Статья И. Гаспринского, опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман»
1883. — 20 апреля, №2
Знания — лучшие украшения человека. Они отличают его от прочих [созданий]. Подумаем, не знание ли дает нам понятие о Создателе и творениях Его? Не оно ли обращает все силы природы в покорных слуг человека? Можно ли представить себе что-либо могущественнее знания? Европейские народы обязаны знаниям, что спокойно живут под управлением человеческих законов и порядков, тогда как народы Азии (без знания) не имеют спокойствия и обеспеченности, управляемые божественным справедливым шариатом.
Англичане обязаны знаниям, что с помощью небольшого войска могут занять столицу Китая, тогда как это трехсотмиллионное государство не в силах усмирить восстание какой-либо своей провинции.
Не говоря о многом, если мы обратим наше внимание на «пар» и «электричество», то увидим, какую громадную силу они представляют для прогресса цивилизации: один, приводя в движение пароходы и машины, работает для нас, вырабатывая более, чем то, [что] могли бы сделать тысячи рабочих. Другое, в форме телеграфа, служит нам вестником для отношений, передавая менее чем в минуту сведения с одного конца света на другой, обращая, таким образом, мир в совещательную залу человечества!
Знания — это нечто столь сильное, что благодаря им слабое существо человека делается повелителем и султаном света; при незначительной воле приневоливает природу; отделяет друг от друга части света; соединяет друг с другом моря; в пустыни проводит воду; на водах создает сушу. Благодаря знаниям человек из всего извлекает себе пользу и удовольствие, заставляя служить себе все силы природы. Образует государства, в пределах коих не заходит солнце; строит города, где ночью так же светло, как днем!
До кой же поры мы-то будем погружены во мрак невежества? Господа и эфендии1, откроем же, наконец, наши глаза: взглянем на самих себя и сравним свое состояние с таковым других народов.
Учитель и мастер всего — это знание. Все произведения европейской цивилизации — от нитки до иголки — изучаются и создаются силой знания и училищ.
Если так, то отчего же мы столь бездеятельны? Неужели ложное мнение некоторых невежд и фанатиков, что знания вредны для веры, останавливают нас? Думать, что науки: география, геометрия, логика, история, [которые] показывают нам истину вещей, приносят вред — равносильно предположению, что от жары вода замерзает, а от холода кипит.
Так как в последующих номерах мы будем много говорить о цивилизации и исламе, то пока остановимся, напомнив божественное приказание — «учиться наукам от колыбели и до гроба».
1 Форма вежливого обращения к мужчине.
comments powered by HyperComments