Курс валют USD 0 EUR 0

В 80 лет Музафар Даглы борется за родную землю

Комментариев: 0
Просмотров: 644

 

22 июня исполнилось 80 лет одному из активных участников Совета крымскотатарских старейшин города Алушты Музафару Даглы. Принадлежа к поколению детей войны, на долю которого выпало пережить тяжелые времена оккупации, депортации, комендантского режима, он прожил долгую и честную трудовую жизнь, преодолев вместе со всем народом нелегкий путь возвращения на родину. Несмотря на возраст, Музафар-ага сохраняет бодрость духа, принимая активное участие в общественной жизни крымских татар.

Музафар-ага родился в 1938 году в селе Ускут (ныне Приветное Алуштинского региона), в семье Меджита и Ганиме Даглы. Музафар был четвертым ребенком в семье, всего у него было двое братьев и двое сестер.

«Наша семья жила в двухэтажном доме около мечети, — вспоминает Музафар-ага, — В ночь на 18 мая 1944 года, когда мы все спали, в дверь дома сильно постучали. Отец открыл, вошли двое солдат и сказали, что на сборы у нас есть 20 минут. Сказали, чтобы брали продуктов на десять дней, говорили, что будут боевые действия, а потом мы сможем вернуться. Они обманули нас.

Выселяемых собрали на площади, и под утро военные затолкали всех в грузовые машины. Нас отвезли в Симферополь, на железнодорожную станцию, и на товарном поезде отправили в Среднюю Азию. Кормили соленой рыбой, а воду не давали. Через 18 дней нас привезли в г.Бекабад, Узбекской ССР. Поселили в землянках. Многие люди умирали от голода и болезней. Погиб и мой 56-летний отец, через два месяца умер братишка, которому было 3,5 года.

Через год нас и другие семьи обманом, обещая вернуть обратно в Крым, вывезли в Таджикистан, в город Курган-Тюбе. Когда мы прибыли туда, сотрудники НКВД окружили нас. Все семьи распределили по колхозам и совхозам. Мы попали в колхоз им. Сталина. Благодаря тому, что старший брат Кадыр работал в колхозе трактористом, мы смогли избежать голода и выжить. Комендантский режим был очень жестким, если кто-то отлучался с территории спецпосления хотя бы на час или два, давали 15 суток ареста. С 8-летнего возраста я учился и работал на хлопковых полях, цапал, прореживал и собирал хлопок».

Окончив школу в 1955 г., Музафар Даглы поступил в строительный техникум в г. Душанбе. Окончив его, был направлен в Таджикобадский район, на комбинат жилищно-коммунальных предприятий. Проработав там три года, вернулся в столицу Таджикистана, работал инженером треста «Душанбестрой».

В 1967 году, после указа, разрешающего крымским татарам жить в Крыму, Музафар-ага отправился на родину. Приехал в Советский район, пытаясь устроиться на работу, где столкнулся с отнюдь недоброжелательным отношением властей к крымским татарам. Председатель сельсовета, к которому он пришел устраиваться на работу прорабом, сказал, что взял бы его, поскольку работы много, а те прорабы, которых он нанимал, день работали, а неделю пьянствовали, но только что пришло секретное распоряжение, грозящее уголовным делом за прописку или принятие на работу хоть одного крымского татарина, прибывшего не по вербовке.

Вербовочного листа у Музафара-ага не было, в Таджикистане, в отличие от Узбекистана, их не выдавали. Не найдя работы на родине, он вынужден был отправиться на Северный Кавказ, в город Нальчик. Увидев по дороге объявление о том, что на работу требуется прораб, он отправился туда. Его оформили за два часа. В течение шести лет проработал в СМУ «Курортстрой», участвовал в строительстве санаториев и грязелечебниц на курортах Кавказа. Избирался председателем профкома треста СМУ «Курортстрой», в коллективе  которого работало около двух тысяч человек.

В 1975 г. Музафар-ага вернулся к матери в Душанбе. В течение многих лет работал в строительных организациях Таджикистана и Узбекистана. За свой добросовестный труд Музафар Даглы неоднократно награждался правительственными премиями и грамотами, был награжден медалью ветерана труда. В 1994 году вместе со своей семьей он возвратился в Крым и поселился в Алуште.

Как и большинству крымских татар в процессе обустройства на родной земле, М.Даглы пришлось столкнуться со многими трудностями. До сих пор он пытается добиться выделения ему земельного участка, решение об отводе которого было принято местными властями еще в 2010 г. «Мне, 80-летнему крымскому татарину, незаконно высланному и репрессированному, льготнику, пенсионеру, администрация города Алушты продолжает отказывать в завершении оформления данного земельного участка, успокаивая тем, что таким же, как и я, 850-ти алуштинцам также отказано в завершении оформления земельного участка из-за якобы несоответствия места расположения земельного участка на схеме. Когда выселяли крымских татар, то за 15-20 минут власть отняла и дом, и землю, и имущество, а теперь, чтобы получить земельный участок для строительства жилья, крымскому татарину надо десятилетиями бегать по различным инстанциям, собирать кипы бумаг, оплачивать множество квитанций, терять здоровье, а затем в итоге получить отказ», — пишет Музафар-ага в письме, адресованном президенту России.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог