Гирей БАИРОВ
С уроженцем Кутлаха Али-ага я познакомился случайно на одной из многочисленных конференций по восстановлению прав крымских татар, проводившихся лет 6-7 назад. Али-ага, будучи в пожилом возрасте, приезжал в Симферополь из села Аргын, что в Карасубазарском районе, где он жил после возвращения из высылки, чтобы послушать, какие изменения происходят в деле восстановления прав нашего народа.
Али Аблязиз-оглу Кешмебаш родился в селе Кутлах Судакского района в декабре 1928 года.
По его словам, село правильнее называть Куртлах. По легенде, предки кутлахцев (7 семей), возвратившись из Судака, очистили участок горной земли от деревьев в районе современного расположения села. Слово «куртлах» Али-ага разделил на слово «курт», означающее волк, и слово «лах», что означает болотистое место (батахлых, чохрах ери). Проходит много лет, село разрастается. К моменту выселения крымскотатарского народа из Крыма, к маю 1944 г., в Кутлахе проживало 500 семей, исключительно таты.
Предки Али-ага жили в Кутлахе у общественного крана — кешме, поэтому их называли в селе Кешмебашлар.
В местечке Лах был большой общественный фонтан — кешме с 7-8 кранами. На нем на арабице была указана дата его постройки. Указывалось также, что в 1800 г. этот фонтан ремонтировали. Это был один из самых больших фонтанов в Судакском районе. В Отар-маалле тоже был источник воды.
В советский период, с конца 1920-х, из мечети сделали клуб. В 1936 г. разрушили деревянный минарет, с которого призывали к молитве.
В Кутлахе до 1944 г. было два мусульманских кладбища. Старое кладбище было в квартале Оба-маалле, новое — в квартале Отар-маалле. Там был похоронен дед Али-ага.
Отец Али-ага работал в колхозе и занимался выращиванием фруктов.
Животноводство:
Овцы в селе были каракульской породы, имели хвостик, шерсть у них была грубая, черная. Коз в Кутлахе называли кечи (чечи).
Была своя горная порода коров, которых подковывали. В каждом доме была корова, черная, желтая или рябая. Современную породу коров, которая есть сейчас в Крыму, кутлахцы называли немецкой, эти коровы имеют темно-красный оттенок.
Для транспортировки грузов использовали повозки и быков – огуз. Все транспортные средства были в распоряжении колхоза. А ранее у людей были свои четырехколесные повозки – ат араба. Были еще повозки — дилижанс и абъежка (абнежка). Дядя Али-ага мог изготовлять колеса для повозок.
Мастера Кутлаха
В селе были мастера по изготовлению повозок, колес, ручных мельниц из камня, постройке домов и каменных заборов. Для строительства домов использовали камни. Дома строили в горной части села, так как равнины использовали для садов и виноградников. Крыши были черепичные (на таких крышах был чердак), но были земляные и каменные. После дождя земляные крыши уплотняли, чтобы вода не просачивалась в комнаты.
В доме был подвал (магъаз, магъазия), печка — оджах с трехножкой — саджаях. Дым от печки выходил по трубе через дымоход — баджа.
Детские игры
«Челек» — в игре участвовали 2 команды, для игры нужна была палка.
«Топ оюны» — игра с мячом.
«Ашых» — игра с подбрасыванием бараньих косточек. Бараньи косточки — ашых продавали на рынке, они были покрашены, стоили 3-5 копеек. Каждая сторона косточки — ашыха имела название (алчыпав, сопу, хырсыз, четвертую сторону Али-ага не вспомнил).
«Бешташ оюны» – в эту игру с камешками играли девочки.
Свадьбы
Свадьбы делали большие, гуляли 3 дня. Свадьба проходила на стороне невесты, потом на стороне жениха. На свадьбу приглашали известного музыканта Коки-уста из Кефе. Были случаи, когда Коки-уста исполнял такие задушевные мелодии, что люди отдавали последние деньги, заработанные в течение года в колхозе. Очарованные музыкой, они вкладывали 100 рублей прямо в трубу кларнета.
По словам Али-ага, ранее музыканты занимались в пещерах 3 года (вероятно, там была сопутствующая акустика), чтобы иметь хороший слух. Потом сдавали экзамены старым музыкантам.
Али-ага тоже спел 3 песни — «Эр хасапта эт булунмаз», «Чанакъ кале», «Чакъыджы».
Жизнь в колхозе до 1941 года
До 1941 г. колхозная жизнь в селе была сложная. Люди работали за трудодни. Их рассчитывали в конце года и каждому выдавали продукты или деньги по количеству заработанных трудодней. Люди могли брать в течение года продукты у колхоза и поэтому к концу года многие оставались должниками.
Дети ходили полуголодные. Колхозные сады и виноградники охраняли сторожа. Дети не имели права сорвать даже кисть винограда. Весь урожай колхоз за бесценок продавал государству. Если 1 килограмм винограда стоил 6-9 копеек, то хлеб в магазине — 90 копеек.
Во времена существования колхоза в клубе изредка демонстрировали фильмы, проводились концерты.
1941-1944 годы
В Кутлахе было 4-5 коммунистов (председатель сельсовета, председатель колхоза, кладовщик Мемет-ага). Часть из них ушла в горы, часть осталась в селе для подпольной работы. Староста Кутлаха Халиль-ага не выдал их фашистам. Наоборот, предупреждал коммунистов, когда будет обыск. В селе также был комендант. Халиль-ага смог обмануть его и спасти жизнь коммунисту Абраму Умеру-ага, которого заранее предупредили об обыске, и ему удалось скрыться дома, где были одни женщины. Староста не позволил коменданту делать обыск у мусульманских женщин, религия не разрешала. Так коммунист по прозвищу Абрам Умер (видимо, был очень хитрый) 3 года оккупации прожил в селе и не попал в руки фашистов.
В селе была полиция, но партизаны все равно спускались в село за продуктами. Особенно партизан интересовали стада овец, брали все, что считали нужным. В апреле-мае 1944 года война в Крыму закончилась. Крым был освобожден от фашистов. Но пришла другая беда.
Участие в национальном движении
Али-ага — участник национального движения крымских татар за возвращение в Крым и восстановление прав. Он принимал участие в сборе данных для самопереписи и учету погибших в первые годы ссылки – в 1944-1945 гг. в г. Бекабаде, куда попала его семья. Эту информацию они собирали для Джеббара Акимова и Бекира Османова. После обработки данных оказалось, что за первые 2 года ссыльного содержания от голода и болезней (малярия, дизентерия) умерло 46,2% нашего народа.
В 1964 г. Али-ага участвовал в Чирчике в демонстрациях за возвращение в Крым, тогда его сильно избили сотрудники милиции. Али-ага попал в больницу и написал письмо Генеральному прокурору СССР Руденко.
Диалект Кутлаха
Кутлахцы в Крыму известны тем, что ревностно относятся к своему языку и хранят его.
Диалект села Кутлах отличается тем, что в нем часто используют букву «ч»: кечи — чечи – коза; гельдим — чельдим – пришел; чозип урарым – ударю с растяжкой, и наоборот: чешме — кешме — фонтан, кран.
(Использован диалект села Кутлах)
comments powered by HyperComments