Курс валют USD 0 EUR 0

Сердечная встреча учителя и ученика, двух влюбленных в музыку людей

Комментариев: 0
Просмотров: 1 530

Лютфи Халилов и Сейтабла Меметов

 

Учить — значит вселять надежду. (Луи Арагон).

Учитель — тот, кто может делать трудные вещи легкими. (Ральф Эмерсон).

Самым живым примером для ученика является сам учитель. (А.Дистервег).

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит…  (Иоганн Вольфганг Гете).

Учитель — артист, художник, горячо влюбленный в свое дело… (А. Чехов).

Начало своей статьи я обсыпала жемчужинами афоризмов не случайно.

Поводом для этой публикации стала наша поездка в село Урожайное, где состоялась сердечная встреча учителя и ученика, двух влюбленных в музыку людей — известного и любимого в народе исполнителя, обладателя неповторимого голоса Сейтаблы Меметова и его учителя из далекого детства, преподавателя музыкальной школы г.Ленинска Андижанской области (Узбекистан) Лютфи Шевкетовича Халилова, приехавшего погостить к своим детям из Мелитополя.

 

Воспоминания под сенью виноградных лоз

Известный артист Сейтабла Меметов на протяжении многих лет, да что там, десятилетий, радует нас, слушателей, проникновенным исполнением народных и авторских песен, мастерски воплощает на сцене Крымскотатарского музыкально-драматического театра разноплановые, пронзительные сценические образы.

Пока мы ехали в Урожайное, он рассказал нам, что его отец, талантливый скрипач, в конце 1960-х,  перед своей кончиной, завещал матери обучить музыке трех детей: Сейтабла и его сестра-двойняшка были дошкольниками, братишке — полтора года.

Я пошел в музыкальную школу, в класс баяна, сестренка училась в классе скрипки. Затем она окончила музыкальное училище, а я — строительный техникум (мама настояла), но позже судьба все равно повернула и привела меня к музыке, на сцену, — рассказал Сейтабла Меметов. — А учитель, Лютфи Шевкетович Халилов, тогда преподавал в нашей школе сольфеджио.

 

— Я родился в 1942 году в селе Керменчик Бахчисарайского района, — рассказал нам Лютфи-бей (мы уже сидели в Урожайном, за столом, в уютном дворе, укрытом изумрудными листьями виноградника).

На столе, на подносе, сияли громадные спелые гроздья винограда. Рядом, под стеной дома, выстроились горшки с огромными кактусами, развалившись у нас под ногами, нежились, щуря глазки, две красивые кошки.

— Мой отец воевал на фронте, — продолжал Лютфи-ага, — 18 мая 1944 года маму с тремя детьми (брат — 1935-го года рождения, сестра — 1937-го, мне было 2 года) выслали в Костромскую область, Кологривский район.

В 1946 году нас нашел отец, вернувшись с фронта. Перебрались в Узбекистан, в Андижанскую область, в г. Ленинск. В 1956 г. здесь открылась музыкальная школа, где я и учился, затем поступил в Ферганское музыкальное училище по классу трубы…

19 лет преподавал в музыкальной школе в Ленинске, класс духовых инструментов (кларнет, труба), работал завучем… Владел разными музыкальными инструментами, даже аккордеон преподавал. Многие мои ученики живут сейчас в Крыму, в разных странах…

Одна из моих учениц окончила Ленинградскую музыкальную академию, саксофонистка, написала однажды мне искренние слова благодарности в интернете.

В 1978 году с семьей мы приехали в Крым, на Родину, пытались обустроиться, прописаться. Нашу семью три раза выселяли за пределы Крыма, многое нам довелось пережить.  Однажды, накануне очередного выселения, директор школы, где учились мои дети, сказала: 19 декабря, 8 и 5 классы, не приходите в школу. Как потом выяснилось — для того чтобы наши дети были в момент высылки дома…

Я и в Москву ездил (в 1979 году), у Терешковой был, у Генпрокурора, ответа на мои обращения не дождался: на месте разберутся. А в Крыму ответ один: вас выселили, уезжайте. Года три мы жили без прописки, потом перебрались в Мелитополь… Зарабатывал, играя на свадьбах…

Затем в Мелитополе я более 20 лет руководил духовым оркестром в обществе слепых, мы участвовали во многих конкурсах, занимали призовые места.

 

Талантливый ученик опытного учителя

Лютфи Халилов и Сейтабла Меметов наперебой вспоминали годы в музыкальной школе города Ленинска:

— Первые годы я учился в музыкальной школе словно нехотя, а в четвертом классе как прорвало, меня музыка так увлекла! Но мама изначально хотела, чтобы я получил мужскую профессию, настаивала, чтобы пошел в строительный техникум, — рассказал Сейтабла Меметов.

 

— Помню, как Сейтаблу привели в музыкальную школу, я был руководителем приемной комиссии, мы сидели за фортепиано, предложил ему повторить за мной — и он точно простукал все звуки. Я проиграл мелодию песни, и он спел красивым вибрирующим голосом. Он поступил в класс баяна. Проучился несколько лет, его мама хотела, чтобы поступил в строительный техникум. Я говорил с ней, убеждал, что мальчик одаренный, она настаивала, что ему нужна другая профессия, — вспоминает учитель.

— От моего отца остались магнитофонные записи с мелодиями, песнями («Арабалар», «Къаршыдан фенер гелир» и другие), они сыграли в моей жизни решающую роль, — рассказал Сейтабла Меметов. — В футляре отцовской скрипки хранился песенник со старинными народными песнями. Потом он пропал.

— Отец Сейтаблы был прекрасным, интеллигентным человеком, замечательным скрипачом, с мягким бархатным голосом, — рассказал Лютфи Халилов. — И у Сеитаблы голос проявился уже в детстве. На уроках сольфеджио занимались, бывало, 10-15 детей, но когда он запоет — это было что-то…  Таких, как Сеитабла, учеников у меня больше не было.

В нашей музыкальной школе училось много крымскотатарских детей. Ленивых учеников я не любил (улыбается). Труд — всему основа. Подготовил около сорока учеников — кларнетистов.

 

Учитель и ученик долго и оживленно расспрашивали друг друга об общих знакомых, вспоминали случаи из неутомимой и красочной жизни музыкантов, вспоминали, как встречались раньше. И у обоих светились глаза.

 

— Мое детство — это Асака (Ленинск), школа, музыкальная школа, учитель – Лютфи-ага, а еще спорт… — сказал Сейтабла Меметов. — Я и сейчас уверен: дети помимо учебы в школе должны быть постоянно заняты — музыкой, спортом, чем-то другим…

Когда я шел в музыкальную школу на урок к Лютфи-ага, в душе таился легкий страх – Лютфи-ага был строгим и требовательным учителем… — рассказал Сейтабла Меметов.

 

Глядя на них, я думала, что им двоим, учителю и ученику, как никому подходит перефразированная поговорка: скажи мне, кто твой учитель, и я скажу кто ты.

Учитель — Лютфи Халилов — знаток музыки, интеллигентный, сдержанный, и его ученик — Сейтабла Меметов — талантливый певец, осуществивший заветы своего отца и украсивший своим творчеством современное песенное и драматическое искусство крымских татар.

Учитель, несомненно, гордится учеником, а ученик, безусловно, ценит своего наставника, в какой-то мере открывшего ему в детстве мир музыкального искусства.

И как прекрасна эта профессия — учитель!

 

Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача.

Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог