Курс валют USD 0 EUR 0

ВСЕ, ЧТО СЕРДЦУ ДОРОГО,  В ПАМЯТИ ХРАНЯ…

Комментариев: 0
Просмотров: 601

Сафинар Таирова

 

 

Лидия ДЖЕРБИНОВА

 

Шумят листвой седые тополя,

Стрекочет хор кузнечиков в траве.

Мне это солнце, небо и земля

Дороже жизни и всего родней.

Юрий Соловьев

 

Никогда не сотрется в памяти та страшная ночь 18 мая 1944 года, поглотившая за 15 минут все нажитое годами, взлелеянное поколениями, и оставшаяся во снах воспоминаний израненной детской души. Казалось, что этот жуткий сон прекратится и наступит, наконец, счастливое пробуждение в родном доме…

Дурманящий запах свежеиспеченного хлеба. Мама, как обычно хлопочущая на кухне. Веселые переливы соловьиных трелей, доносящиеся из сада в раскрытые окна второго этажа. Уже чувствовалось лето первого после освобождения Крыма года. Но страшный сон не кончался, обрастал новыми подробностями и длился почти месяц, с окончанием каждого дня умирала надежда на пробуждение в родном доме, доме, который снится по сей день. Как и раньше, он стоит на центральной улице овеянного славой предков села Коккоз Бахчисарайского района. Недалеко от дома находится реставрированная в 1990-е годы величественная мечеть, стены и фундамент хранят тайны, неведомые нам, и о которых можно только догадываться. Картину утопающего в зелени фруктовых деревьев сада завершает речка Коккозка, где летом шумели детишки, плескаясь в теплой воде. Как же было хорошо! Сейчас в их доме живут другие люди. Со своей судьбой и своим мировоззрением.

Ну а воспоминания сверлят мозг и будоражат сердце Сафинар-тата Таировой, которая родилась в этом доме 28 января 1939 года. Она очень любит свое село, любовь, к которому  передавалась из поколения в поколение. Этому подтверждение — название улицы Коккоз в 7 микрорайоне Бахчисарая. Она названа по инициативе племянников Сафинар-тата — Таира и Талята, сыновей  брата, активного участника национального движения за возвращение в Крым, Акима Люманова, ныне покойного.

Вернувшись из депортации, он жил в селе Танковое, немного не доехал до родного Коккоза — не получилось. Чуть ближе, в Голубинке (Фотисала), живет сын Шевкета Таирова — Энвер. Старший, Нариман, умер в Бахчисарае. Младшая дочь Лиля так и живет мечтой о Коккозе в Узбекистане.

Леман и Куртпике Таировы с внуком и дочерьми: Сафинар, Надие и Ленарой

 

Семья Лемана Таирова, отца Сафинар-тата, пользовалась особым уважением односельчан. Колхоз занимался садоводством, выращиванием табака и роз. Он работал завхозом, бригадиром садоводов. В 1936 году на выставке сельского хозяйства в Москве он удивил всех своим мастерством обрезки деревьев и получил за это грамоту. Мать Сафинар-тата – Куртпике  родилась в 1904 году в деревне Янджу, в семье Абдул Меджита и Айше. С приходом Советской власти отец все имущество сдал государству. Выйдя замуж в 1924 году за Лемана Таирова, Куртпике не гнушалась никакой работы, хотя и выросла в семье, где в сезон работали наемные девушки, но все члены семьи трудились с ними наравне. Родительская семья была большая и очень уважаемая. Благодаря наемным работницам, все дети семьи знали русский язык, и даже пели песни на русском языке. Куртпике, будучи замужем, успевала и по хозяйству в доме и уделять материнское тепло шестерым детям.

Дом Таировых в Коккозе

 

Спокойную жизнь нарушила война. Леман-ага получил секретное задание от разведчиков-подпольщиков. Он умудрялся доставать разведданные. После освобождения Крыма его забрали в трудармию, а семья в результате депортации оказалась в колхозе «Шуро» Наманганской области Узбекистана. Старший брат, Шевкет, из Хакулабадского хлопкозавода перебрался в Наманган и работал рабочим на дизельной электростанции. Директору понравился смышленый трудолюбивый парень, и он выделил полуторку для переезда семьи в одну из комнат  двухэтажного дома, прислал кучу тряпья для топки печи. Но мама сшила из них чехлы, которые набила соломой, и, наконец, все стали спать на матрацах, а не на полу. Второй брат, Аким, поступил учиться в ремесленное училище. Стал работать мотористом на Наманганском хлопкозаводе. Мама какое-то время проработала на консервном заводе, рабочей по сортировке сельхозпродукции. Но жизнь продолжала бить: умерла полуторагодовалая дочь Мерьем. Мать вынуждена была трех девочек (Надие, Сафинар и Ленару) сдать в  детдом, так как трудно было прокормить всех. Три класса 34 школы г. Намангана старшие Надие и Сафинар закончили, находясь в детдоме. Они учились в одном классе, так как учеба была прервана войной.

Когда братья начали немного зарабатывать, мать оставила работу и забрала дочерей домой. Отец вернулся из трудармии. Но радость встречи длилась недолго. Вскоре его осудили по 58 статье на 25 лет лагерей. Несмотря на то, что он предъявлял справку о своем участии в подполье, следователь ее порвал. Сыновей уволили с работы. Наступила следующая полоса выживания семьи. Леман-ага отбывал свой срок в лагерях Марийской ССР. По счастью, с ним в камере оказался юрист из Москвы. Когда же он выслушал исповедь Лемана-ага, то сказал ему: «Тебя должны были представить к награде за твою деятельность в годы войны. Давай напишем письмо в Москву, и тебя через 15 дней освободят». Леман-ага сначала испугался, но рискнул. И действительно, через две недели, ранним утром, надсмотрщик объявляет: «Таиров, сдавай казенные вещи и на выход!». Представитель из Москвы говорит: «Жалобу в Москву писали? Так вот, Москва вас освободила». Но девять лет тюрьмы в трудовой стаж не вошли.

Шел 1954 год. Леман-ага устроился садоводом в подсобное хозяйство Наманганского энергокомбината. О Лемане-ага часто писали в областной газете. Фотографии размещались на Доске почета по месту работы. До сих пор в поселке Нанай фруктовый сад подсобного хозяйства предприятия, заложенный его руками, жители называют «Леман аканинъ богъи» (Сад Лемана-ака). Жизнь входила в свое русло. Братья Сафинар-тата — Шевкет и Аким выучились на курсах шоферов и работали водителями. Старшая сестра Надие стала одним из лучших парикмахеров города. Ее клиентками были жены высокопоставленных людей области. Сафинар пошла по ее стопам — тоже стала  парикмахером, а потом перешла в детский сад поваром. Младшая сестра Ленара закончила Андижанский мединститут и работала врачом-педиатром в Андижане, позже — в Новороссийске, где она с мужем и двумя детьми оказалась после попытки устроиться в Крыму, но их не прописали.

В эти дни Сафинар-тата встречает свое восьмидесятилетие и, как киноленту, прокручивает перед глазами свою жизнь: детство в Крыму, выживание в Узбекистане, возвращение в Крым. Вернувшись в Крым в 1993 году, она с мужем Леннуром Яглыевым первым делом отправилась к своему родному дому, теперь уже в село Соколиное (переименованное после войны). Сердце готово было выскочить. Нахлынули воспоминания. Слезы катились ручьем.

Хозяйка в дом не пустила. Хотя прежние хозяева (уже все покойные) встречали как родных. Сначала в гости в свой дом в начале семидесятых приезжала старшая сестра Надие. Ее встретила тетя Рая, которая очень сочувственно отнеслась. Надие прошлась по всем комнатам, все их вещи стояли на своих местах и напоминали о прошлой жизни. Она заливалась слезами, вспоминая каждый уголок, где когда-то играла с сестренками. С ней вместе плакала и тетя Рая. Позже приезжала, но тети Раи уже не было в живых, ее сын Женя и невестка Галя тоже хорошо приняли. А Сафинар так и не попала в свой дом. Сейчас она с сыном Ильясом, его женой Эльмаз и тремя внуками живет в жилом массиве Фонтаны, в доме, основу которого заложил ее муж, уже покойный Леннур Яглыев, выстояв все пикеты. С особой гордостью в семье Сафинар- тата  вспоминают факт призыва сына Сейрана Яглыева в 1987 году на службу в ряды Советской Армии. Уже после армейской учебки, будучи инструктором танкистов, он попал в составе дивизии обеспечения в Московское высшее командное училище имени Верховного Совета РСФСР (с 2013 года орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознаменное училище). В один день его пригласил к себе начальник училища генерал-майор Александр Сергеевич Носков (ныне генерал-лейтенант в отставке, живет в Москве) и поинтересовался, кем ему приходится Мевлюд Шерифович Яглыев, выпускник их училища 1943 года. Узнав, что это дедушка Сейрана, отметил достойную доблесть офицера, лейтенанта, участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена «Красной звезды» и награжденного боевыми медалями «За Отвагу», «За Победу над Германией» и другими пятью медалями.

Немного о доблестном воине, участнике боев за Москву и Севастополь младшем лейтенанте Яглыеве. Он родился в 1912 году в селе Аутка, окончил в Ялте педагогический техникум, работал учителем в школе. С началом войны ушел на фронт. Воевал в рядах Второго Украинского Фронта в составе 16 механизированной бригады. Был командиром стрелкового взвода. Несмотря на ранение, полученное во время одного из боев, смог передать секретные данные по назначению. Госпитализирован был в Казань. После войны он с женой Ребией и четырьмя детьми жил в Намангане. Как только появилась возможность возвращения на Родину в Крым, все дети вернулись. Из них сейчас в живых  только младшая Велядие. Она с дочерью Эльзарой, зятем Марселем и тремя внуками живет в Холмовке Бахчисарайского района. Родители похоронены на чужбине.

Мевлюд Яглыев

Старший сын Сафинар-тата и Леннура Яглыева Ильяс отслужил в свое время в ракетных войсках Советской Армии. Дочь Сусанна с семьей живет напротив, через дорогу. Вроде бы все хорошо. Но Сафинар-тата очень обидно, что родители после войны так ни разу не смогли приехать в Крым и хотя бы одним глазком посмотреть на дом в родном Коккозе, где рождались их мечты и дети.

Живя сегодня в так нелегко доставшемся и выстраданном Крыму, она говорит: «Я прожила 80 лет, но депортация, как заноза, сидит в сердце и ни на минуту не дает забыть о себе. Как вспомню, так ком подкатывает к горлу, и перед глазами встают родители с тяжелой судьбой и неосуществленной мечтой вернуться домой. Мама умерла от инфаркта, отец — от инсульта. Эта рана никогда не заживет. А своему многострадальному народу, племянницам Гульнаре и Лиле я пожелала бы всем вернуться на Родину и жить на родной земле с гордо поднятой головой. И я хочу, чтобы на всей земле был мир, забылось слово «война» и повсюду звучал счастливый детский смех».

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог