Курс валют USD 0 EUR 0

Выборы муфтия

Комментариев: 0
Просмотров: 867

Комментированное сообщение И. Гаспринского, опубликованное в газете «Переводчик-Терджиман»

1883. — 15 августа, №13

Вскоре крымские мусульмане избирают муфтия — своего духовного главу.

До последнего муфтия, покойного Али бея Хункалова1, на эту важную должность избирали лиц из духовной среды. И теперь большинство избирателей задумывается о том, избрать ли муфтия из духовных или из дворян… Признаться, есть о чем подумать. Муфтий, с одной стороны, лицо духовное, блюститель веры и нравов, с другой стороны — это администратор, заведующий большим хозяйством вакуфа2 и представитель духовных интересов мусульман перед властями и правительством. Духовное правление3, где он председатель, есть учреждение русское, обязанное действовать в большинстве случаев на основании [правил] и всегда согласно русским законам. Производство, главным образом, идет на русском языке. Отсюда ясно, что муфтий, чтобы действительно соответствовать своим обязанностям, должен быть арабистом и теологом, также европейски просвещенным и понимающим русские законы администратором… Иначе он не будет ни муфтием, ни администратором. Все несчастие наше в том, что у нас нет ни одного человека, совмещающего в себе религиозные и светские знания!

Есть весьма толковые и ученые — арабисты муллы4, но они не знают ни слова по-русски, не говоря уж [о] прочих необходимых знаниях.

Есть довольно просвещенные, сведущие мусульмане среди дворян, но они плохо знают по-татарски и совсем не знают по-арабски.

Таким образом, хотя грустно и больно, но правда ясна как солнце: у нас нет человека, вполне достойного на эту высокую и важную должность.

Однако избирать кого-либо надо. Вопрос [в том], кому отдать предпочтение — лицу ли, могущему быть администратором, но не муллой, или лицу, способному быть муллой, но не администратором.

Так как духовное правление состоит из шести членов, из коих пять (четыре уездных кадия и кадий аскер) люди духовные, знающие шариат, но не знающие ничего по-русски, то необходимо, чтобы хоть шестой член, т. е. муфтий, знал по-русски и понимал время и законы. Поэтому полагаем, что будет полезно избрать муфтия из лиц, знающих по-русски, ибо при пяти других членах – улемов5 для шариата ничего опасного произойти не может, а производство дел, охрана вакуфов, интересы населения будут лучше обеспечены.

Если выборы произойдут, то поговаривают о следующих кандидатах: Муддерис Смаил эфенди из Евпатории, Даирский муддерис Абдул Керим эфенди, Дерекойский имам Аджи Абибулла эфенди6 (все трое неграмотны по-русски), перекопский предводитель дворянства ст[ацкий] совет[ник] Абдувели мурза Карашайский7, бывший предводитель ялтинский Али бей Булгаков8, бывший участковый миров[ой] судья Умер мурза Караманов, генерал-майор Батыр Челеби Муфти-Заде9, Джан Арслан мурза Булгаков10 (все эти кандидаты не знают арабской науки)…

На ком бы ни остановился выбор собрания избирателей и утверждающей власти — молим Аллаха, чтобы избранник был честного прошлого, желающим сделать добро в настоящем и знающим хорошо по-русски, чтобы быть к тому способным.

 

1 Али бей Хункалов (1815/1820-1883) — представитель родовитого крымскотатарского дворянства, депутат губернского дворянского собрания, один из наиболее прогрессивных Таврических муфтиев (1881-1883).

2 Вакуфы — это недвижимое имущество и иные материальные средства, предназначенные для благотворительности, содержания культовых сооружений и системы религиозного образования.

3 Таврическое магометанское духовное правление — высший орган духовной власти мусульман в Таврической губернии, государственное учреждение, являющееся структурным подразделением МВД Российской империи, призванное выполнять комплекс мер, касающихся мусульманского населения.

4 В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.

5 Здесь представители духовенства.

6 Аджи Абибулла эфенди Муслюм эфенди-оглу (?-1895) – богослов, реформатор, будущий мудеррис (1889-1895) авторитетного, богатого и  влиятельного Зынджырлы медресе.

7 Абдувели мурза Карашайский — с 1866-1884 гг. состоял уездным предводителем дворянства Перекопского уезда, избирался непрерывно в почетные мировые судьи и земские гласные по Перекопскому и Симферопольскому уездам, был губернским гласным, директором тюрьмы, председателем училищного совета и т. д. Абдувели Карашайский пользовался огромным уважением и влиянием на всех поприщах уездной службы.

8 Али бей Булгаков (1849-1910 ?) — помещик, коллежский асессор, крупный землевладелец, член крымского отделения «Иттифак эль муслимин». Был гласным Таврического губернского земского собрания по Евпаторийскому уезду, депутатом Таврического дворянского собрания от Ялтинского уезда.

9 Батыр-Челеби Муфтизаде (1817-1886) — генерал-майор русской армии, отец   полковника Исмаила Мурзы Муфтизаде — первого историка военной службы крымских татар.

10 Джан Арслан Булгаков (1837-1902) — предводитель дворянства Феодосийского уезда, был одним из старейших деятельнейших членов земств; мирового института и дворянства Феодосийского уезда.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог