Эльдар СЕИТБЕКИРОВ, «ГК»
Газетные публикации в научных исследованиях имеют одно из важных значений, по сути это первоисточник в раскрытии событий прошлого. При этом их ценность заключается в том, что одни и те же события различные издания оценивают по-разному, а это основа для объективного понимания общественно-политических процессов. Читатели «Голоса Крыма new» уже знакомы с материалами крымскотатарских газет «Голос татар» и «Крым» за 1917-1918 гг., которые мы призываем изучать и дальше. В сегодняшней рубрике дополнительно предлагаем две публикации из кадетской газеты «Южные ведомости», являющиеся ценным источником по истории крымскотатарского национального движения.
Печать
«Голос Татар», 2 сентября 1917 г.
Газета «Ялтинский Голос» в №117 от 19 августа сильно сетует на крымских татар, отвернувшихся от своих «благодетелей» и «покровителей» в 4-х государственных думах – кадетов и кинувшихся в объятия с. р. (социалистов-революционеров, т.е. эсеров. — Э.С.). Газета пишет:
«Наши татарские сограждане заговорили с нами на общегосударственном языке: они издают газету «Голос Татар». Из этой газеты мы узнали большую новость: крымские татары целиком стоят за партию с. р. и требуют превращения России в федеративную республику. Рядом с этим газета занимается ловлей контр-революционеров и сильно ругает кадетов, тех кадетов, которые во всех четырех государственных думах энергично защищали интересы русских мусульман.
Да, тех кадетов мы прибавим от себя, которые наиболее ревностно и рьяно проповедовали раздел «больного человека» — Турции, присоединения к России Константинополя и проливов, совершенное изгнание турок из Европы куда-то в дебри Малой Азии.
Это уже явилось изнанкой любви к нам, татарам, кадетов, которые в заботе о нас зашли слишком далеко и в слепой своей недальновидности совершенно упустили из виду, что турки, с которыми мы воюем, следовательно, это относится к области политики, являются в то же время родственным нам, татарам, народом по вере и происхождению и что бесчисленные нити племенного и семейного характера связывают нас с османскими турками, и что такая грубая проповедь наших империалистов о совершенном упразднении турецкой империи слишком больно отзывается в нас, и после всего этого еще прислужники кадетов осмеливаются бросить нам в лицо упрек в черной неблагодарности.
Далее газета удивляется тому, как это мы, татары, имея в своей среде такую массу самых разнообразных социальных положений, умудрились все до единого превратиться в убежденных с. р.
Все русские татары – за партию с. р. Неужели все татары, несмотря на имеющиеся в их среде глубокие социальные различия, стали поголовно убежденными социалистами? Ведь и среди мусульман имеются богатые и бедные, горожане и крестьяне. Каким чудом интересы всех мусульман слились воедино? Достаточно хоть немного быть знакомым с внутренней жизнью татар, чтобы знать, что социальные трения среди них существуют в неменьшей степени, чем и среди других наций, что среди них существуют глубоко консервативные течения. И все же чувствуется, что татары отодвинулись влево. Почему?
Тут газета уже начинает наивничать. Газета напрасно не желает понять, что если образовалась татарская партия с определенной программой, приближающейся к программе с. р., то это не значит, что все татары без различия классов, слепо, ни в чем не разбираясь, а повинуясь лишь стадному чувству, примкнули к этой партии. Нет, это значит, что прежде всего программу эту признали первые создатели, первые инициаторы ея – татарская революционная демократия и, наконец, мелкая буржуазия. Мурзы и вообще крупная буржуазия, некоторая часть духовенства – все они сразу, ознакомившись с создавшимся новым течением среди татар, откололись и заняли особую выжидательную позицию. Тем временем идеи, вложенные в программу партии, разлились по всему Крыму, встречая повсюду, особенно в необозначенных слоях татарского населения, живой отклик и сочувствие.
Спрашивается, в чем же заключается секрет такой популярности, такого изумительного успеха программы младо-татарской партии?
Можно еще шире поставить вопрос и спросить, чем объяснить громадный успех социалистических партий вообще в России, какая у них притягательная сила, чем они завоевали себе то положение, ту силу, которыми пользуются ныне? Да просто тем, господа, что трудовой русский народ и в частности трудовой татарский народ до революции находились в тройном рабстве: у слуг и приспешников самодержавия, у дворян и духовенства. Этот тесный и дружный триумвират держал в железных тисках и тело, и душу трудового народа, всячески старался убивать в корне, в зародыше все стремления этого народа к свету, к свободе. Нарочно, в своих личных классовых интересах, бюрократия и буржуазия держали несчастный народ во тьме и невежестве, никогда не давали ему повода и возможности думать, что этот загнанный и забитый народ в сущности хозяин земли Русской. О, правящие классы этого боялись больше всего.
Они отлично понимали и чувствовали, что они просто-напросто грабители и разбойники на большой дороге, что они догола обобрали и раздели этот народ: лишили его земли, которую, начиная с царя и кончая последним дворянином, разделили между собою, а трудовой народ все время держали в кабале и сосали из него все жизненные соки. И после всего перенесенного и пережитого народом нечего удивляться, делать большие глаза и задавать такие наивные на первый взгляд вопросы, почему народ отодвинулся влево?
Дальнейшие рассуждения газеты на эту тему мы оставляем без ответа.
Лишь скажем одно, что османские турки дороги русским татарам лишь в духовном отношении: единая вера и единое происхождение составляют тот цемент, те связующие звенья, которые с давних времен спаяли татар с турками. Но следует помнить, что это лишь в отношении духовном. В политическом же отношении мы чужды друг к другу. То государственное и социальное устройство, которое существуют у турок, для татар никоим образом неприемлемо. Младотурки – те же кадеты и ярые националисты, захватившие весь трудовой турецкий народ в свои цепкие руки. Настоящая новая Россия фактически вполне демократическая страна и крепка наша вера, что несмотря на все потрясения, что поборов все невзгоды и все несчастья, обрушившиеся на нас, Россия, наша общая Родина, оправится от всего этого и будет сильной и могущественной и займет то же почетное положение среди мировых держав, как и прежде.
«Крым», №21, 29 июня 1918 г.
Премьер-министр Крымского Краевого Правительства сим объявляет, что, закончив переговоры с представителями Германского Правительства, принявшими основные положения обнародываемой ныне декларации, он передает всю полноту власти составленному им Крымскому Краевому Правительству.
Премьер-Министр Сулькевич, 12/25 июня 1918 г.
***
Образованное ныне генерал-лейтенантом Сулькевичем Крымское Правительство, представляющее собою Верховную власть в Крыму, доводит до сведения всего населения полуострова о тех началах, которыми оно будет руководствоваться в своей деятельности.
Крымское Краевое Правительство ставит своей задачей сохранение самостоятельности полуострова до выяснения международного положения его, восстановления законности и порядка.
Считая одним из самых важных вопросов текущего момента справедливую постановку земельной реформы, Краевое Правительство полагает воспользоваться для удовлетворения земельной нужды всех граждан Крыма без ограничения сословий земельным фондом Крестьянского Банка, имеющего войти, как особый отдел, в Ипотечный Банк, а равно землями, принадлежащими государству. Удельные земли признаются государственной собственностью Крыма, за исключением личных имений бывшей царской фамилии, следующим общим основаниям восстановленного права собственности.
* * *
Состав Краевого Правительства
Премьер-министр и министр внутренних, военных и морских дел Сулейман Сулькевич.
Заступающий министра внутренних дел, товарищ министра Князь Сергей Горчаков.
Министр земледелия, краевых имуществ и снабжений Тамас Рапп.
Министр иностранных дел Джафер Сейдамет.
Краевой контролер и краевой секретарь и временно управляющий министерством исповеданий народного просвещения Вл. Налбандов.
Министр путей сообщения, общественных работ, почт и телеграфов Лев Фриман.
Министр финансов, промышленности, торговли и труда и времено управляющий министерством юстиции граф Влад. Татищев.
* * *
Государственный язык
«Государственным языком Крыма признается русский» — татарский и немецкий языки допускаются только для сношений с государственными и общественными учреждениями. Власть совершенно не считается ни с постановлением Парламента, установившим в Крыму два государственных языка – татарский и русский, ни с естественным правом татарского народа, завоевавшего это право в борьбе за независимость Крыма – на свой язык. По-прежнему в Крыму будет один язык, а татарский остается языком «инородцев», языком граждан второго разряда.
* * *
«Бывшие» люди
«Лица, служившие в Крыму, неправомерно уволенные после второго марта 1917 г., могут подать заявления Краевой власти о восстановлении в нарушенных правах».
В этих немногих словах вполне определяется сущность власти. Значит, все полицейские, жандармы, охранники и прогнанные народом в порыве священного гнева «могут» подавать заявления о восстановлении в правах. Если принципиально допускается такое «восстановление», если в декларации специально об этом упоминается, то из этого необходимо сделать вывод, что мы, бывшие граждане, опять будем отданы на попечение «держиморд» и жандармских «архангелов».
* * *
Гражданство
Вопрос о крымском гражданстве не встретил бы с нашей стороны особых возражений, если бы не было злой иронией название обывателей Крыма гражданами.
* * *
В защиту шариата
«Южные ведомости», №117, 27 мая, 1917 г.
Вчера в мечети Крымского конного полка после богослужения состоялся импровизированный митинг, на котором преобладал солдатский элемент. На митинге группа солдат, выразив доверие нынешнему составу Магометанского духовного правления, заявила резкий протест против наблюдаемых женских «вольностей», которые она усмотрела в открытом появлении на улице мусульманских женщин и в совместных занятиях учителей обоего пола на происходящих сейчас в Симферополе педагогических курсах. По их мнению, это есть нарушение шариата. Группа протестантов нашла поддержку и сочувствие большинства аудитории. Трезвые возражения и голоса отдельных лиц мгновенно наэлектризовали слушателей и создали атмосферу озлобления и грозы. Немедленно явившийся на собрание председатель Вакуфной комиссии Джафер Сейдаметов обратился к слушателям с успокаивающей речью, в которой указал на печальное заблуждение протестантов и подчеркнул, что женские «вольности» в настоящее время санкционированы всеми мусульманскими учреждениями и организациями, в том числе минувшим Всероссийским мусульманским съездом, на котором участвовали улемы и авторитеты в вопросах шариата.
Речь г.Сейдаметова не внесла успокоения, наоборот, еще сильнее распалила страсти. Видя бесплодность своих увещеваний, Сейдаметов обратился к более спокойной части собрания с предложением покинуть собрание вместе с ним, что те и сделали, и оставшиеся вскоре вышли из мечети и, разбившись на отдельные группы, образовали летучие митинги, возбужденно обсуждая происшедший инцидент.
* * *
Ялта
«Южные ведомости», №134, 16 июня, 1917 г.
Первое собрание Ялтинского мусульманского общественного комитета. В помещении Ялтинской земской управы состоялось организационное собрание Ялтинского уездного мусульманского общественного комитета.
Всего от пяти волостей уезда съехалось 54 делегата. Кроме них на собрании присутствовали члены Центрального мусульманского исполнительного комитета: Дж.Сейдаметов, С.-Д.Хаттатов, А.Озенбашлы и А. С. Айвазов.
Председателем собрания избран С.-Д.Хаттатов, секретарем У.Баличев. В речах всех ораторов красной нитью проходила мысль о необходимости создания такого общественного органа, который смог бы под своим флагом объединить татарское население всего уезда.
Выяснилось, что таким органом, который пользовался и доверием и единодушной поддержкой татар, может быть только исполнительный орган уездного мусульманского комитета. Основываясь на таком выводе, собрание постановило учредить исполнительное бюро мусульманского комитета из 12-ти членов, причем в состав его должны войти: по одному делегату от каждой из 5-ти волостей уезда и 7 из числа делегатов настоящего собрания.
Избранными путем подачи записок оказались: Джафер Аблаев, Усеин Баличев, Эскендер Аметов (все трое – члены Ялтинской уездной земской управы), Б. Мердишаев, А. Баличев, К. Якубов (двое последних – народные учителя) и Темир Хая Эфенди.
От волостей: Сеит Мурат Дервишь – от Алуштинской, Мамбет – от Кучук-Узеньской, А. Хатипов – от Дерекойской, Аксеит Эфенди Мухтерем – от Богатырской и Менглибаев от Байдарской.
В заключение с речью выступил член земской управы Дж. Аблаев, охарактеризовав будущую работу бюро как служение народу в осуществлении его национальных задач, в устроении национально-политической и культурной жизни татарского народа, оратор указывает на необходимость широкой материальной помощи избранному бюро. Призыв имел блестящий результат: тут же, среди присутствующих, собрано свыше 6-ти тысяч рублей.
Первое заседание исполнительного бюро состоялось в пятницу, 9-го июня. Председателем бюро избран Джафер Аблаев, товарищем председателя – К.Якубов, секретарем — Эскендер Аметов.
Исполнительное бюро на первом же заседании пошло прямо к цели: 3 члена бюро командированы по волостям уезда вербовать слушателей на курсы пропагандистов. Курсы двухнедельные, занятия начнутся 15-го сего июня в Ялте. Существовать курсы будут на средства просветительной комиссии, образованной ялтинским земским собранием. Курсистам бесплатно предоставляется помещение, обед и ужин. Условие для приема на курсы – грамотность.
comments powered by HyperComments