Знаменитый герой фольклора, крымскотатарский Робин Гуд — Алим Азамат-оглу жил в Крыму в ХIХ веке. Родился в деревне Копюрликой, посвятил свою жизнь борьбе с несправедливостью.
Образ Алима воспет в устном и песенном фольклоре крымских татар, жизнь неуловимого народного мстителя полна загадок и нераскрытых тайн.
Научная работа кандидата филологических наук Тамилы Сеитягъяевой посвящена образу Алима в крымскотатарской литературе.
Это первая научная работа, исследующая судьбу Алима.
— Алим Азамат-оглу — реальная личность. Он жил в период царствования в России царя Николая I (1825-1855). Сведений о судьбе Алима не сохранилось. В своей научной работе я проанализировала тексты преданий и легенд, сложенных народом. Основные моменты биографии Алима отображены в фольклорных и авторских литературных произведениях в традиционном понимании легендарного защитника простых людей, страдавших от притеснений власти и помещиков. Алим был символом борьбы и свободы, примером для обездоленных, но несломленных людей, — рассказала Тамила-ханум.
— Окунувшись в мир литературных произведений об Алиме, словно попадаешь в прошлое Крыма. Это сборники сказаний об Алиме Азамат-оглу Амета Усеина (1941 г.), Ризы Фазыла, произведения Качиони «Паспорт с особой приметой», «Свадебный подарок», рассказ Людвига Колли «Подлинный портрет Алима: портрет Алима Азамат оглу, нарисованный с натуры и «маленькая заметка», о нем пишется в «Очерках Крыма» Евгения Маркова, о жизни Алима повествуют роман Юсуфа Болата «Алим», роман Н.Попова «Алим — крымский разбойник».
Есть старинные полузабытые народные песни об Алиме, например, «Мен Къарасувгъа тойгъа да бардым», «Алим», «Эй агъалар, мен Алимнинъ…».
Алим сам складывал песни и стихи. Об этом писали Юсуф Болат и Раим Тынчеров.
В Государственном архиве Крыма я нашла архивные материалы — 127 листов — рапорты жандармов, прошения купцов о поимке Алима и др. — это 1-я часть материалов, она называется «О появившемся в Симферопольском и Феодосийском уездах разбойнике и о принятии мер к поимке его Алима Азамат оглу». 2-я, 3-я, 4-я части материалов не сохранились.
Для одних Алим был разбойником, для простого народа — защитником. Отнимая деньги у богачей, раздавал их беднякам, причем избирательно. Богатых, не обижающих простой люд, Алим не трогал. Известно, что состоятельный владелец постоялого двора в Симферополе Мартын Сысоев покровительствовал Алиму, а простые люди укрывали его в своих домах, спасая от преследований жандармов.
В поимке Алима был заинтересован сам царь в Петербурге.
Благородство — основная черта народного защитника Алима, он расправлялся с обидчиками бедняков. За это его любили в народе.
Есть несколько версий об истории любви Алима и Сары-Рахиль, дочери богача Бабовича-Бабаджана, у которого он работал садовником. По одной версии, она его полюбила, но гордость не позволяла ей признаться.
Несмотря на то, что она оклеветала Алима и его посадили в тюрьму, он не держал на нее зла. По другой версии, влюбленные бежали, но их нашли, Алима отправили в тюрьму. Есть версия, что Алим бежал в Турцию, прожил там до ста лет, что у него было четверо детей, что его родственники в Крыму якобы получили письмо от сына Алима из Турции в 1924 году… Юсуф Болат, Раим Тынчеров утверждали, что Алим не мог бежать в Турцию, он был патриотом своей Родины. Н.Попов пишет о том, что в Турции Алим был встречен с почетом, затем отправлен в Крым, дабы призывать крымских татар переселяться в Турцию… Роман Юсуфа Болата заканчивается бегством Алима по дороге в Сибирь — автор оставляет читателю свободу домысливать дальнейшую судьбу Алима.
Алим был глубоко верующим человеком: «Я считаю, что справедливо караю, от имени Аллаха», — говорил он. Он был мудр.
Я с таким интересом читала предания об Алиме, о той жизни в Крыму, тяжелой жизни простого народа…
Мне сказал оппонент еще до защиты диссертации : «Вы написали так, будто вы Алима знаете!» — да, я настолько прониклась, меня настолько взволновала жизнь народного героя, полная легенд, мне настолько нравится образ Алима, его благородство, бунтарство…
Алима любил простой народ, слагал о нем песни и легенды, дошедшие до нас, и хоть в них много вымысла, правда в них то, что Алим всегда помогал бедным, причем никогда не убивая своих жертв — притеснителей народа, он считал убийство смертным грехом.
Образ Алима Азамат-оглу, яркий и неповторимый, живет в литературе крымских татар, являясь образцом благородства, храбрости, справедливости и милосердия к обездоленным.
comments powered by HyperComments