Курс валют USD 0 EUR 0

Гонка его жизни

Комментариев: 0
Просмотров: 766

 

Автоспорт пользуется большой популярностью на постсоветском пространстве и в мире. Трансляции автомобильных гонок неизменно собирают большую аудиторию. При этом, это технический вид спорта, и победа в нем зачастую зависит не только от мастерства пилота, но и от работы конструкторов и автомехаников. Стоит отметить, что признанные мастера в этой сфере есть и среди наших соотечественников, например, мастер спорта СССР Риза Нафеев.

 

За рулем с 10 лет

Риза Нафеев родился в 1950 г. в городе Джамбай Самаркандской области. «Моя мама была родом из Кучюк-Озенбаша, отец — из Багатыра. Эти села находятся рядом. Мой озенбашский дед был агрономом-садоводом. Дед по отцу был муллой в Багатыре. Отец, Решат Нафеев, прошел всю войну. Был награжден двумя орденами Славы», — вспоминает Риза-ага.

По его словам, водить машину он научился еще в детстве «За рулем я с десяти лет. Мой дядя был шофером, у него был сначала «Москвич», потом «Победа». Он меня сажал за руль, и вскоре я ездил лучше всякого шофера. У меня была тяга к автомобилям, я был ими болен. В автоспорт пришел через два года после армии, когда начал работать инструктором по вождению в Самаркандской автошколе ДОСААФ».

Начинал свою карьеру автогонщика Риза-ага на грузовиках «ГАЗ-51». Он с коллегами брал старые списанные машины и восстанавливал в свободное от работы время. На грузовых машинах участвовал в соревнованиях по автокроссу на Чупан-Ата, в окрестностях Самарканда. Риза-ага показывает вырезку из газеты того времени. Пожелтевший газетный лист рассказывает о том, как на областном автокроссе, посвященном Дню Победы, «в тяжелой и упорной борьбе на сложном холмистом маршруте трассы» победу завоевал коллектив Самаркандской автошколы ДОСААФ, а Риза Нафеев стал победителем соревнований в личном зачете.

 

«Мотор я никому не доверял»

Вскоре Риза-ага сменил грузовики на легковые машины и стал участвовать на «Жигули» в многодневных гонках — ралли. Но самым большим увлечением автогонщика стали багги. Багги – облегченный, высоко маневренный спортивный автомобиль, используемый в гонках по пересеченной местности.

«Чем отличается багги от обычного авто? У того есть кузов, а у багги рама. То есть максимально облегченное и нет лишних затрат, там крыло ударишь или перевернешься, на нем мы очень экономно ездили. Больших затруднений по ремонту не было. На изготовление багги иногда уходил год. Мы сами гнули трубы, подгоняли раму, собирали из запчастей. Каждый делал по-своему. У кого сколько фантазии хватало, так и делали. За свои средства приобретал запчасти», — рассказывает Риза-ага.

Он неоднократно выигрывал областные и республиканские соревнования, участвовал в турнирах союзного уровня.

 

По словам Ризы-ага, победа в соревнованиях зависела как от мощности самой машины, так и от мастерства ее водителя.

«Заставь простого шофера поехать на ней — он не сможет. Эту машину нужно чувствовать до последнего миллиметра», — говорит он. При этом, большое значение имела подготовка мотора для багги. «Мотор был стандартный, заводской. Но мы его форсировали. Мотор всегда готовишь сам. Мотор я никому не доверял. Там есть много хитростей. Я сделал один двигатель «шестерки» (ВАЗ-2106) в то время мощнее двигателя не было, он имел 79 лошадиных сил. Я его до того усилил, что когда повезли в Ташкент на тракторный завод, поставили на стенд и замерили — 126 лошадиных сил. Потом я летал в командировки в Таллин, Ригу, там были самые ведущие спортсмены. Зимой брал чемодан зелени, и за нее просил специалистов сделать необходимый распределительный вал. Благодаря этому получалось на несколько лошадиных сил больше. Разные там еще были секреты. Маховик, куда крепится сцепление на стандартном «Жигули», весил 6 кг. Мы его стачивали, облегчали, уменьшая вес до 3 кг. Так, по мелочам, выходила мощная машина».

 

Кровь победителя

Автоспорт не только зрелищный, но и весьма опасный вид спорта. Риза-ага рассказывает такую историю.

«В Джизак, на одно из соревнований, приехал известный космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. Ему было интересно, ему сказали, что узбекские гонщики «сильно гоняют». Моя машина на этих соревнованиях перевернулась и опять встала на колеса. У нее такое устройство, что если перевернулся, вновь станешь на колеса и едешь. Во время переворота, я как-то машинально, рефлекторно схватился за дуги, за раму. Последствия этого — раздавил два пальца. Кровь идет, а я продолжаю заезд. У нас всегда три заезда. Пришел вторым или третьим, меня врачи перебинтовали, пока шел перерыв 10-15 минут. И весь этот бинт пропитался кровью. Иду на третий заезд и прихожу на нем первым. В итоге у меня получилось второе место. Теперь стоим на пьедестале, и сам космонавт Леонов идет нас поздравлять. А у меня правая рука вся перебинтованная, в крови. Он жмет каждому руку, поздравляет, вешает медаль. Я даю ему левую руку. Он говорит: нет, ты мне вон ту руку дай. Я говорю, что она же в крови. Он говорит, это кровь победителя, и жмет именно ее.

У нас было правило: фамилия, инициалы и группа крови должны были быть написаны на щитке, чтобы в случае чего врачи не теряли времени. А у меня с этими гонками за пятнадцать лет живого места не осталось. Ребра переломаны, рука и нога сломаны, диски позвоночника сдвинуты. В нашем спорте нужно работать руками, ногами и головой».

  

Мастер спорта

Пик гоночной карьеры Ризы Нафеева пришелся на середину 1980-х годов. На чемпионате СССР в Тольятти в 1986 году он занимает пятое место среди 125 участников, в числе которых были и мастера спорта международного класса. За этот успех он получил звание мастера спорта СССР. В том же году его наградили Почетным знаком ДОСААФ СССР.

«Когда приехали из Тольятти, нас вызвал к себе Ходжаев, председатель ЦК ДОСААФ Узбекистана. Зашел к нему в кабинет, он лично пожал руку, поздравил. Оказывается, за всю историю автоспорта Узбекистана я, крымский татарин, первым получил звание мастера автомобильного спорта. В общем, дали 150 рублей премии. Чтобы подготовить машину к Тольятти, я вложил две тысячи», — вспоминает Риза-ага.

Р. Нафеев вырывается вперед на гонке в Алма-Ате, 1987 г.

 

В следующем 1987 году он занял первое место во время гонки в Алма-Ате, выиграв Кубок Казахстана и Средней Азии. Окрыленный успехом он отправился на соревнования союзного уровня, проходившие в тот год в Кишиневе. «Там я на втором круге шел вторым и уже начал поджимать первого. И тут у меня отрывается колесо и выскакивает вместе с полуосью. Усталость металла. До этого я выложился в Алма-Ате, и времени все проверить не было. Так я не смог выиграть. Если бы я знал, что так будет, то не поехал бы в Алма-Ату», — сетует Риза-ага.

Завершились его выступления на трассе в 1989 году. В тот год мастер спорта отправился на историческую родину — в Крым. В Симферополь приехал с рекомендательным письмом от  руководства узбекистанского ДОСААФа к своим крымским коллегам. В крымском ДОСААФе спортсмену, который тогда не имел собственного жилья, объявили, что готовы найти для него работу, но сначала он должен прописаться. Риза-ага до сих пор с обидой вспоминает тот момент. Он развернулся и ушел. Когда спустя год-два о нем вспомнили и пригласили на работу в ДОСААФ, он уже не мог бросить строительство своего дома.

«Спорт никогда не приносил мне прибыли, — говорит он. Это был азарт, потребность в адреналине».

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог