Курс валют USD 0 EUR 0

Борьба в сфере жизни

Комментариев: 0
Просмотров: 564

Очерк И. Гаспринского, опубликованный в нескольких номерах газеты «Переводчик-Терджиман»

 

1886 г. – 11 февраля, №10

Вы знаете, что люди часто борются, бьются при помощи пушек, ружей и т. п. Вы знаете, что в короткое время борьбы и войны гибнут тысячи людей, иногда целые государства, но вы едва ли знаете, что существует между людьми постоянная, непрестанная, бескровная борьба за жизнь, борьба за кусок хлеба, более тяжелая и беспощадная, чем война с потоками крови! Вы скажете: какая это такая борьба за жизнь, что это за война?

Постараюсь объяснить самым доступным образом. Обыкновенная война в несколько месяцев или лет, требуя чрезвычайных жертв и потрясений, прекращается. Убитые сходят со сцены, оставшиеся понемногу оправляются, и через неизвестное число лет народ и государство при энергии и труде могут возвратить себе то же благосостояние, кое было до войны.

Но не такова вечная борьба за существование. Она ведется без конца, из года в год, из века в век. Эта борьба может сгубить не только определенную часть людей данного народа или государства, но целое во всем его объеме; может погубить не только тысячи солдат, но целые миллионы народа.

Огненная, кровавая война ведется при помощи оружия в образе пушек, ружей, сабель, ножей и проч[его]; в борьбе за существование люди вооружаются знаниями, искусствами, науками! Беда тому, кто не владеет этими источниками жизни.

Чтобы читатели понимали нас лучше, будем говорить примерами.

Допустим, что для удовлетворения жизненных потребностей известного лица необходимо расходовать в год пятьсот руб.

При меньшей сумме он уже будет терпеть недостаток и лишения. Следовательно, человек этот должен заработать, приобрести эту сумму. Если он эту сумму не в состоянии заработать, то он или задолжает, вследствие чего положение еще более затруднится, или должен расходовать сделанные ранее запасы в виде капитала, земель и прочее, причем через известное время останется без ничего, и расходовать менее, чем вызывают потребности, т. е. лишает себя многого из необходимого по невозможности достаточного заработка.

Нехорошо быть обремененным долгами, нехорошо уничтожать экономию и богатства, оставленные предками, но трудно примириться также с необходимостью сидеть летом без свежей, прохладной воды, а зимой без дров и тепла! Положение предоставляет лишь один выход: во что бы ни стало зарабатывать столько, сколько необходимо для удовлетворения потребностей, конечно разумных, необходимых для поддержания жизни и здоровья.

Но как заработать? Нет спора – людей питает Аллах; но это обусловлено Им разумной инициативой человека, не иначе. Труд и деятельность, науки и искусства, промышленность и торговля – вот пути, ведущие к заработку и удовлетворению потребностей жизни.

Представь себе, что человек, коего мы взяли примером, – башмачник. Он в день шьет, строчит пару башмаков. Базарная цена им пять руб[лей]. Следовательно, ему за труд и искусство остается два руб[ля] заработка. На эти два рубля он, положим, без нужды живет день. Но вот появляется на этом базаре другой башмачник. Этот при помощи машины шьет и строчит в день две пары башмаков и также нуждается в двухрублевом заработке для своей жизни. Материал двух пар башмаков стоит 6 рублей, так что этот мастер может предложить свой товар не по пять рублей, а по четыре рубля.

Каждый поймет, что пока не расторгуется мастер, работающий скорее и, следовательно, дешевле, наш первый башмачник не продаст свое изделие. Кто ему даст пять рублей, когда другой за то же самое просит лишь четыре рубля? Из этого маленького примера видно, что башмачник, умеющий работать на машине, затруднит существование первого, не даст ему ходу, оставит без работы и голодным. Вот война, война беспощадная, но в то же время естественная и законная. В силу таких же условий человек умный идет впереди глупого; ученый впереди невежи, искусный впереди неискусного. Идущий сзади должен довольствоваться только тем, что оставит ему идущий впереди. Таков закон жизни. Не дай Бог оставаться позади!

То, что мы сказали об одном человеке, применяется и к целым народам и государствам. Если племя или государство не может добыть себе все необходимое, то должно проживать накопленное ранее богатство или должать. В том и другом случае оно хиреет, болеет, падает и гибнет в мирной борьбе за жизнь. Вот почему каждое государство хлопочет и заботится о просвещении, преуспевании и благосостоянии всех жителей, иначе плохо придется самому государству наряду [с] други[ми] в борьбе за существование.

  1. – 14 февраля, №11

В предыдущей статье мы сказали, что башмачник, работающий на машине, не дает ходу работающему ручным способом. Допустим, что базар ежедневно предъявляет запрос на две пары башмачков. В этом случае две пары дешевых машинных башмаков найдут сбыт и удовлетворят требование. Пара башмаков другого мастера, работающего ручным способом, как более дорогие, а затем и ненужные, останутся на руках, и мастер должен голодать. Вот этот примерный базар и есть пояс борьбы, борьбы в искусство, борьбы [за] то или другое превосходство или преимущество.

Возьмем еще другой пример: на базаре спрос на красный сафьян1. Естественно, что мастера работают и доставляют его для продажи и заработка. Дело идет хорошо. Но вот, по той или другой причине, сафьян прекращается, ищут черный сафьян. Наши мастера, не ведая о совершившейся перемене, везут по-прежнему красный сафьян. Никто не берет или приходится отдавать в убыток и наносить себе вред. Между тем, другие, более дальновидные, влиятельные и сведущие мастера, заблаговременно проведав в чем дело, доставляют на базар черный сафьян и торгуют вдвое, втрое против обыкновенного.

Этот пример [по] казывает нам, что бдительность, внимание к делу и жизни и знание дадут человеку большое преимущество, коим он побивает зевак и несведущих.

Вообще, закон жизни таков, что в торговле, ремеслах, земледелии и прочем победитель тот, кто больше знает, кто лучше знает. Это относится одинаково как к отдельным единицам людей, так [и] к обществам, племенам и государствам.

Всем известно, что иностранные товары, привозимые в Россию, оплачиваются большой и тяжелой пошлиной. Пошлина служит главным образом для защиты русской промышленности, ибо без этой защиты англичане, немцы и другие народы, как более искусные, чем мы в производстве, например, мануфактурных изделий, доставили бы [в] Россию свой хороший и дешевый товар, который не дал бы вовсе ходу московским фабрикам, оставив их и рабочих без работы и хлеба.

В мануфактурном деле нам нельзя спорить с англичанами или французами: где появятся они, мы должны уходить! Где их товары, нашим нет ходу. Но, слава Богу, наше правительство защищает свое народное производство от сильной конкуренции. Но есть немало стран и государств, кои не могут поступить так же. Например, Турция в силу старинных договоров и привилегий, данных европейцам в прежние времена, не может брать большой пошлины с привозимых иностранных товаров. Поэтому европейские товары наводнили все турецкие базары и убили почти все местное производство. Конечно, немыслимо турецкому ткачу бороться с английским: первый отрабатывает пуд хлопчатки, может, в десять дней, второй делает то же при помощи машин и знаний в один день!

Европейцы охватили своей торговлей весь свет, всюду их [товары] предпочитаются местным. Почему? Потому, что европейцы сильны знаниями, сильны искусствами.

Немцы, вообще, хорошо понимают дело и науку земледелия. Поэтому, где они ни появятся, [земли] переходят к ним. Русский или мусульманин ценит свою землю в пятьдесят руб[лей], немец предлагает сто и покупает. Не думайте, что он обманулся, обманулись мы! Вот простая причина перехода множества русских и мусульманских земель в Крыму в руки немецких колонистов.

Из сказанного очевидно, что человек или общество, если уступает в знаниях, деятельности, вообще, в цивилизации другому – должно быть побеждено, разорено.

С этой точки зрения посмотрим на положение крымских мусульман. Чем мы поддерживаем наше существование как особое общество в ряду таких же других? Нашими ремеслами? Нет, ибо туфли, колпаки, казаны, ножи и прочее, производимое нами, никто не покупает, кроме нас самих.

Может быть, мы шибко, широко торгуем? Нет, наши лавчонки существуют лишь за счет самих же мусульман. По всему Крыму едва можно насчитать трех-четырех купцов мусульман, ведущих торговлю далее своих приходов и деревень.

Для существования остаются два средства: наследственные земли, сады и собственная спина. Но, увы, земли постепенно распадаются, а черной работой далеко не уйдешь. Если бы неуменье и простоватость были бы добрыми качествами, то все крымцы были бы святыми!

 

  1. – 18 февраля, №12

В предыдущих статьях мы сказали, что: 1) для правильной, обеспеченной жизни необходимо, чтобы заработок соответствовал потребностям; 2) на накопленное богатство или в долг жить долго нельзя; 3) для заработка необходимы знания, труд, ремесла; 4) более искусный, более трудолюбивый человек всегда станет впереди невежи и лентяя; 5) правила эти могут применяться одинаково как к отдельным людям, так и к целым народам.

Имея мерой указанные правила, бросим беглый взгляд на жизнь русских мусульман. В Крыму и на Кавказе мы видим между ними превышение расхода над доходом, что ведет к постепенному уменьшению богатства и землевладения. Ремесленники наши, отставшие от требований времени, постоянно [отстают], ибо предметы их производства все менее и менее требуются на рынке.

Наш торгующий люд, по ограниченности знаний и сведений, не может вести самостоятельно торговое дело и находится в зависимости от более способных и знающих коммерсантов других национальностей, коим уплачивают изрядную комиссию, иначе проценты, за незнание.

Мусульмане, проживающие по Волге, Уралу и в Туркестане, имеют другие особенности. Башкиры, например, не умея ценить значение земли и земледелия, распродали свои громадные земли, нередко получая за десятину фунт чаю и пять фунтов сахару!

Обширное население киргизских степей до сих пор не может осознать пользу оседлости и продолжает бродячую жизнь пастуха.

Вслед за русскими войсками в Туркестанские страны направилась масса купцов и торгующих мусульман с Волги и Урала. Особые условия новопокоряемых стран, незнание туземных языков и условий жизни удерживало купцов – не мусульман от немедленных торговых сношений с этими странами. Но с течением времени, когда край вполне замирился, дороги и почта облегчили сношения, русские, евреи, армяне и другие начали деятельную конкуренцию с татарскими купцами и завели прямые [связи] с Бухарой и даже с Кашгаром. Заинтересованные из них успели даже немного освоиться с тюркским и персидским языками.

Таким образом, первенство мусульманских купцов в среднеазиатской торговле и промышленности начало падать, вызывая жалобы на ухудшение дел сравнительно с недавним прошлым. Однако, тем не менее, влияние волжских и сибирских мусульман в азиатской торговле довольно видное, но, к сожалению, их коммерческая деятельность не знает [границ] далее Ирбита, Макария и Москвы.

Иногда год, два, оставив семейства и покой, они странствуют по степям Средней Азии на верблюдах и лошадях, но не решаются хоть на две недели отлучиться в европейские страны по железным дорогам.

Понятно, что им не хватает знаний, по крайней мере, знания одного иностранного языка, иначе они, как люди, обладающие и энергией и любовью к торговому делу, также смело направились бы в Лондон, как странствуют до Кашгара.

Недавно нам из Бухары писали, что в городе [появился] некий немец из Германии для скупки и сушки бараньих кишок, и что в короткое время он изучил местный язык. Вот пример торговой энергии и деятельности.

В заключение из всего сказанного приходится сделать следующее поучение: чтобы быть всегда сытым и обеспеченным, чтобы не быть побежденным и затертым на поле жизни как одному человеку, так и целым обществам, необходимы труд, энергия и знания.

Если сосед обрабатывает свои поля железным, т. е. более совершенным плугом, ты сделай то же, иначе рано или поздно он перекупит твою землю, которую ты не умеешь обрабатывать. Если сосед твой работает усовершенствованными, новыми орудиями – постарайся о том и ты, иначе, как производящий более и лучше тебя, не даст ходу твоим произведениям – и ты останешься голодным.

Словом, надо прогрессировать, улучшать и улучшаться. Кто не идет вперед – идет назад. Это давно известно.

Рычагом прогресса служат знание, воспитание и, вообще, науки; а эту великую силу люди могут приобрести из книг и из училищ. Развитие литературы, грамотности и хорошей учебной системы – вот первое необходимое дело каждого народа.

 

1 Сафьян – кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог