Среди традиций – славных, прекрасных – у крымских татар есть самая заслуживающая внимания – благотворительность, то есть помогать ближнему безвозмездно, от чистого сердца и… на века.
Их было много – крымскотатарских благотворителей, особенно тех, кто творил добро на ниве просвещения.
Кто построил это медресе?
Из архива: медресе при Кебир-джами завещано Османом Ильяс-оглу; Зынджырлы медресе выстроено ханом Менгли Гираем, им же для этого заведения завещаны 4535 десятин 935 саженей пахотной и сенокосной земли при деревне Улуколь Симферопольского уезда; медресе Орта построено Аметом-ага Табанджи; медресе в деревне Тав-Даир Симферопольского уезда выстроила Бек-Заде ханум…
Дорогие наши, вас не забудут!
Крымскотатарский язык он преподавал бесплатно
1838 год. О городе Перекопе вновь заговорили, теперь уже и в Санкт-Петербурге.
Когда более двух с половиной лет назад Темирша-мурза Уланов решил преподавать крымскотатарский язык в Перекопском уездном училище бесплатно, это вызвало непонимание у одних и восхищение у других.
Слухи о перекопском преподавателе и успехах его учеников дошли и до государя-императора, и он Всемилостивейше пожаловал вдове Уланова бриллиантовый перстень за безвозмездное преподавание ее мужем крымскотатарского языка. Вот так-то!
Блюститель – должность почетная и трудная
«Имея желание занять место почетного блюстителя при Корбеклинском татарском министерском училище, честь имею заявить, что всякие лежащие на почетном блюстителе обязанности я исполню весьма добросовестно и кроме этого могу пожертвовать в пользу этому училищу ежегодно по 25 рублей серебром, честь имею заявить, что я бесплатно жертвую и помещение для училища…» — обращался с просьбой к директору народных училищ Таврической губернии в 1893 году поселянин дер. Корбек Алуштинской волости Велиша Аджи-Мустафа-оглу.
Прошения с похожим текстом писали поселянин дер. Байдары Ялтинского уезда Ганий Асанов (Уркустинское татарское министерское училище), Мустафа Аметов (Дерекойское татарское народное училище), Кази-бей Балатуков (Керченское татарское народное училище), Али-мурза Булгаков (Биюк-Ламбатское татарское министерское народное училище)…
Почетные блюстители, почетные попечители (М. Карашайский, И. Муфтий-заде, С. Булгаков) – они исполняли свою ответственную и тяжелую миссию добросовестно.
Благотворительность – это наследственное
1891 – 1892 годы. Потомственный почетный гражданин Капари Кая-оглу открыл в деревне Кирк-Чолпан Евпаторийского уезда училище для татарских детей и жертвовал для этого училища 362 десятины земли.
1911 год. «…Имею честь разрешить мне открыть выстроенное мною на собственные средства здание медресе в Евпатории, в приходе Яни маалле, для обучения софт и принять в дар от меня на содержание того медресе 120 десятин земли при деревне Кирк-Чолпан», — обращался в Таврическое магометанское духовное правление Аджи-Абдулла Капари-оглу.
Школам – быть!
«Исключительно на средства губернского секретаря Адиля-мурзы Карашайского построено Байгончикское татарское министерское училище, к нуждам его он весьма заботливо относится, снабжает его отоплением, освещением и необходимыми учебными пособиями, — писал инспектор народных училищ Таврической губернии П. Синимский. – Считаю ходатайствовать о выражении ему благодарности».
Конец XIX столетия. Ялта. Городской голова сообщал директору народных училищ о благотворительной деятельности в пользу городского училища купца О. Умерова.
1911-1913 годы. Карасубазар. Аджи-Джепар Джелялов и Абибулла Али-оглу предоставили в Таврическое магометанское духовное правление план нового (взамен старого) здания медресе: «Просим разрешить нам постройку здания медресе в нашем городе за собственный счет».
Деревня Ханлык Симферопольского уезда. Здесь выстроили школу-мектебе и перестроили мечеть. Определенную часть денег жертвовал Мурат-мурза Аргинский.
Керченский регион. Сулейман Бейтуллаев построил в деревне Сараймин на свои средства мектебе – большое каменное здание, а также здание для медресе, выписал из Константинополя офицера, чтобы он обучал учащихся по звуковому методу.
Да, и строили, и в своих построенных медресе, мектебе обучали детей грамоте.
1904 год. «Я построил на свои средства школу, взял на себя ее отопление и освещение, меблирование, — писал Сеитша-мурза Булгаков директору народных училищ. – А учителем в ту школу в деревне Бурнак Евпаторийского уезда пошел работать окончивший Симферопольскую татарскую учительскую школу мой сын Иззет Булгаков».
«Я помог ему»
1937 год. Репрессированный Бекмамбет Джемашаев на допросе сообщал следующее: «Челебиев Челебиджан (Номан Челебиджихан. — Р. А.) – мой родственник. Челебиеву было 16 лет, когда я оказал ему материальную помощь: он выехал учиться в Турцию, окончил юридический факультет университета, вернулся в Крым. Челебиев имел большое желание учиться в русской школе, и я помог ему: через министра внутренних дел России Маклакова Челебиева Челебиджана приняли в университет в Петербурге. До Февральской революции он вернулся в Крым и возглавил контрреволюционное движение. В 1918-м Челебиев был расстрелян большевиками…».
Творить добро во имя добра, во имя светлого будущего – это замечательно. И пока есть благотворители, этот мир будет всегда.
comments powered by HyperComments