Мастера декоративно-прикладного искусства
5 октября в Бахчисарайском музее-заповеднике состоялось открытие выставки «Декоративное искусство крымских татар. Сквозь призму столетия», посвященной 100-летию со дня основания Бахчисарайского музея и 140-летию со дня рождения основателя и первого директора Бахчисарайского дворца-музея Усеина Абдурефиевича Боданинского.
Говоря о датах, надо заметить — в этом году, буквально через месяц, общественность будет отмечать 100-летие основания Бахчисарайского дворца-музея. В далеком 1917 году деятели крымскотатарского национального движения во главе с Номаном Челебиджиханом, наравне с политическими и экономическими проблемами, считали первостепенным разрешение вопросов образования и культуры. На пике своего подъема было принято мудрое решение: родовое гнездо крымских ханов Гираев провозгласить музеем, сделать его символом культуры прошлого Крыма и прекратить безобразия, вплоть до разведения свиней на его территории, чинившиеся не одно десятилетие. Возрождение и развитие культуры требует подвижничества. Деятелей, посвящающих себя этому делу, история заносит в свои списки, их именами гордятся последующие поколения. Поэтому естественно то почтение, и в первую очередь научное, которое оказывается через 140 лет после рождения Усеину Боданинскому, чье имя неразрывно связано с дворцом-музеем.
Сафие Абдураманова открывает выставку
5 октября, как сообщили организаторы выставки, впервые 40 мастеров представили на одной площадке свои работы, свидетельствующие о том, что крымскотатарское декоративное искусство успешно возрождается и развивается. Экспозиция объединила ремесленников: гончаров, кузнецов, медников, войлочников, вышивальщиц, каллиграфов, ювелиров, ткачей, художников. Также были представлены образцы вышивки, выполненные учениками Художественно-промышленной школы, керамика артели «Иллери», фотографии, иллюстрирующие деятельность школы в 1920-1930-х гг.
Открывая выставку, научный сотрудник музея Сафие Абдураманова обратила внимание присутствующих на существование в городе в начале XX века Художественно-промышленной школы, готовящей мастеров декоративно-прикладного искусства. Бахчисарай являлся местом, куда ведущие вузы страны присылали на стажировку студентов, помогавших, в том числе, музейным сотрудникам в инвентаризации предметов.
Действительно, далекий ноябрь 1917 года памятен еще одним событием – открытием Бахчисарайской художественно-промышленной школы. Она открылась 3 ноября 1917 года под руководством Абдрефи Абиева. Как пишет исследователь Роза Аирчинская, в школе планировались открыть мастерские по следующим специальностям: вышивальному, ткацко-ковровому, чеканке металлов, выделке кож и сафьяна, гончарному производству, столярному резному делу. «Необходимость открытия мастерских при школе по этим специальностям диктуется существованием издавна в Крыму, главным образом в Бахчисарае, всех этих ремесел, которые все же держатся на населении очень прочно. Эта отрасль народного труда при поддержке ее со стороны правительства может иметь большое экономическое значение для края».
Художественно-промышленная школа за время своего недолгого существования выпускала хорошо подготовленных работников, «поддерживала и поднимала сильно упавший, но не умирающий кустарный промысел крымских татар».
На мероприятии администрация музея-заповедника выразила благодарность всем, кто принял участие в реализации данного проекта. Мастера были награждены сертификатами участников выставки. Концертная программа, подготовленная бахчисарайским детским творческим коллективом «Ильхам», вызвала массу положительных эмоций и тематически дополнила выставку.
Экспозиция будет интересна как любителям декоративного искусства, так и специалистам. Работа выставки продлится до марта 2018 года.
В заключение, после всего увиденного, хотелось бы немного порассуждать. Как-то я уже писал, что каждой эпохе свойственна своя система производства. Развитие труда позволяло создавать великие государства, строить грандиозные сооружения, становившиеся через века и тысячелетия памятниками зодчества, кормить все большее число людей. Труд мысли совершенствовал орудия труда. Внедрение новшеств в производство позволяло экономике вырываться вперед. Существовавшее веками кустарное производство не могло конкурировать с промышленными товарами, заполонившими рынок. Так, постепенно, ремесленное производство приходило в упадок. Народы, не пользующиеся достижениями научно-технического прогресса, оставались на задворках истории. Но в то же время полностью уничтоженное депортацией крымскотатарское ремесленное производство после возвращения в Крым постепенно стало возрождаться, заполняя потребительский рынок товарами, которые не производятся промышленным способом. Региональная особенность Крыма, связанная с туристической отраслью, позволит развиваться отдельным направлениям ремесел. Популяризация этномоды также явится стимулом для возрождения былого производства. Будет спрос — будет и предложение. Представленные на выставке изделия – плод труда длительного процесса возрождения. Это подвижничество и стимулирующие процесс гранты, рынок спроса и товаров продаж. Но есть механизм, который ускорил бы процесс подготовки специалистов. Речь вновь пойдет об открытии государственной Крымскотатарской школы искусств для одаренных детей интернатного типа. Опыт предков здесь поучителен.
comments powered by HyperComments