Фуат Аблямитов в 1980-1990-е был широко известен как один из лидеров крымскотатарского национального движения. Он был в числе организаторов митингов, собраний, подготовки документов и информационных листов, выезжая в различные регионы Узбекистана, встречаясь и общаясь с соотечественниками. Лето 1987 года вошло в историю национального движения как время самых массовых и беспрецедентных акций протеста крымских татар на Красной площади в Москве, одним из руководителей которых был Фуат Аблямитов. Тогда, 7 июля, трое активистов-крымских татар — Фуат Аблямитов, Решат Джемилев и Сабрие Сеутова — приняли участие в организованном московскими правозащитниками открытии пресс-клуба «Гласность» и рассказали всему миру (поскольку на заседании присутствовали и представители зарубежных СМИ) о прошедшей 6 июля демонстрации и последующем приеме в ЦК КПСС.
Многие известные поэты и писатели: Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Анатолий Приставкин, Сергей Баруздин, Владимир Дудинцев – высказались в поддержку ущемленных в правах крымских татар, а провластные СМИ выступили с сообщениями, в которых обвинили демонстрантов в «установлении связи с посольствами некоторых капиталистических стран», в частности, с первым секретарем посольства США Шоном Бирнсом встречались в «укромном месте» Бекир Умеров, Фуат Аблямитов, Сабрие Сеутова и другие. При передаче этого сообщения по телевидению была показана заснятая скрытой камерой фотография «тайной встречи» представителей крымских татар с Шоном Бирнсом. Диктор телевидения, указывая на обведенных на снимках людей, называл Фуата Аблямитова, Сабрие Сеутову и Бекира Умерова. Эти события так описал в 2010 году в своем «Послании молодым» Мохаммат Миначев, один из организаторов в 1987 году первого после войны сабантуя в Москве:
«В этом же 1987 году был участником митинга крымских татар на Красной площади. Их тогда собралось в Москве более тысячи человек, хотели встретиться с Горбачевым и потребовать от него возвращения их в Крым, на историческую Родину свою. Я уже несколько лет был с ними в контакте, периодически встречался с ними, некоторые из них жили в Москве, я с ними общался. В 1983 году у меня на квартире на Ленинском проспекте праздновали 100-летний юбилей газеты «Тарджуман», Урал Шарипов сделал портрет Исмаил-бея Гаспринского, который висит у меня дома и сегодня… Крымские татары стали стягиваться из Ташкента, Краснодарского края, в основном из двух мест тогдашнего места их пребывания. Людей прибыло много, нужно было их как-то разместить, обратились ко мне за помощью, у меня была комната в Бибирево, я им отдал ключи, там их разместилось человек 8 или 9, точно не знаю.
Крымские татары основательно готовились к проведению этого митинга, скапливались в Москве в течение месяца или более. Писали плакаты и воззвания, печатали информационные бюллетени по нескольку сотен штук, притом, надо было каждый день новый текст Обращения печатать. И это в то время, когда пишущие машинки были на учете в КГБ. Это сейчас на компьютере быстро, а в то время никакой оргтехники, разумеется, не было и в помине. Все это требовало денег, т.н. «инициативники», которые возглавляли крымскотатарское движение за возврат в Крым, имели большую поддержку у народа, каждый крымский татарин обязан был давать какие-то деньги в это движение… Все расходы движения за возврат в Крым на свои плечи взял крымскотатарский народ, за что им огромная благодарность потомков… Ташкентскую группу возглавляли Фуат Аблямитов, Сабрие Сеутова, Искандер – поэт, фамилию уже не помню (Эскендер Фазыл — Г. Ч.), и еще были активисты из разных мест временного обитания крымских татар. Накануне был у Басыра-ага Гафарова, у него были делегаты из разных мест обитания крымских татар. Там договорились пойти вместе на этот митинг на Красную площадь»…
Без преувеличения можно сказать, что сама причастность каждого соотечественника к тем судьбоносным для крымских татар событиям сродни героизму и заслуживает уважения. Каждый из них рисковал своей свободой, здоровьем, жизнью, благополучием семьи. И среди них, причем в числе активнейших участников, был и Фуат Аблямитов. В эти дни, 15 июня, ему исполнилось бы 80 лет.
За расстрелянного отца, за страдания народа
Наверное, иначе и не могла сложиться судьба симферопольского мальчишки из интеллигентной семьи: мама — Султание работала фармацевтом, отец — Якуб Аметович преподавал в сельскохозяйственном институте. Фуат родился в разгар жестоких репрессий, ему было чуть более года, когда отца, Якуба Аблямитова, в 1938 году (подумать только, «за шпионаж на турецкую, германскую, английскую и японскую разведки») расстреляли в числе «врагов народа». Опасаясь преследований, мать с двумя малолетними сыновьями в 1944 году решила перебраться к родным в Турцию, но в Румынии, чтобы не подвергать опасности соотечественников, несколько лет укрывавших беженцев, она сама явилась в комендатуру. В 1949 году, уже как предателей, их препроводили вслед за депортированными крымскими татарами в Среднюю Азию.
Школьные и студенческие годы Фуата Аблямитова прошли на чужбине. Трудовую деятельность он начал с чертежника на Ташкентском электротехническом заводе. После окончания Ташкентского мединститута 10 лет проработал врачом скорой помощи. В 1973 году в Москве защитил кандидатскую диссертацию, 5 лет заведовал отделом неврологии клинической больницы, работал врачом на скорой помощи в Москве, в поликлинике Министерства здравоохранения Узбекской ССР. После возвращения на родину, в 1990-1994-е годы был заместителем главврача по лечебной работе Республиканского медцентра по обслуживанию депортированных граждан Крыма. Фуат Аблямитов был в центре многих общественных и политических событий Крыма. Его имя многие помнят в числе 14 депутатов-крымских татар в Верховном Совете Крыма (1994-1998 гг.). Он словом и делом, как врач и как политик, стремился оказать посильную помощь своему народу. Десять лет назад, на 70 году жизни, перенеся инфаркт и инсульт, после продолжительной болезни Ф.Аблямитов скончался. Скончался, так и не создав семью, посвятив всю свою жизнь интересам народа, достойный потомок достойнейшего расстрелянного поколения. Поколения, реабилитированного самой жизнью и историей.
comments powered by HyperComments