Курс валют USD 0 EUR 0

Школы Корбека

Комментариев: 0
Просмотров: 1 560

Ликбез. Корбек. 1929 г.

 

Гульджан РЕЙЗОВА

 

Крымские татары во все времена придавали большое значение образованию. Корбек – деревня,  расположенная у подножия Чатыр-Дага. Несмотря на ее удаленность от больших городов Крыма, корбекульцы старались дать образование своим детям. В конце XIX века в рапорте его высокородию земскому начальнику 1 участка Ялтинского уезда говорится, что жители просят учить детей русской грамоте, в 1891 году уже обучались русскому языку в деревне Корбек 25 человек (Дело Алуштинского волостного управления ф.400. Оп.2 д. 2250)

Копия приговора постановления от 8 октября 1890 года в Ялтинскую Земскую управу указывает, что «…Корбеклинскимъ сельским обществом 5 сего октября (1890) учреждено обустройство земского училища в дер. Корбекъ».

Уроженец Корбека, крымскотатарский педагог и поэт Абибулла Одабаш в своих путевых заметках по Крыму подробно рассказывает о школах Корбека в 1919 году.

«В Корбекуле, расположенном на горах и холмах, имеются шесть-семь маалле. Эти маалле, хоть и расположены друг на друге, но между ними есть отличия. Только в трех из шести-семи маалле есть школы. В школе Юкары-маалле есть один русский учитель, направленный со стороны государства, и два учителя национального правления. Учителя русского языка нашли лет пять-шесть как — это за опыт и трудолюбие высоко отмеченный Мехмед-эфенди Джанклыч.

У Мехмеда-эфенди в его долгой учительской работе есть последователи. Все село его почитает и любит. Некоторые, хоть и ругают за спиной, но в глаза не говорят. Сельчане в его обучение не вмешиваются. Известно, что программы обучения в наших татарских селах учреждают сами сельчане. Если сельчанин разозлился на учителя, что мало учит Корану, Мухаммедие, то забирает ребенка со школы, или идет ругать учителя. Особенно, если пропитание учителя зависит от джемаата, то он может сказать:  больше мы денег платить не будем.

Сельчане все себя считают учеными как Имам Азам. Кроме воспитанности Мехмеда-эфенди, от нападок джемаата спасает только то, что пропитание учителя зависит от джемаата. Учителя  народ невзлюбил еще в начале своей деятельности за то, что он обучал гимнастике детей.  Вначале ругали за спиной. Мехмед-эфенди  не обращал на это внимания, но когда многие родители стали забирать детей из школы, должен был воздержаться от уроков гимнастики. Гимнастику наши сельчане не любят по двум причинам:

  1. В шариате Корбекуля это занятие считается «харам, гунях».
  2. Во время занятий гимнастикой у детей изнашивается обувь.

По первой причине — не знаю, кто из моих односельчан получил фетву от муфтия. В религиозных книгах об этом не написано. Опрошенные сельчане тоже не смогли мне показать книгу, где об этом написано. «Только лишь, когда во время гимнастики дети вытягивают руки, похоже на то, как крестятся русские», — ответили они. Гимнастика – это «упражнение». Упражнения известны со времен Хазрета Пейгамбера.  Я понимаю, что мои умные односельчане не жили во времена Хазрета Пейгамбера. Если бы они жили в то время, сегодня в нашей жизни не было бы многих недостатков.

Вторая причина, по которой гимнастику в школе не принимают сельчане? Как я уже говорил, по причине, что обувь детей от занятий гимнастикой быстро изнашивается.

После таких притязаний оджа — эфенди отказался от этих занятий.

Мехмед-эфенди был не только учителем, ранее он руководил  общественной работой села. Он оказывал помощь, если необходимо, и в благотворительном обществе, и в банке мелкого кредита, и в кооперативном магазине. Мехмед-эфенди подготовил и перевел с русского на татарский несколько пособий для детей. Когда я пишу эти строки, хочу от всех жителей Корбека и от себя самого выразить благодарность. «Алла разы олсун».

В школе Юкъары-маалле назначен от национального управления один из татарских учителей Абдульхамид-эфенди Балич. Этот эфенди после трудной учебы в Стамбуле вначале учительствовал в другом селе Куркулет, но будучи родом из Корбека, перешел на работу в село. Трудолюбивый, прямолинейный, но немного слабый здоровьем. Люди за его спиной много плохого говорят. Но когда видят правильность его слов, в глаза не могут сказать и злятся. Он бедный, работает днем и ночью, стараясь направить людей на правильный путь. Из-за того, что он сын хаджи, носил крахмальные воротнички, настаивал на обучении,  как мальчиков, так и девочек, много нареканий получал от народа.

Я его очень люблю. Он не только хороший человек, но и хороший учитель. В этот свой приезд услышал, что он добивается, чтобы в школах был учебник по истории Крыма и готовит пособие, и очень обрадовался этому. Но, по-моему, Абдульхамиду-эфенди надо подготовить себе последователей учителей из женщин для начального обучения девочек.

Третий учитель в этой школе – приехавшая в этом году из  Истанбула казанская татарка  Айнульхаят». (Абибулла  Одабаш.  Корбекульнинъ  мектеплери)

В 1922 году в школах Корбека было не менее 270 учащихся. «Для них необходимо иметь 6 учителей», — говорится в выписке из протокола Корбеклинского сельсовета от 17 ноября 1922 года. «Но ввиду тяжелого года и встречающихся трудностей в содержании их (учителей) — определить число учителей в 4 человека, так как имеется 2 учителя Мемет Джанклыч и Усеин Языджиев, то постановили пригласить еще двух учителей татарского языка: 1) Мустафу Айторе и 2) Абдул Меджида Джеппара. Cодержание двух последних учителей население берет на себя. Председатель сельсовета Кубаев» (Р 2717 оп.1. д. 53)

В сведениях о школах в 1922-23 гг. в Корбеке насчитывалась всего 1 школа, в которой училось 62 мальчика и 48 девочек. Учителей – 3.

Но учебный 1921-22 год закончился к 1 января 1922 года под влиянием голода, разогнавшего как учащихся, так и учителей. Но уже к началу 1923 года школа приступает к работе. Учащихся уже 142.

Открыты 1 Корбеклинская  советская школа и 2 советская школа. Все эти школы были школами 1 ступени, учащиеся учились до 5 класса. В списках служащих 1 Корбеклинской школы значатся:

Джанклыч Мемет, Языджи Усеин, Джелилев М., Молла Амет Амит, Джеппар Абдул Меджит, Тарханов Ильяс, Мосине Осман Уста. Для занятий в вечерней школе с призывниками избран преподавателем Усеин Языджи. Председатель школы Мемет Джанклыч.

Во 2 корбеклинской школе: Кушталов П.И., Попова А.Я.

Учителей готовили многочисленные курсы, которые открывались в первые годы Советской власти в большом количестве для ликвидации безграмотности. Так с сентября 1923 года назначен учителем в Корбек  Халиль Шакир Муратович, который окончил двухмесячные курсы по подготовке работников Единой Трудовой школы и признан занимать должность учителя советских школ 1 ступени (не упоминается, что он окончил «Рушдие» в г. Бахчисарае).

В 1924 году в школе уже насчитывается 6 учителей.

Языджи Усеин – род. 13 апреля 1887 года в дер. Корбек, учительствует с 1908 года, образование среднее, окончил татарскую учительскую семинарию, беспартийный, из крестьян. Служил в Одессе в 1915 году рядовым.

Чаянева (?) Абибе Осман – родилась 2 декабря 1904 года в Бахчисарае, учительница с 1922 года, образование среднее, окончила женскую учительскую семинарию, беспартийная, крестьянка.

Сулешова Гульсум Джепар – родилась в 1907 году в дер. Корбек, учительница с 1923 года, окончила 4 класса женского училища-семинарии, беспартийная, крестьянка.

Муратов Халиль Шакир – родился 12 июля 1880 года в дер. Корбек, учительствует с 1905 года, окончил «Рушдие» в г. Бахчисарае, служил в 556 Прутском полку рядовым. С сентября 1923 года назначен учителем Советской школы в Корбеке.

Криницкий Мустафа Исмаилович, родился 15 октября 1882 года в м.Пески Гродненской губернии. Учительствовал с 1918 года. Переведен из Джанкоя в 1923 году с учительской должностью, образование среднее, окончил Волковицкое реальное училище, не служил.

Дагджиева Эдие Сейдамет – родилась 27 декабря 1907 года в дер. Корбек. Учительствует с 1923 года, образование домашнее. (Р 2717 оп.1 д.68, январь-июнь 1924 гг.)

С сентября 1923 года освобожден от должности Мемет Джанклыч. В своем заявлении он пишет: «Я состою в должности школьного работника 1 ступени тридцать один год, т.е. с сентября 1892 года. В настоящее время я уже не молодой, здоровье мое пошатнулось, и я  чувствую себя не в состоянии продолжать работать на поприще народного образования с требуемой надлежащей пользой и энергией».

К 1 августа 1922 года в Корбеке были открыты 2 детских дома. В голодные 1920-е годы в Корбеке находился детский дом №5. Заведующей домом была Айше Тарханова. Затем все детские дома были собраны в Алуште, многие дети, у которых был один из родителей, были отпущены домой.  Руководителем детского дома №2 в июне 1923 года была назначена Гралова. Заведующим отделом Райнаробразованием был Осман Измайлов (корбеклинец), благодаря ему многие корбекульские дети избежали голодной смерти. В 1923 году была открыта школа для ликвидации безграмотности на 30 человек. Эта работа была возложена на Муратова Халиля. В деревне имелась изба-читальня, которой заведовал Дагджи.

 

Конференция учителей Алушты, 1940 г.

 

Из воспоминаний Девлетова Али Байрамовича (учитель Девлетов Али Байрамович  родился  2 марта 1913 г. в д. Шума Алуштинского района):

«…После окончания в 1931 году педагогического техникума в Симферополе, 15 августа 1931 года Алуштинский районо назначил меня завучем и учителем татарского языка и литературы в Корбеклинской 7-летней школе, где я проработал до 25 сентября 1939 года. В школе работали 35 учителей, учащихся было более 700. Директорами были Арифджанов Музаффар (из села Малореченское), Керимов Гафар (из села Отузы — Судакский), Усеинов Амет (из Симферополя), Меналиев Аблязиз (из степных районов). Школа размещалась в двух зданиях: одна целая – двухэтажная, другая по ул. Школьной, каменная. Двухэтажную школу  после депортации сожгли. За время работы окончил годичный Комвуз (заочно), был делегатом 1-го съезда учителей-отличников КрымАССР в 1936 году, где награжден дипломом и ценным подарком КрымЦИКа. В 1939 году переведен на 4-й курс Крымского  пединститута им. Фрунзе.  В 1939 году был призван в армию».

Сундус Яхуб хызы Тархан родилась в 1928 году в Корбеке, в квартале Ашаа-маалле. Училась в национальной школе Корбека, успела закончить 3 класса, потом обучение стало на русском.

Вспоминает, что учителями в Корбеке были Амет-оджа, Осман-оджа. В Корбеке был «Нардом», там дети танцевали и пели.

Сайде Сальме Ибраим хызы родилась в Корбеке в 1923 г.

Сайде училась в крымскотатарской школе в Корбеке. Рассказывает, что  учителями были в школе — Девлет Али-оджа, Мемиш Аблямит-оджа (то ли из села Улу-Озен или Кучук-Озен), Урие-оджа Балабанова. С учителями ходили на экскурсии на вершину Чатыр-Дага — Кильсе бурун и Темирчи яйля. В селе было 2 школы. Одна трехэтажная школа была еще с николаевских времен, как религиозная. Другая школа находилась в доме репрессированного Балич Мустафы. В 1941 г. началась война. Сайде закончила 7 классов национальной школы, хотела поступать в Ялтинское педагогическое училище».

Корбекульская земля взрастила многих известных людей: писателей, поэтов, общественных и государственных деятелей.

Ведя рассказ о школах Корбека, хотелось упомянуть имена известных учителей корбекульцев.

Усеин Балич родился в 1884 г. в дер. Корбек Ялтинского района. Начальное образование получил в сельской новометодной школе. В 1897–1902 гг. учился в Симферопольской татарской учительской школе, после окончания которой работал учителем в Алуште  и Симеизе.

С установлением советской власти Усеин Балич был принят в партию и до июня 1921 г. работает завотделом народного образования Ялтинского Ревкома. С июля – ноября 1921 г. член Крымревкома и заведующий Крымским народным образованием с 1922-1923 гг.

Усеин Балич был представителем Крымской АССР в Москве при Наркомнаце РСФСР. После возвращения в Крым он был заместителем председателя ЦИКа Крымской АССР.

В октябре 1924 г. Усеин  Балич становится наркомом  просвещения Крымской АССР. На этом посту неустанно боролся за развитие школьного образования, ассигнований на строительство и материальное обеспечение преподавателей.

Выступал с предложением восстановления в Крыму университета и медицинского факультета. Открываются среднетехнические учебные заведения, педагогический и медицинский техникумы. Проблемы в системе народного образования Крыма в тяжелые 20-е годы освещены У. Баличем в многочисленных публикациях. В частности, в журнале «Педагогическая жизнь Крыма» органа Наркомпроса Крымской АССР, за 1925 г. были опубликованы статьи «Анализ советских систем народного просвещения», «Состояние народного просвещения в Крыму», «Организация методической работы в Крыму», «Местный бюджет и народное образование», «Просвещение к пятой годовщине советского строительства в Крыму» и другие.

Фатма Языджиева родилась 6 февраля 1906 года в Корбекуле в  семье Мустафы аджы Османа. В семье было 6 детей. В 1923 году, после смерти матери Авы Шерфе, вся тяжесть легла на плечи пятнадцатилетней Фатмы. Окончила четыре класса в сельской школе. В 1925 году с девушками из деревни босиком пошла в Симферополь. Обратилась к Усеину Баличу, и он помог ей устроиться в Тотайкойский педтехникум. В 1929 году окончила техникум, вступила в комсомол. В 1930 году была направлена на учебу в Государственный педагогический институт. Училась на химико-биологическом факультете. Фатма Языджиева с 1934 года работала в школах Ялты, Алушты, Дегирменкое (Запрудное), затем в Алупке.

Фатма Языджиева

 

Во время депортации семья попала в Бекабад. С 1954 года работала в Булунгурском районе Самаркандской области. Здесь стала активным членом инициативной группы города Самарканда Узбекской ССР. С того времени попала под надзор КГБ, в доме постоянно проводились обыски. Вернулась в Крым. Скончалась 5 ноября 1991 года.

В  благодарной памяти корбекульцев  остались учителя, чьи труд и знания помогли им выжить в трудные годы депортации. К сожалению, ограниченные возможности газетной статьи не дали возможности рассказать о многих других учителях, но думаю, что в скором времени мы расскажем о них в книге о корбекульцах.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог