ТАРИХЧИ
130 лет тому назад в типографии казанского университета увидела свет книга «Точный перевод дневника его Светлости Эмира Бухарского». На ее обложке сразу под названием коротко указывалось: «Представляет И.Гаспринский из Бахчисарая». Переведенные с персидского на русский язык записки правителя Бухары были посвящены описанию его поездки в Россию, длившейся с декабря 1892 года по февраль 1893 года. Надо признать, что современного читателя вряд ли заинтересует это описание бесконечных официальных мероприятий — приемов, банкетов, балов, военных парадов, театральных постановок, званых обедов и др., которые в ходе своего путешествия посещали эмир Бухары и его свита. Но вместе с тем история появления этой книги и ее страницы, посвященные Крыму, служат прекрасной иллюстрацией размаха общественно-политической деятельности И.Гаспринского и его огромных связей в тюрко-мусульманском мире. Однако для начала необходимо сказать несколько слов о самой Бухаре.
Бухара и ее влияние
В XVIII-XIX вв. Бухарский эмират, управляемый династией Мангытов, был одним из сильнейших в военном отношении государств Центральной Азии. Однако, когда во второй половине XIX века царская Россия перешла к активной экспансии в центральноазиатском регионе, даже он не мог успешно противостоять ее наступлению. В 1868 году бухарские правители вынуждены были принять российский протекторат, отказаться от самостоятельной внешней политики и согласиться с размещением русских войск на своей территории.
Тем не менее Бухара сохранила некоторую автономию в своих внутренних делах, в то время как соседнее Кокандское ханство было и вовсе ликвидировано. Значительная часть современных узбекских земель, в том числе Ташкент, Фергана и Самарканд, стала непосредственной частью Российской империи. Бухара была не только важным политическим, экономическим, но и культурным и религиозным центром. С древних времен она славилась своими мечетями, медресе и учеными-богословами. И хотя в конце XIX века бухарская государственность переживала времена своего заката, но ее мусульманское духовенство продолжало пользоваться большим влиянием на умы верующих как внутри страны, так и за ее пределами.
В одной из своих статей в «Терджимане» Исмаил Гаспринский, описывая различия в обычаях казанских и крымских татар (например, он указывал, что казанские татары вовсе не курят табак, разве что молодежь позволяет себе это втайне от стариков и мулл, в то время как крымские татары и курят и выращивают табак, а крымские духовные лица «никогда не обзовут хороший табак дурным»), видел корни этого в их прошлом. «Крымские и кавказские мусульмане находились под влиянием османской и арабской жизни и воззрений, тогда как северные и восточные мусульмане России просвещалась Бухарой. Даже поныне авторитет учености дает бухарская школа. Уважение, симпатия к чему-либо черпаются оттуда же», — писал И.Гаспринский.
Чем было обусловлено такое влияние Бухары на казанских татар? На протяжении столетий так или иначе Османская империя была противником России, в то время как отношения с центральноазиатскими государствами у Петербурга долгое время складывались гораздо более ровно. В результате Бухара, с которой города Поволжья поддерживали активные торговые отношения, оставалась для казанских татар и других российских мусульман основным окном в мусульманский мир.
Бухарское духовенство было настроено очень консервативно и противилось любым реформам и изменениям в жизни своего государства. Эти настроения распространялись выпускниками бухарских медресе и за пределами эмирата. Все это не могло не беспокоить И.Гаспринского и других поборников распространения просвещения и знаний среди мусульманских народов. Надо полагать, что в связи с этим И.Гаспринский стремился завязать личное знакомство с правителем Бухары и убедить его в необходимости проведения реформ в сфере образования. Успешное осуществление реформ в Бухаре, сохранявшей еще некое подобие государственности, могло стать позитивным примером для всего мусульманского мира.
Эмир Абдульахад и его путешествие
В 1883 году наследный принц Бухары Абдульахад совершил поездку в Москву и Петербург, чтобы присутствовать на торжествах, посвященных коронации императора Александра III. Очевидно, тогда он и познакомился с начавшей издаваться в том же году газетой «Терджиман». В октябре 1883 года И.Гаспринский сообщал читателям своего издания, что наследник бухарского престола «почтил и осчастливил нас, преданного слугу, благородным письмом, в коем выразил в лестных выражениях желание получать издаваемую нами газету». Так будущий бухарский правитель стал подписчиком «Терджимана».
В 1885 году, после смерти своего отца эмира Музаффара, Абдульахад вступил на престол. Спустя семь лет он предпринял новую поездку в Россию. Проехав через Ашхабад, Баку, Тбилиси, Владикавказ, Ростов и Москву, эмир и его свита прибыли в Петербург, где провели некоторое время.
Судя по всему, главной целью эмира Абдульахада в этой поездке было добиться от царского правительства официального признания своего сына Сеид Мир Алима наследником бухарского престола. Это желание было удовлетворено императором Александром III, утвердившим Сеид Мир Алима в качестве наследника, после чего принца зачислили в один из столичных кадетских корпусов. Таковы были условия политической зависимости Бухары от России, когда хотя бы один из членов мангытской династии должен был постоянно проживать в Москве или Петербурге. В то же время наследнику отнюдь не мешало получить европейское образование и обучиться военному делу.
Торжественный прием
Покинув российскую столицу, эмир Абдульахад на обратном пути посетил Киев, Одессу и Крым. Судя по всему, посещение эмиром Крыма обсуждалось еще во время пребывания бухарской делегации в Петербурге. По крайней мере, в изданном И.Гаспринским дневнике эмира есть запись о произошедшей в столице встрече правителя Бухары с бахчисарайским полицмейстером Иваненко: «В часу 11 утра приняли мы начальника Бахчисарайской полиции, который поднес нам карту Крыма. Приняв от него этот подарок, пожаловали мы ему орден восходящей звезды, серебряной 1-й степени».
Надо отметить, что газета «Терджиман» подробно освещала путешествие эмира по империи. В преддверии прибытия Абдульахада на полуостров И. Гаспринский опубликовал статью под названием «Бухара и Бахчисарай». Ее содержание составляет легенда об основании текие дервишей Гази-Мансур. По преданию, приводимому И.Гаспринским, Гази-Мансур был сподвижником пророка Мухаммеда, поселившимся в Крыму. Уже во времена Крымского ханства бухарские шейхи Рамазан и Халил, увидев во сне место захоронения Гази-Мансура, приехали в Крым и основали там текие. Таким образом И.Гаспринский старался показать духовные связи между Крымом и Бухарой в глубоком прошлом.
6 февраля 1893 года поезд с эмиром и его свитой прибыл в Бахчисарай. «Встретили нас Вице-Губернатор, четверо других должностных лиц и редактор Мусульманской газеты «Переводчик» Исмаил-бек, которые после приветствия пригласили нас в Бахчисарайский древне-ханский дворец… Город этот расположен в красивой местности и отличается своею чистотою, оригинальностию и в нем как-то особенно хорошо чувствуется. Проехав по улицам, наполненным мужчинами и женщинами, которые радостно нас приветствовали, мы достигли наконец дворца. Выйдя из коляски, мы вступили во внутренние его покои. Здесь был приготовлен пышный «дастур-хан» из разнородных вкусных блюд. Одним словом, ни в отношении радушного гостеприимства, ни в отношении оказанных нам дружеских почестей и любезностей не было никакого недостатка и все правила гостеприимства были безусловно соблюдены и мы остались довольными и благодарными всем. Затем в 4 часа оставив дворец, отправились осмотреть древнюю мусульманскую мечеть. После этого мы направились к вокзалу, где все сопровождавшие нас Бахчисарайские власти простились с нами, а мы поехали далее к Севастополю, куда и прибыли в 7 часов вечера», — так в дневнике эмира описывается город Бахчисарай и устроенный там в его честь прием.
На страницах «Терджимана» визит эмира описывается гораздо более красочно: «6 февраля в 2 часа дня прибыл в гор.Бахчисарай Его Светлость Эмир Бухары. Приезду высокого гостя весьма благоприятствовала весенняя, теплая погода. Вокзал и вся базарная улица роскошно были убраны зеленью и флагами. По обе стороны длинной улицы местами стояли войска и массы народа; ближе к вокзалу стояли в пешем строю нижние чины Крымско-Татарского эскадрона…
На вокзале ожидали г.Эмира начальствующие лица, городской голова Мустафа мурза Давыдович и мусульманское духовенство. Тут же были г.Таврический вице-губернатор Истинский и Губернский Предводитель дворянства г.Олив… Г.Эмир высокого роста, крепкого сложения, человек с весьма симпатичным лицом и выразительными, умными глазами. Почтив публику обычным наклонением головы, он тихо прошел через вокзал и немедленно отъехал с высшими чинами в город… Ряд экипажей, мчавшихся к городу, с бухарскими гостями в богатых халатах и нашими начальствующими лицами в формах и мундирах, представляли красивую картину, освещаемую ожившим уже южным солнцем. У городских ворот, близ Царского фонтана, стояла масса народа. Над фонтаном ожидала татарская музыка при десяти барабанах даул. Завидев Эмира, музыка заиграла «приветствие»…
Эмир сошел с экипажа и принял стакан чистой, как хрусталь, бахчисарайской воды, поднесенной одним из почетных хаджи… Затем торжественно двинулись далее и по разукрашенной и азиатски пестрой и оживленной улице прибыли в Ханский дворец, богато убранный и украшенный. Дворцовый внешний двор был полон народом; тут перед мечетью стояли улемы; против них софты Зинджерли медресе и ученики русско-татарской школы и новометодного мектеба. Далее еще массы народа, а на галерее городские дамы».
В ханском дворце эмиру Абдульахаду была продемонстрирована выставка продукции местных производителей и книг бахчисарайского издания. Там же, во дворце, в честь высокого гостя губернским предводителем дворянства был дан обед, меню которого состояло из «блюд европейских и восточных, отлично приготовленных». В качестве напитков гостям-мусульманам подавали фруктовые воды и лимонад.
Редактор и монарх
В «Терджимане» отмечается, что краткое время, выделенное на пребывание эмира в Бахчисарае, не позволило ему посетить гробницы крымских ханов и другие достопримечательности города. Тем не менее правитель Бухары дважды принял И.Гаспринского. Сначала в ханском дворце, затем у себя в вагоне перед отъездом в Севастополь. Редактору «Терджимана» был вручен бухарский золотой орден «Восходящей звезды» III степени, два дорогих халата (кручено-шелковый и шерстяной кашмирский). «Это не много для десятилетних усилий ваших на пользу народного просвещения», — сказал эмир редактору.
Уже в Севастополе, на борту парохода «Саратов» состоялась третья беседа эмира Абдульахада с Исмаилом Гаспринским. «Терджиман» подчеркивает, что все их переговоры происходили непосредственно «на тюркском наречии». Великий просветитель пообещал бухарскому правителю подготовить самоучитель русского языка и грамматики для бухарских школ, а также осуществить издание описания путешествия эмира по России. Последнее, как отмечалось в начале этой статьи, было осуществлено в Казани в 1894 году. В Крыму, помимо Бахчисарая и Севастополя, правитель Бухары посетил и Ялту. Впоследствии эмир Абдульахад приобретет на берегу участок земли, где будет построена его резиденция. Этот дворец сохранился до наших дней.
Но ожидания И. Гаспринского на реформы в Бухаре так и не оправдались. Эмир Абдульахад осознавал отсталость своей страны, но не шел на решительные шаги, находясь под давлением фанатичного духовенства с одной стороны и царских чиновников с другой.
Узбекистанский историк З.Абдирашидов в своей работе «Во имя просвещения… Исмаил Гаспринский и Туркестанская дворцовая элита» пишет следующее: «Абдульахад до конца жизни почти ежегодно приезжал на отдых в Ялтинскую резиденцию, и каждый раз встречался с Гаспринским, о чем свидетельствуют многочисленные, правда, весьма скудные сообщения в газете «Терджиман». Несмотря на имеющиеся разногласия, Абдульахад всегда помогал Гаспринскому: при случае отправлял поздравительные телеграммы, дорогие подарки, материально поддерживал его деятельность. Все эти поступки Абдульахада фиксировались царскими чиновниками».
Засилье консервативных сил, неготовность меняться в связи с вызовами времени весьма отрицательно сказались на судьбе центральноазиатских стран в 1917-1920 гг. Тем не менее личные связи И.Гаспринского с элитой этого региона способствовали становлению в этом регионе прогрессивных сил. Идеи действительно великих людей часто просто опережают свое время.