Курс валют USD 0 EUR 0

Мухаммед-Али Сулайманов: «Коды решения национальных проблем даны нашему народу еще на рубеже XIX-XX веков»

Комментариев: 0
Просмотров: 2 463

Мухаммед-Али Сулайманов – финансист и управленец по образованию (Мармаринский университет в г. Стамбул, Университет экономики и управления в г. Симферополь),  предприниматель по духу, литератор по призванию (оканчивает магистратуру КИПУ по специальности крымскотатарский язык и литература) и общественник по натуре, занимается реализацией проектов в сфере бизнеса, образования и культуры.

Его родители родом из прекрасного села Кутлак (под Судаком).

Сфера интересов Мухаммеда-Али обширна: разработка и реализация стартап-проектов, инновации в образовании, а также литература, публицистика, история, развитие национальной интеллектуальной мысли на крымскотатарском языке.

Ему принадлежит инициатива создания Фонда развития образования и науки им. Муфти-заде, цель которого объединение крымскотатарской интеллигенции и бизнеса вокруг идеи развития науки и образования.

Мухаммед-Али Сулайманов ответил на наши вопросы и рассказал нам, что:

Коды решения национальных проблем даны крымскотатарскому народу И. Гаспринским еще на рубеже XIX-XX веков

 

— Идея создать фонд развития образования и науки возникла не вдруг.

Коды решения всех сегодняшних проблем крымскотатарского народа (развитие родного языка и литературы, формирование национальной общественной интеллектуальной мысли и пути культурно-экономического прогресса) были обозначены на рубеже XIX и XX веков. Эти решения предоставили нам великие просветители нашего народа, такие как И. Гаспринский,  А.С. Айвазов, Б. Чобан-заде и многие другие, чьи имена вписаны золотыми буквами в нашу историю.

Мы должны оглянуться назад, глубоко осмыслить наследие И. Гаспринского, Н. Челебиджихана, А. Лятиф-заде, А. Ильмий, проанализировать причины тех или иных побед и поражений. Как знать, может быть, это оградит нас сегодня от огромного количества ошибок и разочарований?!

Номан Челебиджихан говорил, что они, современники, не поняли одного из основателей общетюркской интеллектуальной мысли — Исмаила Гаспринского. Вот что писал о Гаспринском в своей книге «Крымские татары и вызовы XXI века» наш современник, академик РАЕН, профессор, российский философ, историк, востоковед, основатель школы социо-естественной истории Э. Кульпин-Губайдуллин: «Еще при жизни его заслуги были оценены так высоко, как заслуги немногих выдающихся людей в истории планеты. Его называли «величайшим мусульманским реформатором XIX века», «человеком, разбудившим тюркский мир», «инициатором политического и культурного ренессанса мусульманских тюрков». Вся его жизнь была посвящена одной цели – просвещению тюркских народов в самых разнообразных аспектах этой деятельности, но, прежде всего, за счет непрерывного на протяжении нескольких десятилетий издания первой двуязычной русско-татарской газеты «Переводчик-Терджиман». Если одной фразой выразить то, что удалось сделать Гаспринскому, то эта фраза может быть такой: до начала деятельности просветителя крымские татары были просто населением, после завершения – стали народом. Жизнь просветителя трудно переоценить. Поскольку вся его жизнь – подвиг. Особого масштаба и особого рода. Этот подвиг нельзя сравнить ни с эффективной победой полководца, одержавшего победу в сражении или войне, ни с деятельностью государственного деятеля, проведшего решительные реформы, ни с выступлением артиста, талант которого завораживает, ни с трудом ученого, сделавшего гениальное открытие. Просветитель сделал все, что могли бы сделать все они вместе – полководец, государственный деятель, артист, ученый. И больше…

120 лет назад просветитель Исмаил Гаспринский и меценат Муфти-заде работали вместе, помимо основной своей деятельности они стояли у истоков создания Благотворительного фонда (Хайрие вакфы).

Муфти-заде оказывал поддержку национальному образованию в Крыму.

Сегодня мы стремимся продолжить дело наших великих предков — мы работаем над двумя параллельными проектами — это Фонд развития образования и науки им.Муфти-заде и Институт развития им.И. Гаспринского.

В своем легендарном выступлении в Ханском дворце великий сын своего народа Н. Челебиджихан сказал: «Мертвые дают жизнь живым. Их наследие…»

Мы искренне верим в это! И потому намерены продолжить дело И. Гаспринского — в лице института и И. Муфти-заде — в лице фонда. Как будто и сегодня два великих предка будут трудиться на пути развития и просвещения нашего народа.

Огромное значение имеет вопрос социально-экономического развития Крыма и формирования принципов этики национальной экономики.

Если рассмотреть ханский период и провести аналогию с днем сегодняшним, то мы видим, что геоэкономическое положение Крыма на протяжении веков не изменилось: те же самые, что и в XV веке, сельское хозяйство и производство, внешняя торговля и логистика, добавилась лишь отрасль туризма.

Как я уже говорил, одна из задач фонда — консолидация сил и возможностей сфер предпринимательства, образования, науки для развития крымскотатарской национальной интеллектуальной мысли.

В 2015 году мы впервые провели  вечер крымскотатарской интеллигенции в месяц Рамазан. В 2017 году это мероприятие, ставшее уже традицией, привлекло внимание крупных предпринимателей Крыма. Нам удалось собрать более 160 представителей науки и образования, культуры и бизнеса.

Кроме этого мы проводим конференции, круглые столы с участием крымскотатарских деятелей науки, культуры, искусства и др., на которых обсуждаем вопросы экономики, бизнеса, социальной сферы.

Развитие национальной мысли начинается с публицистики

В ходе конференций и круглых столов в разное время с интересом были встречены мои доклады «Социально-гуманитарные проблемы современного общества через призму публицистического наследия И. Гаспринского» (я сравнивал гуманитарные проблемы современного общества с аналогичными проблемами времен И.Гаспринского по его публицистике), а также «Место крымскотатарской интеллектуальной мысли в современном мире».

Может ли быть интеллектуальная мысль национальной?

Может, если мы сохраним и разовьем родной язык.

Сегодня на родном языке худо-бедно развивается лишь художественная литература и, собственно, крымскотатарская филологическая наука.

Если взять, к примеру, экономику, геополитику, маркетинг, психологию, инноватику и огромное количество других отраслей современной жизни, то на крымскотатарском языке освещение этих сфер просто отсутствует. Нет, конечно же, в словарях мы можем найти часть этой терминологии, но в реальной жизни, хотя бы в той же публицистике и журналистике, их нет.

Сегодня не видно и крымскотатарских ученых, которые могут продуцировать серьезные мысли и предложить системные подходы в этих сферах даже на русском языке. О каком развитии в таком случае может идти речь? Конечно же, вы можете назвать мне пару-тройку имен, получивших признание, и даже мировое. Но без системности, соответствующих институтов и механизмов эти исключения ни в коей мере не повлияют ни на развитие, ни на престиж нации.

На мой взгляд, развитие национальной интеллектуальной мысли может начаться и системно развиваться с сегодняшней национальной публицистики. Публицистика – это именно та платформа, тот котел, где готовится, формируется, временами вскипает и остывает национальная интеллектуальная мысль…

Здесь мы опять возвращаемся к проблеме овладения родным языком. Другими словами: пока не вернемся к своим истокам, мы ничего не сумеем создать национального.

Наша интеллектуальная элита систематически уничтожалась на протяжении всего XX века — в годы революции, войн, репрессий 1930-х, депортации 1944-го года.

Пока мы досконально не изучим этот пласт истории, не вернемся сами к себе — мы интеллектуально не возродимся. Мы похожи на внука ветерана, продающего ордена и медали деда на рынке за гроши. Да, в нашем сознании имеется некое теоретическое понимание и надежда национального самосознания и самореализации. Но как сохранить первое и как осуществить второе мы не знаем.

У нас есть два пути: либо замкнуться в собственной национальной скорлупе, отгородиться от мира, якобы «сохраняя» себя, а на самом деле исчезая, либо найти себя в этом меняющемся мире.

Мы можем влиять на окружающий мир

К примеру, мы боимся ассимиляции. Мы живем в эпоху, когда одному человеку под силу «изменить мир», «подчинить себе миллиарды», «ассимилировать» подобно Facebook, Apple или Google. Настали времена величайших преобразований. Сегодня малое в одночасье может стать великим, а то, что долгое время считалось великим, наоборот, становится малым.

При этом мир, превратившийся в клубок социально-экономических и духовно-психологических проблем, задыхается от спазмов  нерешенных вопросов. И решение многих важных задач лежит в плоскости социально-гуманитарных исследований.

Некоторые говорят: о, да, мы отстали от западного общества! Но если не брать в расчет точные науки (здесь нужна дорогостоящая материально-техническая база), если говорить о гуманитарных науках, то здесь все доступно, уверяю вас.

Никто не мешает крымскому татарину в Крыму написать диссертацию, к примеру, по психологии, да что там говорить — по любой отрасли гуманитарной науки, и получить Нобелевскую премию. Что мешает? Комплексы только мешают. Максимум что мы можем — это бесконечно говорить и говорить о своих проблемах — о языке и тому подобное.

Общество развивается, когда оно экспансирует.  Если остановится — его ожидает регресс и самоликвидация. Вот вам пример: история того же Крымского ханства.

Тот же ученый — пока он дерзает, рвется вперед — он развивается, стоит ему остановиться — неминуем регресс. Точно так же нашему крымскотатарскому сообществу нужно изменять свое мышление. И действовать! Не боятся ошибок, критики, упреков… Действие!

Служение обществу — ценность, которая вечна

Наши структуры возникают не на пустом месте.

С 2009 года я возглавлял Международный центр развития бизнеса и инвестиционных проектов (это десятки проектов, поездки за рубеж и т.п.). У нас сформировался определенный опыт. Мы из бизнеса идем в культуру и науку. Мы считаем, этот синтез может дать результат.

Сфера деятельности Фонда им. Муфти-заде и Института им. Гаспринского — это научные исследования,  образование, инновации, реализация стартап-проектов.

Фонд работает на общественных началах. В 2017-2018 годах мы планируем провести несколько конференций.

Наш фонд далек от политики. Может быть, это субъективно, но в моем понимании политика сиюминутна и эгоистична. Конечно же, я не отрицаю политику, и кто-то должен ею заниматься… Пожалуй, просто это не мое. Есть ценности, которые существуют всегда.

Это — служение обществу, независимо от национальной, конфессиональной или идеологической принадлежности. Это мы и стремимся делать через науку, культуру и просвещение.

Наш народ рожден на перекрестке Востока и Запада

Современное общество потрясают серьезные социально-гуманитарные катаклизмы, войны, разрушается институт семьи, детские, молодежные проблемы достигли критического уровня.

Я сравниваю западное общество и мусульманский мир.

Мусульманское общество может дать объяснение и пути решения этих проблем, опираясь на ислам. Но оно, к сожалению, не опирается на ислам. Потому и  отстает в научно-техническом прогрессе.

Запад же преуспевает в научно-технической сфере, но отдаляется от духовности.

Крым географически находится на перекрестке путей между этими двумя цивилизациями — Востоком и Западом. Эту же роль он столетиями выполнял как Европейский портал Великого Шелкового пути.

Мы как народ — квинтэссенция Запада и Востока.

И недаром Всевышний подарил нашему народу такого титана мысли, как Исмаил Гаспринский.

Наши крымские медресе в средневековье готовили ученых, муфтиев и кадиев для Мекки, Медины, Стамбула и Каира… Некая чудодейственная энергетика присуща крымской земле. Отголоски этой силы сейчас, то там, то здесь, воспламеняются в крымскотатарском народе, ею народ жил и жив.

Если проследить ход истории: огромное число крымских татар эмигрировало в XVIII-XIX вв. в Османское государство, причем в основном это был зажиточный, образованный слой крымскотатарского населения.

Затем, до эпохи Гаспринского, это были для народа сто лет застоя и мрака. Потом последовал короткий отрезок времени возрождения национального самосознания, развития культуры. Далее — приход большевиков и уничтожение цвета нации.

В депортации — гибель почти половины народа, имя народа стерто из атласов СССР, культуру, язык стерли почти полностью. Но какая-то неведомая сила, энергия консолидировала народ, он вернулся на родину, началось обустройство на родной земле, возрождение.

В нашем народе живет таинственная сила самовосстановления.

Умение консолидироваться — черта развитых обществ

Но есть у нашего народа и ошибки — мы живем стереотипами, и народ и интеллигенция. Мы не умеем уважать чужого мнения и быстры на навешивание всякого рода ярлыков. Мы разделяем людей на наших и чужих, а между тем следовало бы разделять людей на умных и глупых, высоконравственных и безнравственных, добрых и злых… Но это не есть национальная черта или генетический код. Это приобретенный негатив, и от него нужно избавляться!

Возьмите Евросоюз — несмотря на прошлые конфликты, войны, люди сегодня умеют консолидироваться вокруг общих интересов, это черта развитых обществ.

Решение для крымскотатарского народа: выйти из своей узконациональной скорлупы, научиться воспринимать и думать в глобальном масштабе, одним словом, обрести масштабное мировоззрение.

Численно нас на Родине не так много, но это не помешает нам занять свое место в среде прогрессивного человечества.

А в качественном значении мы наследники великой цивилизации, мы не являемся малым народом.

Что делать? Начать с самого главного, а именно нравственного и интеллектуального воспитания общества!

Представьте, что мы все: от педагога до общественника, от бизнесмена до ученого  — займемся воспитанием будущего поколения. Найдем, вырастим и воспитаем из народа плеяду новых интеллектуалов и гениев, таких как Толстой, Эйнштейн, Гаспринский, Мандела, Джобс или Кант.

Представьте себе сосуд с водой и щепотку марганцовки.

Что делает марганцовка, если ее растворить в сосуде с водой? Да. Окрашивает воду в свой цвет. Точно так же мы можем найти свой цвет, найти себя, и сильно влиять на окружающий мир (на бытовом уровне влияние крымскотатарских национальных традиций на окружающих уже ощущается), и любой из нас может привести примеры взаимопроникновения крымскотатарской культуры в жизнь и быт наших соседей других национальностей. Но я говорю о другом — о духовно-умственном влиянии. И я не сомневаюсь в возможности этого ни на йоту!

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог