Курс валют USD 0 EUR 0

Общественные задачи

Комментариев: 0
Просмотров: 437

Статья И. Гаспринского, опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман»

1886. — 21 февраля, №13

Каждый человек, в интересах своей жизни и преуспеяния, имеет какую-либо цель, задачу, к которой стремится. Иначе и быть не может, ибо, для того чтобы что-либо делать, предпринять, необходимо предварительно иметь «мнение», представление о том предмете в связи с ожидаемой от него пользой.

Только подумав поставить себе определенное понятие, человек приступает к исполнению, достижению намеченной цели. Совершенно в порядке вещей, что мысль предшествует делу; задача – ее разрешению. Итак, простой пастух и венценосный падишах имеют те или другие задачи. Задачи, стремления одного человека обыкновенно имеют целью личный интерес, пользу. Но есть задачи и стремления, обнимающие интерес множества людей, городов, стран и народов. Таковые задачи называются общественными. Как отдельное лицо не может обойтись в своей жизни без определенных задач и стремлений, так и человеческие общества не могут совершать общие, для всех полезные предприятия, если не понимают, не знают общественных задач.

Общественные задачи, идеалы – это нечто священное, облагораживающее тех людей и [те] общества, среди коих существуют. Общественные задачи и идеалы охраняют людей от узкого эгоизма, поднимают с низменностей личного интереса до возвышенной сферы общего блага, облагораживают и сближают людей. Как человек, живущий без определенной цели, походит на животное, так и целые общества, не знающие общего интереса и пользы, уподобляются стаду и живут почти как стадо!

Достойны сожаления те общества и народности, кои не ведают, не понимают общественных задач и интересов. Среди таких обществ царствует самый узкий эгоизм, и никакое общественное начинание не может нравиться.

Общественность, общественная польза весьма высоко поставлены мусульманским законом. Нет деяния более угодного Аллаху, чем общественное! Если общеполезное дело столь угодно Аллаху, то нет сомнения, что и задачи общественной пользы, идеалы хорошего составляют нечто священное, чистое, стоящее далеко и выше от личностей и эгоизма.

Как каждый разумный человек руководствуется в жизни известными, присущими ему стремлениями, так и всякое развитое человеческое общество имеет свои идеалы и задачи, [склоняющиеся] к общей пользе данного общества людей или данной местности. За примерами ходить недалеко. Из числа живущих в России народностей возьмем, напр[имер], армянскую.

1886. — 25 февраля, № 14

В предыдущей статье мы сослались на пример армянского общества. Известно, что народ этот, следуя григорианскому и отчасти католическому учению, имеет свой язык, письменность и литературу. Армяне, составляя в общем около трех миллионов душ, живут главным образом в пределах России и Турции, имея общего для всех армян духовного главу «католикоса», проживающего в Эчмиадзине»1.

Вот этот народ в какие-нибудь пятьдесят лет сделал столь громадные успехи в жизни, что обратил на себя всеобщее внимание. Ранее армяне были известны лишь в сфере коммерции. Иной, более высокой, черты за ними не знали. Но теперь заботами о просвещении, своими отличными школами, развитием печати, выдвинутыми из среды себя профессорами и администраторами, как в России, так и в Турции, заслужили всеобщее уважение.

Как это так, что торговцы кишмишом и канаусом успели в короткое время преобразоваться и выступить в свете в совершенно новом и лучшем виде? Чему обязаны армяне, что из среды их вышли в России такие видные люди, как граф Лорис-Меликов2 и г[осподин] Делянов3 – министр народного просвещения; а в Турции – Агон-Паша, Артин-Дадиан эфенди4, министр, и другие.

Ничему более, как тем общественным задачам, которые обдуманно были поставлены армянами, как в России, так и в Турции. Армяне признали необходимым общенародное развитие и необходимость для того печати на своем языке, и сообща, зрело принялись за эти дела. Руководствуясь поставленными задачами общего блага и прогресса, они изучают и русский, и турецкий языки во всех странах Европы, молодые армяне обучаются наукам и разным искусствам. Армяне основали школы по образцу европейских, улучшили свои старые школы, основали более десяти газет, издали множество полезных книг и быстро пошли вперед по пути развития и успехов.

Общественные задачи, общеполезные, осознанные цели облегчили им сбор и нахождение нужных на все это денег, соединив в одно всех разумных армян ради общего блага и преуспеяния.

Мусульман в России в пять раз больше, чем армян; мусульманское дворянство, бекство и мурзачество во много раз многочисленнее армянского; в общем, материальное, общественное богатство мусульман намного более армянского, а между тем, по справедливости, мы должны признаться, что при всей нашей многочисленности и богатствах мы далеко отстали от армян во всех отношениях.

В чем же наша неустойка? Лишены ли мы способностей, присущих армянам? Не думаю, но у нас, прежде всего, нет ни общественных задач, ни общественного почина, коими обладают ныне армяне.

Мы вовсе не знаем, что такое общественные задачи, а потому и вовсе не думаем об общественном благе. Идея и начинания, клонящиеся к общему благу, не могут исходить от невежд и бедняков, угнетенных повседневной нуждой; высшие представители духовенства, дворянства и коммерческого сословия должны бы положить начало всему общеполезному. Мы не отвергаем, что в сфере чисто религиозного интереса и воспитания наши улемы сделали многое; большое им спасибо за это, но они могли бы сделать еще большее. Что касается нашего благородного и торгового сословия, то, увы, мы не видим никакой деятельности их. В последние сто лет в Крыму, на Кавказе и в Приволжском крае жили многие муфтии, многие мурзы, князья и, вообще, важные люди, но где следы их жизни на поле общественной пользы, где завещанные ими добрые идеи и мысли? Мы не знаем; если бы знали, то рады бы описать их золотыми буквами.

В следующем номере мы поговорим о нашей «интеллигенции».

Посмотрим, что мы имеем в этом отношении.

 

1 Эчмиадзинский монастырь – монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного патриарха католикоса всех армян в 303–484 гг. и снова с 1441 г. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения.

 

2 Лорис-Меликов Михаил Тариэлович (1825–1888) – российский военачальник и государственный деятель, генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Член Государственного совета с 1880 г. Почетный член Императорской академии наук.

 

3 Делянов Иван Давыдович (1818–1897) – государственный деятель Российской империи, представитель благородного армянского рода, с XVIII века состоявшего на российской службе. С 16 марта 1882 г. И. Д. Делянов находился на посту министра народного просвещения и проводил последовательную политику в русле контрреформ Александра III.

 

4 Дадиан – армянский род, представители которого служили на различных должностях в Османской империи и Турецкой Республике. Артин-Дадиан паша / Арутюн Гарегин (1830–1901) – государственный деятель, дипломат Османской империи.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог