Курс валют USD 0 EUR 0

Новые сведения о «чашах для гадания» из фондов Бахчисарайского музея-заповедника

Комментариев: 0
Просмотров: 2 302

Шифа-тас. Фонды Бахчисарайского музея-заповедника.

 

Сафие АБДУРАМАНОВА, КИПУ

 

В 1917 г. на базе бывшего дворца крымских ханов был основан первый национальный музей крымских татар под руководством Усеина Боданинского (1877-1938), художника, этнографа, краеведа. Первичные учетные Книги поступления были введены в оборот в 1925 году, заполнялись самим У.Боданинским, как на русском, так и на крымскотатарском языках, кириллицей и арабицей. Позднее данные учетные книги были переписаны в 1934 г. и в третий раз — после 1944 года. В результате анализа описания одних и тех же предметов в трех книгах мы проследили тенденцию сокращения информации о предмете, четкую унификацию в описании, а также исключение аутентичных названий, замену их на русский либо украинский аналог. Таким образом, мужской пояс «учкур» стал гашником, подарочное ритуальное полотенце «едек-явлукъ» — салфеткой, «къуман» — кувшином для воды и т.п. Необходимо указать и на такие лакуны, как датировка и место изготовления, характерные для всех указанных выше групп учетных книг. Кроме того, имели место многократные постановки одного и того же предмета на учет под разными номерами, которые проходили после депортации крымских татар и передачи предметов этнографии в специальный этнографический склад. Детально этой проблемой занимался Р. Эминов.

Темой данного исследования стали «чаши для гадания», описанные в первоначальной книге учета за 1925 г. как «фал-тас» (чаша для гадания). Однако в ходе исследования четырех подобных чаш в фондах заповедника и аналогичных предметов в заграничных музеях, автором было выявлено оригинальное название чаш, происхождение, назначение и бытование. Результаты исследования позволят внести коррективы в фондовые описания.

В фондах Бахчисарайского заповедника хранятся четыре сосуда под названием «Чашка для гадания», имеются соответствующие записи в картотеке:

  1. Чашка для гадания КП №1292/Инв. М161, без информации о дате и месте изготовления. Указано, что поверхность выгравирована различными знаками и надписями, на проволоке прикреплены 30 маленьких пластин с «именем Бога». Данный предмет значится в более ранней книге поступления под №403, имеет краткое описание, не указано количество медных пластин. Предмет на данный момент экспонируется в залах Ханского дворца, в наличии 14 пластин. Карточка на предмет оформлена 22 июля 1974 г. за подписью составителя Кустовой М. Г. (С 1944 по 1960 гг. директор Бахчисарайского дворца-музея — С. А.) На карточке дописано другим почерком: «Турция, ХVIII — ХIХ вв.».
  2. Чаша для гадания КП №3109/Инв. М243 имеет краткое описание с указанием, что «в центре большой чашки прикреплена маленькая чашечка с дырочками по бортику, к которым прикреплялись гадательные таблички». Диаметр 16 см, табличек нет; была передана в музей Бахчисарайским Городским советом в 1944 г. после того, как все имущество крымских татар, названных «спецпереселенцами», из оставленных ими домов собиралось на складе Городского совета и позже распределялось, в том числе по музеям. Сложилась интересная ситуация с оформлением инвентарной карточки на данный экспонат: обязательная графа «подпись составителя» не заполнена, подпись отсутствует, но есть дата: 12 августа 1974 года.

Более всего удивляет описание предмета, которое трудно назвать научным: «Чаша для гаданий из желтой меди, круглая. Внутри чаши резцом выгравированы различные знаки, чтение которых гадальщицы объясняют так, как им вздумается. В центре чаши припаяно нечто вроде рюмки с дырочками по бортику. В каждой прикреплялась маленькая медная табличка со знаками. Бросив такую табличку в чашу, гадалка быстро вращала ее. Потом остановка. Против какого знака легла табличка? Гадалка начинала плести рассказ, что было, что будет. Такие чаши были в каждом татарском доме». Подобное описание не приемлемо для сугубо научного музейного учета, не соответствует действительности: такие чаши не могли находиться в каждом доме в силу причин, о которых будет сказано ниже. Легенда о способе гадания неправдоподобна, так как массовое возвращение крымских татар в Крым началось с середины 1990-х гг., и сбор этнографических сведений был попросту невозможен. Значит, легенда предмета является выдумкой сотрудника, оформлявшего картотеку.

  1. Следующая чаша для гаданий КП №3110/Инв. М244 имеет сходное с картотекой описание формы (выпуклое дно), украшения гравировкой, размера (16,5 см), материала и техники (медь, чеканка, гравировка). Грифельным карандашом отличным от основного текста почерком дописана датировка: «Турция, ХVIII — ХIХ вв.». Как и в предыдущем случае чаша была передана в музей Бахчисарайским Городским советом в 1944 году.
  2. Четвертая в исследуемом списке чашка для гадания КП №1293/Инв. М162 выполнена из желтой меди, диаметр 18 см. Указано, что пластинок нет, на выпуклости внутри имеется восьмиконечная звезда. Данных о поступлении нет. Имеется старый инвентарный №404, отсылающий нас к учетной книге за 1934 год. Описание предмета аналогично предыдущему, есть название на крымскотатарском языке «Фал-тас». В инвентарной карточке к данному экспонату описание более подробное: «Внутри гравировками с магическими знаками». Карточка на предмет оформлена 22 июля 1974 г. за подписью составителя Кустовой М.Г. На карточке дописано другим почерком: «Турция, ХVIII — ХIХ вв.» и указано, что предмет передан в Евпаторию Приказом МК УССР №77 от 25.01.1985 г.
  3. Пятая чашка для гадания КП №1783/Инв. М218 из меди, имеет диаметр 20,1 см, диаметр внутренней выпуклой розетки 6,5 см, диаметр поддона 9,8 см. Имеется указание, что поверхность чашки внутри и снаружи покрыта гравировкой арабскими надписями, цифрами в квадратах. В арках надписи исполнены крупным шрифтом. Записи в инвентарной книге и карточке идентичны, составлены 18 июля 1974 г. М. Кустовой. Чаша была передана в музей Бахчисарайским Городским советом в 1944 г. Имеется запись грифельным карандашом другим почерком: «Турция, XIX в. отсутствуют гадательные таблички».

В ходе исследования вышеуказанных сосудов и подобных им в коллекциях заграничных музеев было выявлено следующее:

1) подобные сосуды изготавливали из глины, дерева, редко — серебра, однако самыми распространенными были чаши медные, бронзовые, латунные;

2) наиболее характерные формы: с выпуклым сферическим дном; с выпуклым дном в виде усеченного конуса; с выпуклостью в форме маленькой вазы на ножке, по ободку которой пробит ряд мелких сквозных отверстий для крепления овальных медных пластинок с гравировкой;

3) обычные размеры: диаметр 15-20 см, высота до 5 см;

4) сплошная двусторонняя гравировка или чеканка цифрами и текстами арабской вязью, рисунками. Тексты представляют собой сунны Корана, молитвы о здоровье, перечисление 99 имен Аллаха, хадисы.

Подобные чаши в мусульманских странах имели особое применение в народной медицине и назывались «шифа-тас» — «чаши исцеления». Традиционными для чаш являлись коранические тексты, перечисление имен Аллаха, исцеляющие молитвы, некоторые хадисы Пророка Мухаммеда о болезнях и исцелении, различные числовые комбинации. Были призваны наделять воду целительными свойствами, освящать ее. В исламской культуре само божье слово, начертанное на любом материале, становилось священным, облагораживало предмет. Обещание исцеления с помощью Аллаха встречается в Коране неоднократно (9:14, 10:57, 16:10, 17:82 и пр.).

Наиболее ранними являются чаши сельджукского периода, сохранившиеся в коллекциях музеев Турции, Канады, Индии, Германии, частных коллекциях и антикварных аукционах. На этих предметах присутствуют не только тексты, но и изображения двух переплетенных хвостами драконов, змей, собаки, скорпиона. В текстах говорится о том, что данная чаша призвана помочь беременным женщинам легко разрешиться от бремени, она оберегает женщин и новорожденных от укусов змей, собак и скорпионов, от судорог, простуд, малярии, болей в животе и других болезней. Обязательным является пожелание «Allah şifa versin» — «Аллах дарует исцеление». Иногда указывался способ излечения: необходимо троекратно выпить воду из этой чаши, в случае тяжелых родов пить воду, настоянную на шафране, при носовом кровотечении закапывать воду в нос, при болях в животе пить горячую воду. Речь идет о чаше, хранящейся в Королевском музее Онтарио, г. Торонто.

Культура чаши исцеления, бессмертия и пр. известна с древнейших времен у многих народов: достаточно вспомнить легендарную «Чашу Грааля», ритуальную чашу монгольских шаманов, тибетскую «поющую» чашу. Манипуляции, проводимые с этими сосудами, были призваны даровать исцеление, бессмертие, душевный покой, избавление от нечистой силы и т.п.

Кроме коранических текстов и молитв на них изображены суфийские символы, звезды, знаки гороскопа, призванные усилить лечебное действие. Гексаграмма, известная как «Печать Сулеймана», на протяжении многих веков была символом плодородия и силы, являлась мощным оберегом, олицетворяла единство неба и земли, тела и души, мужского и женского. Чаши «шифа тас» являются частью суфийской культуры. В качестве примера укажем одно из самых великолепных произведений сельджукского периода – Nisan Tas» («Апрельская чаша»),в 1333 г. подаренное в усыпальницу Мевляна и хранящееся в Музее Мевляна (г. Конья). Согласно традициям ордена Мевлеви, апрельские дожди благословенны и плодородны. В чашу собирали апрельскую дождевую воду, в которую опускали концы тюрбана св. Мевляна, и потом могли применять для лечения различных болезней или кропить землю на полях в надежде на хорошие урожаи.

В работе исламоведа, профессора Мустафы Асима Коксала (M. Asım Köksal. Peygamberimiz Aşk’ın Diliyle Hz. Stambul. 2011. s. 302) приводится хадис о свадьбе дочери Пророка Фатимы и Али. Речь идет о брачной ночи, перед которой Пророк Мухаммед налил в чашу воду с мускусом и окропил зятя Али со словами: «О, Аллах, благослови их». После молитвы он призвал дочь Фатиму, окропил и ее со словами: «О, Аллах, защити ее от сатаны». Особое отношение к Фатиме прослеживается в традициях суфийского тариката бекташи, где справа от шейха находился очаг, символизирующий Фатиму. В молитвах данной обители обязательно звучало имя дочери Пророка. Фатима — одна из главных героинь турецкого фольклора.

Особой популярностью чаши пользовались у женщин Центральной и Восточной Анатолии: для облегчения родов, при опущении внутренних органов, лечении пупочной грыжи, первой стрижке новорожденного, удалении зубов, параличе и плохом сне, бесплодии, галлюцинациях, обряде имянаречения и обрезания, призыве в армию и сватовстве, свадьбе, в любых безвыходных ситуациях, душевном волнении, отсутствии денег и др. Символ «рука Фатимы» изображали на стенах домов, при засолке овощей, замешивании теста и т.п., приговаривали: «Это не моя рука, это рука Фатимы». Такая же традиция наблюдается по сей день среди крымских татар: обычно пожилые женщины, лечащиеся с помощью молитв, сопровождают манипуляции многократным повторением этой фразы.

Правом лечить с помощью подобных чаш пользовались, прежде всего, шейхи, потомки Пророка Мухаммеда. Вода наделялась целительными свойствами, ею поили либо обливали больного. Использовали исключительно воду из святого источника Зем-Зем, дождевую либо воду из подземного источника. В манипуляциях с чашами применяли и другие предметы и вещества. Считалось, что для излечения от желтухи нужно в воду опустить железную иглу и прочитать соответствующие молитвы. Иногда в воду добавляли мед, шафран и мускус, растворами которых писали на листке бумаги молитвы и помещали в чашу с водой. В зависимости от назначения чаши имели различные названия: korku tas (тур. «чаша от испуга») — могла применяться для устранения ночных кошмаров, çiçek tas — для лечения оспы; kırklama tas — («чаша для проведения обряда «кырклама»), имеющая на дне выступ в форме вазочки и 40 прикрепленных к ней медных или бронзовых овальных пластинок. Была предназначена для проведения обряда кырклама (чтение определенных молитв 40 раз) для новорожденного ребенка и матери. В научном мире существует мнение, основанное на последних медицинских исследованиях, что молитва, кроме несомненного эффекта плацебо, уменьшает стресс, положительно влияет на все системы организма. При чтении молитвы нормализуется артериальное давление, стабилизируются сердечный ритм и различные показатели состава крови.

В соответствии с результатами исследования необходимо сделать следующие выводы.

  1. Проблема атрибуции аутентичных предметов в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника существует с момента возникновения музея в 1917 г., а последующие переписывания учетных книг ее лишь усугубили. Исследование атрибуции предметов крымскотатарской этнографии на подлинность и достоверность не проводилось.
  2. Чаши бытовали в Крыму в среде крымских мусульман, на что указывает способ их поступления: предметы были переданы в музей Горсоветом из имущества депортированных крымских татар. К началу XX в. эти чаши стали большой редкостью, а назначение их было забыто, на что указывает неверная атрибуция У. Боданинского, специалиста в области крымскотатарской этнографии.
  3. Атрибуция указанных предметов как «чаша для гадания» не является верной. Подобные чаши имеют собственное наименование «Шифа тас», поэтому требуют корректировки названия и легенды в фондовой учетной документации.
  4. Указание на материал изготовления «Медь» не является достоверным. Вероятно, чаши изготовлены из медьсодержащих сплавов, что могут подтвердить специальные химические анализы.
  5. Необходимо детальное изучение арабографичных текстов с привлечением соответствующего специалиста.

(Из научного сборника КИПУ «Вопросы крымскотатарской  филологии, истории и культуры»)

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог