следующее: мусульманки провинции Гансу стали образованными, а мусульманки провинции Синанко остались невеждами.

Шли годы, а результат этих двух жизненных ситуаций так и оставался неизвестным.

Однажды пастух-китаец проходил мимо мечети, погоняя свиней, как вдруг одна из них, отбившись от стада, забежала во двор мечети. Увидев свинью, охранник мечети кинул камень, чтобы выгнать животное. Камень, попавший в ухо свинье, заставил ее сильно визжать. Услышав визг свиньи, пастух забежал во двор мечети и напал на охранника-мусульманина, вследствие чего завязалась драка. На крики и ругань сбежались китайцы и мусульмане. Без выяснения причин и обстоятельств во дворе мечети началась большая драка. Позже к конфликту стали присоединяться люди с улиц и базаров. Накалившееся противостояние китайцев и мусульман привело к боевым действиям. Мусульмане из Гансу и Синанко восстали и вынудили бежать китайцев и губернатора, а затем создали свое государство и управление.

Когда о случившемся стало известно императору (правителю Китая), он, чтобы проучить и вернуть провинции под свое управление, приказал собрать огромное войско и истребить всех мусульман без разбора, не жалея ни женщин, ни детей, ни стариков.

Китайские военные, исполняя приказ, вновь захватили провинции, устроив на городской площади резню тысяч мусульман. После того, как в обеих провинциях не осталось мужчин, всех женщин и девочек взяли в плен.

Оставшиеся в живых девочки и мальчики, а также женщины, ставшие наложницами китайцев, со временем стали растить своих детей. Поколение, которое было воспитано образованными матерями, жило по традициям ислама. Дети необразованных матерей последовали за традициями и верой своих отцов-китайцев. Благодаря образованным женщинам, со временем в провинции Гансу ислам вновь возродился, тогда как в провинции Синанко он угас и перестал существовать. И сегодня провинция Гансу исповедует ислам и живет, возродив свои традиции и культуру, которую образованные женщины (девочки), оставшиеся в живых, передали своим детям. В провинции Синанко исповедующих ислам и чтящих свои традиции после произошедшей трагедии осталось очень мало, так как большинство жителей стали буддистами, потому что это были потомки малообразованных женщин (девочек). Кто из имамов был прав, сделав значительный вклад в истории, и которое из решений мудрое и верное — доказали события и время.

Кто же теперь скажет, что матерям не надо быть образованными и гра-мотными?

 

1   Рассказ И. Гаспринского, размещенный как приложение к очерку «Кадынлар» (Женщины), изданному в 1903 г. (Гаспринский И. Кадынлар. Эсер. — Бахчисарай: Типолитография газеты «Переводчик», 1903. — С. 15—18). Художественный перевод текста Э.Э. Абибуллаевой.

2   Ганьсу — провинция на севере центральной части Китая. Именно в Ганьсу (Цзяюйгуань) начинается Великая китайская стена, через эту провинцию проходил Великий Шелковый путь, связывающий Китай со странами Средиземноморья. В IX в. сюда из Монголии мигрировали уйгуры — мусульмане-сунниты по вероисповеданию.

3   Сарты  —   исконно   оседлое   население   Средней   Азии,   вошедшее   в   состав современных узбеков.

4   Дунгане — народ, проживающий в Киргизии, южном Казахстане и Узбекистане. Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, как и более многочисленные уйгуры, переселились на территорию Российской империи в 1880-х гг.

5 Имам — духовный глава мусульманской общины.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог