Безусловно, мирная созидательная жизнь намного предпочтительнее, чем постоянные конфликты, заканчивающиеся поражением одной из сторон и длительными восстановительными работами. При всем понимании, не всегда удается избежать конфликтов, ибо интересы и надежды на успех неизменны в человеческом обществе. Проходят века, тысячелетия, а на планете Земля никак не могут избавиться от войн. Притом, современники, рассматривая прошлые конфликты, нередко думают о неопытности прошлых поколений создавать мирные условия для жизни. Безусловно, они ошибаются, ибо противостояния начинаются у самых современных людей. Но опыт прошлого поучителен, он сдерживающий механизм новых конфронтаций, хороший учитель поиска компромиссов и соблюдения баланса интересов. Пережившие конфликт, через непродолжительное время, сравнивая жизнь до и после него, нередко поражаются абсурдности причин искусственно созданных проблем. В этом и заключается задача мудрых руководителей заблаговременно решать все вопросы.
Передо мной материалы 30-летней давности. Тогда возвращающиеся на Родину крымские татары столкнулись с искусственно созданными препятствиями восстановления их законных прав: в оформлении приобретенных домов и прописке в них, выделении земельных участков для строительства индивидуального жилья, трудоустройстве и т.д. Противодействия, оказываемые чиновниками, их аргументы, буквально через пять лет, уже казались комичными, алогичными, не имеющими никаких оснований.
11 сентября 1988 года в пгт. Ленино на центральной площади крымские татары попытались провести митинг-протест по поводу нерешаемых вопросов и заслушать отчет членов рабочей комиссии по прописке при райисполкоме. По информации правоохранителей, число собравшихся составляло 200-250 человек, но митинг был пресечен органами милиции. Как писала пресса в то время: «Задержано 57 нарушителей общественного порядка. Народные суды рассмотрели материалы в их отношении. К 47 применены штрафы в размерах от 50 до 800 рублей. На инициаторов Куртосманова и Берберова, согласно части 2-ой, статьи 185-1 Административного кодекса УССР, наложены штрафы в размере 700-800 рублей соответственно. Три человека получили предупреждение. К А. Джеппарову был применен арест на 5 суток, но учитывая ходатайство его трудового коллектива, эта мера наказания заменена штрафом в размере 50 рублей».
В населенных пунктах района начали проводить сходы граждан и принимать на них резолюции, которые активно печатали СМИ. Приведем некоторые выдержки из них.
«Участники сходов осудили поведение крымских татар, указав на то, что подобные выступления не только подрывают обстановку дружбы и доверия между людьми различных национальностей, наносят вред интернациональному воспитанию, но и вносят серьезный разлад в экономическую жизнь хозяйств района в целом, поскольку отрывают большое количество людей от основной работы, порождают нервозность, сбивают производственный ритм. Справедливо отмечалось предвзятое отношение крымских татар к работе комиссии райисполкома по вопросам прописки. Высказывались предложения предъявить, в соответствии с законом, требования к неработающим лицам крымскотатарской национальности. Трудовые коллективы считают, что тунеядство, подстрекательские действия несовместимы с нормами социалистической морали».
«Многие крымские татары понимают, что одним росчерком пера всех проблем не решить. Но часть татарского населения продолжает выставлять старые лозунги о национальной культуре, национальной литературе, о свободе купли жилья в обход существующих законов. Но кто отнимал право петь свои национальные песни, создавать свои ансамбли, читать свои книги, общаться на родном языке? Нет таких запретов. Однако не чувствуется и большого желания у татарского населения района покупать в книжном магазине на своем языке, создавать национальные хоры, музей национальной культуры и истории… С тревогой отмечают педагоги и воспитатели, что и среди детей крымских татар начинается это не нужное деление, отчуждение от других детей. Нет этому оправдания. Только тупиковая ситуация в будущем может породить подобное воспитание в любой семье».
Об абсурдности обвинений тридцатилетней давности, наверняка, сегодня заявит любой здравомыслящий крымчанин. Ибо трудно представить необходимость разрешения каких-то комиссий для свободной купли-продажи недвижимости, регистрации по месту жительства граждан, а также обвинений в тунеядстве, то есть нежелании работать. А встанет вопрос: как зарабатывать и на что жить? На фоне повсеместно функционирующих музыкальных, хореографических и других крымскотатарских коллективов, безусловно, вызывают улыбку прошлые заявления о нежелании их создавать, когда, как мы знаем, появлялись они благодаря, в первую очередь народной инициативе. Сама жизнь отмела все эти надуманные обвинения. Но сколько пришлось народу пережить, преодолеть искусственно создаваемые препятствия. Не выиграло бы все крымское общество, если бы процесс возвращения и обустройства репрессированного народа давно завершился?
Старых проблем и в настоящее время остается немало. Не прекращаются разногласия в вопросе наделения граждан земельными участками для строительства индивидуального жилья. Опыт прошлого поучителен. За тридцать лет на пустырях возникли жилые микрорайоны, их население трудится на общее благо Крыма. Создание условий для жизни и труда – не это ли главная задача государства? В этой связи, хочется надеяться не только на лучшее будущее, но и с благодарностью оценивать прошлое.
comments powered by HyperComments