Летчики 9-го Гвардейского ИАП (слева направо): А.Карасев, В.Лавриненков, И. Королев, А. Ковачевич, А. Морозов, А. Алелюхин, Амет-Хан Султан, И. Борисов, П. Головачев
Посвящается 50-й годовщине со дня гибели….
Анна БУДЕННАЯ, научный сотрудник музея дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана
Амет-Хан Султан прожил 50 лет, но за эти полвека он остался в истории как отважный летчик-истребитель, летчик-испытатель и человек.
Амет-Хан Султан (по актовой записи о рождении Амет Амет-Хан) родился в Крыму, городе Алупке 20 (25) октября 1920 года. После окончания 7 классов крымскотатарской школы №1, Амет-Хан Султан уезжает в Симферополь и поступает в фабрично-заводское ученичество, работает слесарем в железнодорожном депо. Заинтересовавшись авиацией, он поступает в Симферопольский аэроклуб. Осваивая свои первые летные машины, Амет понимает, что полет – это его призвание. В числе лучших выпускников был направлен на учебу в Качинскую Краснознаменную военную авиашколу им. А. Мясникова. Окончив школу, в звании младшего лейтенанта согласно приказу оказался на службе в армии в г. Бобруйск, в 122-й истребительном авиационном полку (ИАП).
Первый день войны, 22 июня 1941 года, Амет-Хан Султан встретил в небе Молдавии, в Кишиневе, где нес службу уже в 4-м ИАП.
Сложный и тернистый путь прошел Амет-Хан Султан за годы этой страшной войны… Доблестно сражался с врагом в небе, в первый год войны проявил себя как один из лучших разведчиков, за это был награжден орденом Красной Звезды в 1941 году. В мае 1942 года Амет-Хан патрулировал на дальних подступах к г. Ярославлю, где отличился мужеством и храбростью, проведя таран, сбив немецкий разведчик, бомбардировщик Ю-88, и несмотря ни на что, остался жив.
За июнь, июль, август 1942 г. Амет-Хан сбил 6 самолетов противника. К августу 1943 г. на счету Амет-Хана Султана было 14 сбитых самолетов противника. 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Амет-Хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Последний самолет противника был сбит гвардии майором Амет-Ханом Султаном в небе Берлина 29 апреля 1945 года. Это был и последний, 558 самолет, сбитый 9 ГИАП.
«За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за успешное проведение 603 боевых вылетов, за сбитые им лично 30 самолетов противника разных типов и 19 самолетов в групповых боях Амет-Хан Султан дважды удостоен звания Героя Советского Союза и установления бюста на родине награжденного».
За годы войны Амет-Хан не только показал, что он отличный летчик, а еще и друг, не только в воздухе, а и на земле, он тот, кто всегда придет на помощь, душа компании, очень открытый и добрый человек… Конечно, все эти качества высоко ценили его боевые товарищи, и именно они помогли Амет-Хану продолжить летать после войны. Началось мирное время…
После окончания войны большинство асов было направлено на учебу в академии. Не стал исключением и Амет-Хан. С февраля 1946 года он учился на подготовительном отделении Военно-воздушной академии в подмосковном поселке Монино. Учеба шла трудно. Он продолжил нести службу помощником командира 9-го гвардейского ИАП по воздушно-стрелковой службе в Белорусском военном округе. Не окончив академию, вышел в отставку. А в апреле 1946 года пришел приказ об увольнении майора Амет-Хана Султана из Вооруженных сил СССР.
Гуляя в сентябре по парку Москвы, Амет-Хан случайно встречает фронтовых друзей Владимира Лавриненкова и Алексея Алелюхина, и рассказывает о том, что в армию возврата нет, а на летную работу его не берут (по национальному признаку, в графе национальность стояло «крымский татарин»). И уже через два дня Лавриненков говорит Амет-Хану, что хандра его заканчивается и что к 10.00 ч. его ждет генерал Хрюкин – бывший командующий армией. Не поверил этой хорошей новости Амет, даже подумал, что друг его разыгрывает.
Владимир Лавриненков, посовещавшись c Тимофеем Тимофеевичем Хрюкиным, твердо решили, что со своими способностями Амет-Хан должен быть летчиком-испытателем. Ни одного генерала «поднял на уши» Хрюкин ради работы в ЛИИ Амет-Хана, да и сам Аметка изрядно побегал по кабинетам…
Так, благодаря поддержке и помощи боевых друзей, 7 февраля 1947 года был подписан приказ о его зачислении в ЛИИ на должность летчика-испытателя. С первых дней он пообещал себе, что будет выполнять любой приказ в институте и неважно, насколько будет сложно. Летная работа все больше втягивала его. В институте вскоре поняли, что не ошиблись в Амет-Хане. Позднее он с отличием закончил курсы летчиков-испытателей при ЛИИ. На работу Амет-Хан уходил рано утром, а приходил за полночь, но летчик был счастлив, ведь он занимался любимым делом. Уже в первые дни, после получения пропуска, Амет-Хан почувствовал себя в «своей тарелке». Однако к летчику долго присматривались, не давая ему сложных заданий. Амет-Хан молчал и покорно выполнял поручения, он понимал — идет проверка его человеческих качеств. Получилось так, что прежде чем испытывать самолеты, Амет-Хану Султану пришлось испытать свой характер и силу воли. Со временем он понял, что труд испытателя заполнен будничной, но безумно важной работой. Летчик-испытатель – это его внутренняя собранность, объективный подход к делу.
Все чаще Амет-Хан слышит: «Испытатель в совершенстве должен летать на всем, что имеет крылья и мотор, даже на том, что не должно подниматься в воздух…». Многие коллеги часто расспрашивали Амет-Хана о его подвигах в годы войны, но в начале работы он запомнился им немногословным.
Вскоре он стал пилотом самолета знаменитого авиаконструктора А. Микояна – именно он создал МиГ. Со временем Амет-Хан поднимает в небо двух- и четырехмоторные самолеты. Он быстро налаживает дружбу с опытными летчиками ЛИИ, с такими как: Сергей Анохин, Леонид Тарощин и Игорь Эйнис. Не без их поддержки достаточно быстро осваивает теоретическую часть своего дела.
В августе 1947 года Амет-Хану поручили провести целую серию полетов на Як-18 – этот самолет предназначен для обучения военных курсантов летных училищ и аэроклубов. Даниил Зосим высоко оценил работу летчика.
Для испытания летающей лаборатории ЛЛ-1 Амет-Хану пришлось даже освоить планер, ему в этом помогла супруга Сергея Анохина – рекордсменка страны и мира по планерному спорту Маргарита Раценская. Ему предстояло работать с реактивной машиной.
В 1949 году Амет-Хан испытывает двухместный истребитель-перехватчик И-320, и в служебной характеристике появляются первые строки похвалы: «Отлично летает на всех современных истребителях…».
В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан продолжал вести интенсивные исследования на уже освоенных самолетах. Летал на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Ил-28, Ту-16, один из первых испытывал катапультное кресло.
За 24 года работы в Летно-исследовательском институте Амет-Хан Султан дал путевку в небо около 100 крылатым машинам.
Именно Амет-Хану Султану авиаконструктор Павел Цыбин доверил работу со своим новым детищем – НМ-1. Притом работу с новым самолетом летчик начал еще на этапе чертежей.
В 1961 году Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
В дело космического прорыва Амет-Хан с другими летчиками внес огромный вклад. Участвовал в подготовке первых летчиков-космонавтов, проводил многочисленные тренировки в искусственной невесомости.
1 февраля 1970 года Амет-Хану поручили испытать мощный двигатель для истребителя МиГ-23. В составе экипажа 5 человек. Командир экипажа Амет-Хан, сев в кабину, сказал: «Я-201. Разрешите на полосу?» Одобрение было получено… Сложный полет с многочисленными неисправностями – но машину посадили, экипаж цел.
И ровно через год, 1 февраля 1971 года, при испытании реактивного авиационного двигателя, подвешенного под самолет Ту-16ЛЛ, Амет-Хан Султан с экипажем погибли. Ту-16ЛЛ вошел в болото… Обнаружили кабину самолета спустя четыре дня…
Амет-Хан Султан – летчик от Бога… Человек, который был рожден, чтобы летать. О нем слагают легенды, пишут песни и стихи. Его именем называют улицы и школы. Память о нем пройдет через века.
Жизнь, отданная Амет-Ханом, всегда будет примером для будущих поколений…
comments powered by HyperComments