Курс валют USD 0 EUR 0

Исмаил Гаспринский: спустя век

Комментариев: 0
Просмотров: 802

Эдем РАМАЗАНОВ, студент КИПУ

 

Просветительская деятельность Исмаила Гаспринского способствовала интеллектуальному пробуждению мусульман России. Свои идеи он распространял через созданную им газету «Терджиман», в которой он писал о различных социальных и политических проблемах мусульман Российской империи и всего мира. Также им были изданы работы «Русское мусульманство» и «Русско-восточное соглашение», в которых он отмечал серьезные социальные проблемы мусульман и пути их решения. Некоторые проблемы, которые были характерны для его времени, являются актуальными и сейчас, а также имеется  ряд идей просветителя, которые не были реализованы до сих пор.

 

Отставание мусульманской науки от Запада

В своих произведениях Исмаил Гаспринский уделял огромное внимание пользе знаний. «Знания — лучшее украшение человека. Они отличают его от многих тварей. Учитель и мастер всего – это знание. Все произведения европейской цивилизации, от нитки до иголки, изучаются и создаются силой знаний и училищ», — так высоко оценил владение науками Гаспринский в статье «Знание».

Он отмечал, что крымские татары особенно нуждались в знаниях. В XIX в. этот народ находился во тьме невежества. Крымскотатарские учебные заведения — мектебы и медресе — отставали от времени, и обучение в них было неплодотворным,  отмечал Исмаил Гаспринский в своих заметках «Русское мусульманство». Он писал: «Программа теперешнего татарского медресе – арабский книжный язык, теология и схоластика. Метод преподавания – долбление и зубрежка». Важной проблемой было незнание русского языка и грамотности, вследствие чего невозможно было участвовать в общественной и культурной жизни российского общества. Изменилось ли что-нибудь на данный момент? Определенно, да. Крымские татары владеют русским языком и грамотностью, благодаря чему могут участвовать в общественной, культурной жизни общества. Эта проблема была характерна для времени мыслителя, но сейчас для освоения современных наук необходимо знать и другие международные языки, например, английский. На этом языке выходит огромное количество научных работ. Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо знание международных языков, не забывая свой родной.

Однако проблему отсталости мусульман во всех сферах жизни просветитель ставил широко и определял ее как проблему всех мусульман мира. В статье «Чем объяснить?» он отмечал: «Факт несомненный, что современные мусульмане составляют наиболее отсталую часть человечества: это должны признать все мусульмане, ибо в этом заключается их лучшее будущее. Мы много раз говорили, что мусульмане, живущие в пределах России, стоят позади всех народностей. И на этот раз, раздвинув рамку наблюдения, увидим то же самое явление повсюду. Известно, что народы Запада, перенявшие некоторые знания и ремесла от мусульман, ушли очень далеко вперед» [Терджиман, №45, 1895, 26 ноября].

Факт отставания науки и образования в мусульманских странах от стран Запада на данный момент является очевидным. Мусульманский мир, который во время «Золотого века ислама» дал миру огромное число ученых, которые развивали и основывали самые разные науки, пришел в упадок и отдал первенство в науке Западу. Однако мусульмане не желают возвратить знание, которое когда-то передали Европе, и в подтверждение тому можно предоставить исследования THE World University Rankings – рейтинг лучших высших учебных заведений мирового значения, который составляется ежегодно, и в этом списке из 200 вузов нет ни одного университета из мусульманской страны. Конечно, есть отдельные ведущие мусульмане-ученые, которые развивают современную науку. Однако эти мусульмане-ученые развивают науку не в университетах мусульманских стран, поэтому их достижения не могут считаться достижениями современной исламской науки.

 

Проблема изучения крымскотатарского языка

В 1896 г. И. Гаспринский изложил следующую мысль: «Я решительно не понимаю, что может мешать введению татарского языка в школе. Разве русский язык и наука настолько слабы, что их нужно охранять за счет других языков империи?»

Спустя 121 год практически ничего не изменилось, однако, если ранее основными проблемами являлись неграмотность крымскотатарского населения и отсутствие единого, литературного языка, то сейчас главной проблемой является незнание своего языка. Как отмечает А.Муртазаева в своем исследовании «Современное состояние и насущные проблемы развития крымскотатарского языка», среди крымскотатарских учащихся лишь 15,3% обучаются родному языку, причем часть из них изучает язык факультативно, на 7-8 уроках. Эффективность такого обучения весьма сомнительна. В 1980-1990 гг., во время возвращения крымских татар, не было ни одного крымскотатарского образовательного учреждения. В течение последних 15-16 лет с огромными усилиями открыты 15 так называемых «национальных» школ, большая часть которых в настоящее время расположена в зданиях, не имеющих необходимой материально-технической базы.

Депортация нанесла огромный ущерб языку. В условиях ссылки крымскотатарский язык перестал выполнять все свои социальные функции, кроме одной – «семейного языка», вследствие чего распалась стилистическая система языка. Из словарного состава исчезли, из-за невостребованности в новых условиях проживания, огромные пласты слов, связанные с традиционными для крымских татар формами жизнедеятельности: табаководством, отгонным животноводством, промышленным садоводством, виноградарством. В течение ряда лет литература на крымскотатарском языке не печаталась. Начало регулярных изданий можно отнести к 1970 году, однако количество книг, изданных за годы ссылки, и их совокупный тираж равняются примерно годовой книжной продукции и годовому тиражу довоенного времени.

Экстенсивным путем разрешения данной проблемы является увеличение количества часов изучения крымскотатарского языка в школе, которое на данный момент недостаточно для овладения школьниками родным языком. Однако даже обучение крымскотатарскому языку с 1 по 11 классы не всегда является результативным, и необходимо разработать интенсивный путь решения проблемы.

 

Проблема суеверий

Исмаил Гаспринский отмечал и следующую проблему: обескурантизм и суеверия. Он писал: «Масса наших суеверий и дурные обычаи питаются традицией, примером. Они, эти суеверия и обычаи, столь сильны, что часто ум и религия пасуют перед ними, и заклинания какой-либо ветхой старушки пользуются большим доверием, чем указания знающего человека». [Терджиман, — 1901. – 27 декабря.]

Суеверия, о которых писал Исмаил Гаспринский, сохраняются по сей день. В случае возникновения проблем крымские татары склонны и по сей день пользоваться услугами всевозможных гадалок и других, вместо того, чтобы найти разумное решение своих проблем.

Вера должна основываться на доводах разума, а не переплетаться с невежественными обыкновениями.  Для решения критических ситуаций необходимо искать лишь рациональные методы решения проблем.

 

Взаимодействие с другими культурами

И. Гаспринский всегда отмечал колоссальную пользу знаний и призывал людей осваивать их, получать образование, воспринимать передовую науку и культуру со всего мира, и при этом отмечал необходимость сохранения положительных качеств своего народа и религиозно-нравственных принципов. Он отмечал: «Мусульманин по простоте и патриархальности своего быта, по чистоте внушаемых ему с детства религиозно-нравственных принципов, чуждый хитрости и лицемерия, которыми он гнушается, человек честный. Солидно образованный мусульманин к хорошим качествам заурядного присоединяет более широкие, гуманные взгляды на вещи: наука и знания, не колебля в нем мусульманских основ и симпатий, освещают, гуманизируют его воззрения, уничтожая, конечно, предрассудки и суеверия». Однако он пишет и о другом типе мусульман, которые приобретают внешний лоск европеизма, определенные знания, но утратили моральные качества и положительные черты своего народа, и о таких он пишет: «В молодости они обыкновенно люди дешевых свободных принципов, поклонники Бахуса и Венеры, на старости лет они отвратительные ханжи и лицемеры, усердно отмаливающие грехи молодости в борьбе со всякой новизной и светом действительного знания и прогресса».

Еще тогда он отмечал важность взаимодействия с другими культурами для восприятия передовых знаний, но при сохранении своей национальной идентичности. Сегодня, в эпоху глобализации, процесс взаимодействия различных культур происходит гораздо активнее, чем в то время, и в этом культурном котле необходимо сохранить положительные качества своего народа. Также необходимо воспринимать передовые знания других наций.

Некоторые идеи, изложенные в произведениях Исмаила Гаспринского,  все еще требуют реализации и по сей день актуальны, несмотря на то, что прошло больше 100 лет с времени его деятельности. Многие проблемы, которые просветитель придавал огласке, характерны и для нашего времени.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог