Курс валют USD 0 EUR 0

Авджикойское русско-татарское земское училище

Комментариев: 0
Просмотров: 686

Из Ялтинского уезда

Ф. АНДРЕЕВСКИЙ

 

Еще в июне 1902 года жители деревень Улу-Сала и Авджикой обратились в Ялтинскую земскую управу с ходатайством об учреждении в одной из этих деревень земского училища. Поданное прошение было подписано греками и русскими, в числе шести человек, проживающими в д. Авджикой, и уполномоченным деревни Улу-Сала Меджитом Мурадасыл-оглу, действовавшим по поручению своих односельчан, которые, по его словам, тоже выразили желание посылать детей в земскую школу.

Управа нашла необходимым собрать к предстоящему уездному земскому собранию XXXVII очередной сессии хотя бы приблизительные сведения на месте, для выяснения вопроса, насколько местные условия среди инородческого населения благоприятствуют учреждению там училища и не будут ли затраты земства на школу здесь менее целесообразными, нежели при открытии ее в другой местности.

При опросе населения на месте лично заведующим народообразовательным отделом и членом училищного совета А. М. Дмитревским, посетившим деревни Улу-Сала и Авджикой, выяснилось, что греческих и русских детей в возрасте 8 – 14 лет, желающих учиться, имеется в обеих деревнях 16. Что касается татар д. Улу-Сала, то хотя первоначально 30 семейств выражали уполномоченному, по его словам, желание иметь школу, однако активно выразить свое участие общество это не пожелало.

4 сентября того же года в земскую управу вновь поступило заявление, подписанное греками и русскими и восемью татарами, в том числе уполномоченным уже не Улу-Сала, а д.Авджикой, Меметом Темир-Кая-оглу и авджикойским хатипом Абдул-Гай-Эфенди-Азамат-оглу, подписавшиеся (из числа их Байбутлу, особенно ратовавший за школу, Петров и Федулов – из д. Улу-Сала) ходатайствовали об открытии русско-татарского земского училища в д. Авджикой, обязуясь ежегодно вносить на ее содержание 50 руб.: 25 руб. от греков и 25 руб. – от татар; «больше обещать не можем по своей бедности», добавлено в приговоре. Что татарское население деревень Улу-Сала и Авджикой действительно люди бедные – об этом свидетельствует и то обстоятельство, что общества этих деревень принадлежат к числу немногих, получавших продовольственную ссуду в девяностых годах.

Ялтинское земское собрание XXXVII очередной сессии, которому доложено было земской управой это ходатайство с благоприятным заключением, с готовностью пошло навстречу желанию авджикойцев и постановило: открыть в д. Авджикой русско-татарское земское училище. Учебные занятия в Авджикойском училище начались в начале марта 1903 года в наемном татарском помещении, на временное приспособление которого под школу земство не пожалело денежных затрат. Приводим здесь краткие сведения о том, как функционировала  Авджикойская школа в течение истекшего в марте первого учебного года. Школу посещали все греческие дети – 24 человека и татарские – 23. Несмотря на незнание учителем татарского языка, что весьма вредно отражалось вначале на ходе занятий с детьми, совершенно не знающими русского языка, посещалась школа учениками исправно.

Считаясь с местными условиями, школьные занятия приходилось вести земскому учителю в две смены: с греческими детьми учебные занятия велись до 12 – 1 ч. дня с утра; а от 1 ч. дня до 4 – 5,5 ч. веч. с татарскими детьми, так как  эти последние до обеда должны были учиться – одни у вероучителя хатипа Абдул-Гай-Эфенди-Азамат-оглу, а другие – у вероучительницы Сюндус Аджи-Эмир-Асан-хызы. Вероучители относятся к школе, по-видимому, наилучшим образом, иногда даже убеждая детей посещать ее и учиться в ней русскому языку, как полезному орудию в практической жизни.

В то же время и взрослое население д.Авджикой доверчиво отнеслось к земской школе. Когда было объявлено о начале вечерних занятий со взрослыми, на них записалось 40 человек татар, и ожидали они начала этих занятий с большим нетерпением. Занятия были начаты, но, к немалому сожалению, по истечении 1,5 недели были прекращены учителем, как за невозможностью приспособить для них школьное помещение при ламповом освещении, так, главным образом, и по той причине, что вести эти занятия оказалось физически не под силу одному учителю.

О неудавшихся вечерних занятиях тем более приходится сожалеть, что положение школы среди чисто инородческого населения в глухих горных деревнях Крыма,  к категории которых относятся Авджикой и Улу-Сала, — главным образом может быть упрочено именно хорошей, серьезной постановкой вечерних занятий в школе со взрослыми, так как родители, особенно из иноверцев, с большей охотой и сознанием станут посылать своих детей учиться тому, с чем они сами ознакомились и в полезности чего сами воочию убедились. Но и без этого, можно сказать, сознание в практической необходимости для жизни знания русского языка упрочивается в татарском населении. Укажем, например, хотя бы на следующий характерный факт. В Авджикойском земском училище в течение почти года обучалось три татарских юноши 16, 17 и 18 лет из д. Коуш, которые ради того только, чтобы учиться в школе, оставили свою деревню и бесплатно поступили работать к улу-салынским татарам, обусловив себе три часа свободных для посещения школы.

Не только в д. Авджикой, но и в Улу-Сале, Коуше, Стиле и Шуры, да и в других деревнях нам неоднократно приходилось слышать сетования татар на невозможность научиться разговорной русской речи и грамотности.

Не можем не отметить поэтому в высшей степени светлого, единодушного начинания авджикойского татарского населения, стремящегося прикрепить у себя земскую школу. Недавно авджикойцы обратились в Ялтинскую земскую управу со следующим ходатайством, подписанным всеми наличными татарами, как коренными жителями  Авджикоя, так и оседло жительствующими в Авджикое, но не принадлежащими к Авджикойскому татарскому сельскому обществу, в том числе местным хатипом, уполномоченным общества, и за печатью сельского улу-салынского старосты:

«Сознав практическую необходимость в своей общественной и экономической жизни в знании русского языка и в обучении русской и татарской грамотности и желая поэтому иметь в своей деревне постоянное земское русско-татарское училище, одинаково и вполне отвечающее нуждам и запросам всего местного населения, без различия национальностей и верований, естественно дорогих каждому, мы, — говорится в этом ходатайстве, — общественные собственники и все другие, постановили с общего согласия ходатайствовать перед Ялтинским уездным земством о постройке  в д. Авджикой здания для земского русско-татарского училища, под которое и постановили отвести участок из общественной земли, находящейся во владении нашем, авджикойских поселян, размером не менее десятины».

Ходатайствуя о постройке здания для земского русско-татарского училища, авджикойцы просят земство, ввиду их бедности, не отказать построить в том же земском училищном здании помещение для общественного мектеба, где бы татарские дети, посещающие земское училище или не посещающие его по домашним обстоятельствам или по малолетству (татарские дети начинают изучать шариат в возрасте от 4 – 6 лет), могли изучать магометанское родное вероучение. При разрешении ходатайства об общественном мектебе татары просят принять в соображение, что в настоящее время их дети вместе с вероучительницей Сюндюс Аджи-Эмир-Асан-хызы ютятся в крайне малом и холодном помещении на земляном полу, без оконных рам и стекол, имеющемся при местной старой и бедной соборной мечети: это же помещение зачастую служит в ночное время приютом для неимущих бедняков, проходящих через деревню и не всегда чистоплотных по своей бедности…

Наряду с этим ходатайством в Ялтинскую земскую управу поступило не менее симпатичное заявление от местного небогатого землевладельца Христофора Мануилова и его жены, в котором они, живо заинтересованные в земской школе, со своей стороны предлагают Ялтинскому земству в дар очень удобный под постройку училищного здания участок земли, размером не менее 300 кв. саж. Если только Ялтинское земство склонно будет построить школьное здание в деревне Авджикой, — участок этот очень ценен как единственный, наиболее подходящий по своему местонахождению: он непосредственно входит в черту деревни Авджикой, близок к соседней деревне Улу-Сала (не более версты) и непосредственно примыкает к участку общественной земли, отчужденному Авджикойским татарским обществом  на нужды земской школы.

Немного позже в Ялтинскую земскую управу поступило также ходатайство от Улу-Салынского татарского сельского общества, согласно приговору последнего. В своем ходатайстве улусалынцы также просят земскую управу о постройке земского русско-татарского училища в деревне Улу-Сала или в таком пункте между деревнями Улу-Сала и Авджикой, к которому было бы одинаково близко как от деревни Авджикой, так и от дер. Улу-Сала,  многие жители которой, будучи заинтересованы ныне в обучении своих детей русской и татарской грамоте, изъявили желание посылать своих детей в земскую школу, под постройку которой отчуждают любой из участков общественной земли по правую сторону р. Качи. Избрать такой пункт в настоящее время, да и в будущем, раз не будет устроен мост (хотя бы пешеходный) через реку Качу, представляет большую трудность, даже невозможность: между деревнями Улу-Сала и Авджикой протекает река  Кача, которая во время своих частых разливов, — как мы уже отметили в одном из №№ «Вестника», — разливается почти на целую версту вширь, затопляя даже огороженные чаиры.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог