Курс валют USD 0 EUR 0

О первом проекте прорытия Волго-Донского канала в XVI веке

Комментариев: 0
Просмотров: 606

(Историческая справка)

В сохранившейся до наших дней в рукописном виде истории Крыма, составленной во второй половине XVIII века известным крымским татарским ученым и историком Хурреми-Челеби, имеются интересные сведения о попытке прорытия канала между Волгой и Доном в XVI веке.

Хурреми-Челеби сообщает о том, как турецкое правительство проектировало еще в 1569 году соединить Волгу и Дон каналом со стратегической целью.

Приводим перевод Хурреми-Челеби:

«Во времена ханства Девлет-Гирея I (1551—1577) Турция воевала с Венгрией. В этой войне со стороны Турции участвовали и крымские татары под начальством калгая Мухаммед-Гирея. В то же время Турция вела войну и с Персией. Кафинский (Феодосийский) беглер-бей (ген.-губ.) Касым-паша представил султану Селиму II (1566 — 1574) проект прорытия канала между Доном и Волгой. Проект исходил из того, что река Тен (Дон) в начале своем течет по направлению к востоку и когда приближается к реке Идиль (Волге), то на расстоянии трех фарсангов (фарсанг — 6-7 верст) поворачивает к юго-западу и впадает в Азовское море. Река же Идиль имеет течение прямо на юг и впадает около города Астрахани в Каспийское море. Если прорыть канал между этими двумя реками длиной около 3-х фарсангов, то эти реки, соединившись, дали бы возможность перебросить на кораблях турецкие войска из Средиземного моря через Черное и Азовское моря и через реки Волгу и Дон в Каспийское море и высадить их в бывших ранее во владении Турции областях Ширван, Грузии и Дариан, и оттуда перебросить в самую Персию, что облегчило бы завоевание этих областей, захваченных Персией.

Осуществление проекта было поручено самому же Касым-паше. Были отправлены на место работы несколько тысяч войска с саперными инструментами. Особой султанской грамотой крымский хан Девлет-Гирей был назначен помощником паши в этом деле. Одновременно решено было отремонтировать казармы в Астраханской крепости для расквартирования в них войск.

Земляные работы по прорытию канала начались, но когда дело довели до половины, наступила осень, начались холода и морозы. В ту зиму выпало много снега. Среди турецких войск распространились слухи, будто в этих местах зима бывает такая холодная, что не только животные, но и люди гибнут от стужи. Эти слухи сильно подействовали на турецких солдат, и среди них началась паника, вызвавшая дезертирство. Солдаты стали массово покидать место работ, спасаясь от ожидавшей их гибели. Командиры не могли их удержать. Войска разбегались, бросая инструменты среди поля, на месте работы. Не было возможности собрать весь инвентарь, инструменты и отправить их обратно. Тогда решено было все это закопать в землю и вернуть оставшихся на родину. Войска шли несколько дней по безводной степи, утоляя жажду утренней росой. Половина их погибла в пути.

Некоторые правительственные турецкие сановники подозревали в этом интригу крымского хана, якобы желавшего препятствовать плану турецкого султана, из опасения, что после прорытия турками канала, им будет легко захватить все земли Крымского ханства.

Но другая, здравомыслящая часть государственных людей, отвергая это обвинение, считала затею прорытия канала вообще нецелесообразным начинанием по следующим соображениям: 1) не отрицая полезности соединения этих рек (Волги и Дона) в смысле возможности переброски войск к персидским берегам, следует в то же время принять во внимание, что с наступлением августа войска не могли бы выдержать холода в этих краях; 2) Азовское море местами очень мелко и подвержено сильным бурям, посему там не могла бы оперировать флотилия больших фрегатов и военных кораблей; 3) нет сомнения в том, что в случае войны Турции с кем-либо, русские, пользуясь этим каналом, могли бы войти в Черное море и беспокоить турецкие берега; не надо забывать, что из подобных же соображений было остановлено прорытие Суэцкого канала, через который могли бы чужестранцы проникнуть к берегам Сирии; 4) по соединении двух рек и двух морей пришлось бы Турции держать на Черном море большой сторожевой флот, что также не выгодно для государства.

Следовательно, причину прекращения прорытия канала не следует искать в интригах хана. Говорившие так государственные деятели хотели этим замаскировать свою ошибку в этом деле».

Таким образом, возникший еще в XVI веке проект соединения рек Волги и Дона каналом, через 358 лет, наконец, будет осуществлен Советской властью. Так как уже начались изыскания по установлению линии прохождения канала, было бы не бесполезно с точки зрения интересов археологии и истории, чтобы при этих изысканиях уделить внимание, между прочим, и выяснению места прорытия турками канала и обнаружению закопанных ими инструментов.

(Из книги «Осман Акчокраклы. Избранные сочинения по истории, археологии, этнографии». – Крымский научный центр. 2016 г.)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог